В России обеспечение качества высшего образования достигается через систему аккредитации, осуществляемую государственными органами управления образования и общественными организациями. Государственная аккредитация, дающая право на выдачу диплома государственного образца, гарантирует качество высшего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами РФ. По существу, государственная аккредитация, проводимая в форме комплексной оценки высшего учебного заведения, имеет институциональный характер и является обязательной для высших учебных заведений. Разумеется, задачей органов управления образования является повышение качества образовательных программ российских вузов, однако, так или иначе, получение государственной аккредитации обозначает соответствие минимальным требованиям и «уравнивает» в глазах потребителей — работодателей и студентов — сотни российских вузов, предлагающих одинаковые программы. Общественно-профессиональная аккредитация в области инженерного образования ставит перед собой другую задачу — выявление среди имеющегося многообразия лучших программ. Критерии аккредитации задают повышенные (по отношению к ГОС ВПО РФ) требования к аккредитуемой программе. Важным фактором является их гибкость, соответствие мировым тенденциям развития инженерной профессии и международному опыту обеспечения качества высшего образования. Критерии АИОР для общественно-профессиональной аккредитации программ в области техники и технологий изначально разрабатывались так, чтобы обеспечить международное признание результатов аккредитации и, соответственно, признание высокого качества программ российских вузов. Согласование предъявляемых требований к образовательным программам национальными организациями, отвечающими за качество образования в области техники и технологий, облегчает мобильность выпускников аккредитованных программ. Ярким и убедительным примером является Вашингтонское соглашение (Washington Accord), объединяющее соответствующие организации из США, Великобритании, Новой Зеландии, Канады, Австралии, Гонконга, Южной Африки и Японии (а также Германии, Малайзии, Сингапура, Республики Корея и Тайваня в качестве ассоциированных членов). Участники Соглашения признают существенную эквивалентность программ, аккредитованных по согласованным критериям в национальных системах, и подтверждают высокое качество подготовки специалистов по аккредитованным программам при их трудоустройстве на инженерные должности в любой из стран — участниц Соглашения. |
В Европе пока не существует общепризнанной системы признания результатов аккредитации. Однако создание ESOEPE (European Standing Observatory for the Engineering Profession and Education / Европейская постоянная наблюдательная комиссия по инженерной профессии и образованию) в 2000 г. и возникшая в ней идея проекта EUR-ACE положили начало разработке общеевропейской системы аккредитации инженерного образования. Когда Еврокомиссия в рамках
Болонского процесса объявила о конкурсе на разработку общеевропейских стандартов качества высшего образования по программе SOCRATES/TEMPUS, аккредитационные структуры стран Европы, занимающиеся оценкой качества подготовки инженеров, включая АИОР, подготовили заявку, которая получила одобрение Еврокомиссии.
Проект EUR-ACE (EURopean ACcredited Engineer) был задуман как создание комплекса критериев и процедур, на основе которого действующие национальные системы аккредитации инженерных программ в Европе были бы усовершенствованы в соответствии с Болонским процессом, а для тех стран, где не существует аккредитации программ, он мог бы служить основой для создания системы аккредитации. Выполнение задач проекта EUR-ACE должно стать заметным вкладом в процесс гармонизации европейского высшего инженерного образования, в том числе:
■ предоставить соответствующий «Европейский знак» выпускникам аккредитованных программ;
■ повысить качество образовательных программ подготовки инженеров;
■ содействовать транснациональному признанию инженерного образования путем распространения «общеевропейского знака»;
■ способствовать признанию качества подготовки специалистов компетентными ведомствами в соответствии с Директивами ЕС;
■ содействовать взаимному признанию качества программ в области техники и технологий.
Соисполнителями проекта выступили шесть европейских ассоциаций/сетей (FEANI, SEFI, CESAER, EUROCADRES, ENQHEEI, UNIFI/TREE) и восемь национальных ассоциаций/ аккредитационных агентств (ASIIN (Германия), CTI (Франция), EC UK (Великобритания), Engineers Ireland (Ирландия), CoPI (Италия), OE (Португалия), UAICR (Румыния) и АИОР/RAEE (Россия)).
На основе анализа действующих систем аккредитации и с учетом различий систем образования стран Европы был разработан проект общеевропейского стандарта для аккредитации инженерных программ. Основное требование для аккредитации программы — обеспечить готовность выпускников к ведению инженерной деятельности в соответствии с требованиями основных потребителей (заинтересованных лиц): промышленности, общества и студентов. При определении требований к выпускнику используется компетентностный подход, а учебный процесс должен обеспечивать приобретение соответствующих знаний, навыков и компетенций с помощью четко сформулированных и измеряемых результатов обучения (outcomes). Проект общего стандарта был вынесен на обсуждение широкой вузовской и инженерной общественности стран Европы. В частности, в России состоялись четыре семинара, на которых участники обсуждали проекты общеевропейских критериев аккредитации образовательных программ в области техники и технологий и перспективы развития общеевропейской системы гарантии качества инженерного образования. В рамках проекта состоялись визиты экспертов EUR-ACE, оценивавших применимость предлагаемых критериев в системах образования стран — участниц проекта и совместимость процедур аккредитации с общеевропейскими стандартами системы обеспечения качества, создаваемой в рамках Болонского процесса.
В настоящее время итоговые документы проекта, в том числе и «EUR-ACE Framework Standards for the Accreditation of Engineering Programmes including Template for Publication of Results», доступны на официальном сайте проекта: http:// www.feani.org/EUR_ACE/. На сайте Аккредитационного центра
АИОР (www.ac-raee.ru) опубликованы официальные версии итоговых документов проекта EUR-ACE на русском языке.
Как уже говорилось, стандарты EUR-ACE разрабатыва- ц лись, с одной стороны, на основе действующих систем ак- ф. кредитации инженерного образования в Европе, с другой — учитывалась необходимость соответствия разработанным С в рамках Болонского процесса требованиям к выпускникам образовательных программ первого и второго циклов («Дублинские дескрипторы») и ENQA Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area, одобренным на совещании министров, ответственных за высшее образование, в Бергене. Соответственно, критерии АИОР в настоящее время приведены к формату EUR-ACE, в частности, при оценивании содержания образовательных программ в качестве единиц трудоемкости используются кредиты ECTS, требования к компетенциям выпускников сформулированы на основе так называемых «Дублинских дескрипторов» и т.п. Весной 2006 г. результаты выполнения проекта EUR- ACE были представлены Еврокомиссии на состоявшемся в Брюсселе семинаре (совместно с презентацией результатов проекта в области химии: EUROBACHELOR in Chemistry), где получили официальное одобрение. Таким образом, с этого года разработанная общеевропейская система обеспечения качества инженерного образования начинает функционировать. Для управления системой EUR-ACE в феврале 2006 г. была создана некоммерческая ассоциация ENAEE (European Network for Accreditation of Engineering Education), одним из учредителей которой стала АИОР.
Каким же образом предполагается ее работа? Входящие в ENAEE аккредитационные агентства принимают на себя обязательства (подобно Washington Accord) считать программы, имеющие знак EUR-ACE, соответствующими общему стандарту, т.е. признавать их качество на общеевропейском уровне. Будет создан общеевропейский регистр программ, аккредитованных в соответствии с требованиями EUR-ACE. Присуждение знака на первом этапе (2 — 3 года) будет осуществляться программам, прошедшим оценивание международной группой экспертов. В это время пройдет окончательная проверка соответствия национальной системы аккредитации общеевропейской системе, и, при положительном результате, агентство получает право присуждения знака EUR-ACE аккредитуемым им программам. Наблюдательный комитет ENAEE, разумеется, периодически будет осуществлять мониторинг деятельности входящих в систему агентств.
Присуждение первых знаков EUR-ACE планируется уже в конце этого — начале следующего года. Две программы российских технических университетов уже заявлены и готовятся к прохождению оценки в соответствии со стандартами EUR-ACE. Важно отметить, что кроме формальной оценки в процессе аккредитации, даваемой внешними (в данном случае — международными) экспертами, вуз получает возможность взглянуть на свои программы собственными глазами с позиции требований международного профессионального сообщества и наметить пути их совершенствования.
Ассоциация инженерного образования России считает, что дальнейшее развитие национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий является важным фактором как в развитии инженерного образования в целом, так и создания систем гарантии качества в высшем образовании. Мы уверены, что признание высокого качества программ российских инженерных вузов на международном уровне будет способствовать расширению возможностей профессиональной мобильности выпускников аккредитованных программ и интеграции российской высшей школы в Европейское пространство высшего образования.