ПРИЗНАНИЕ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В России обеспечение качества высшего образования достигается через систему аккредитации, осущест­вляемую государственными органами управления образования и общественными организациями. Го­сударственная аккредитация, дающая право на вы­дачу диплома государственного образца, гарантирует качест­во высшего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами РФ. По существу, государс­твенная аккредитация, проводимая в форме комплексной оценки высшего учебного заведения, имеет институциональ­ный характер и является обязательной для высших учебных заведений. Разумеется, задачей органов управления образо­вания является повышение качества образовательных про­грамм российских вузов, однако, так или иначе, получение государственной аккредитации обозначает соответствие минимальным требованиям и «уравнивает» в глазах потре­бителей — работодателей и студентов — сотни российских вузов, предлагающих одинаковые программы. Обществен­но-профессиональная аккредитация в области инженерного образования ставит перед собой другую задачу — выявление среди имеющегося многообразия лучших программ. Крите­рии аккредитации задают повышенные (по отношению к ГОС ВПО РФ) требования к аккредитуемой программе. Важным фактором является их гибкость, соответствие мировым тен­денциям развития инженерной профессии и международ­ному опыту обеспечения качества высшего образования. Критерии АИОР для общественно-профессиональной аккре­дитации программ в области техники и технологий изначаль­но разрабатывались так, чтобы обеспечить международное признание результатов аккредитации и, соответственно, при­знание высокого качества программ российских вузов. Со­гласование предъявляемых требований к образовательным программам национальными организациями, отвечающими за качество образования в области техники и технологий, облегчает мобильность выпускников аккредитованных про­грамм. Ярким и убедительным примером является Вашинг­тонское соглашение (Washington Accord), объединяющее соответствующие организации из США, Великобритании, Но­вой Зеландии, Канады, Австралии, Гонконга, Южной Африки и Японии (а также Германии, Малайзии, Сингапура, Респуб­лики Корея и Тайваня в качестве ассоциированных членов). Участники Соглашения признают существенную эквивалент­ность программ, аккредитованных по согласованным кри­териям в национальных системах, и подтверждают высокое качество подготовки специалистов по аккредитованным про­граммам при их трудоустройстве на инженерные должности в любой из стран — участниц Соглашения.

В Европе пока не существует общепризнанной систе­мы признания результатов аккредитации. Однако создание ESOEPE (European Standing Observatory for the Engineering Profession and Education / Европейская постоянная наблюда­тельная комиссия по инженерной профессии и образованию) в 2000 г. и возникшая в ней идея проекта EUR-ACE положили начало разработке общеевропейской системы аккредитации инженерного образования. Когда Еврокомиссия в рамках

Болонского процесса объявила о конкурсе на разработку общеевропейских стандартов качества высшего образова­ния по программе SOCRATES/TEMPUS, аккредитационные структуры стран Европы, занимающиеся оценкой качества подготовки инженеров, включая АИОР, подготовили заявку, которая получила одобрение Еврокомиссии.

Проект EUR-ACE (EURopean ACcredited Engineer) был заду­ман как создание комплекса критериев и процедур, на основе которого действующие национальные системы аккредитации инженерных программ в Европе были бы усовершенствованы в соответствии с Болонским процессом, а для тех стран, где не существует аккредитации программ, он мог бы служить основой для создания системы аккредитации. Выполнение задач проекта EUR-ACE должно стать заметным вкладом в процесс гармонизации европейского высшего инженерного образования, в том числе:

■   предоставить соответствующий «Европейский знак» вы­пускникам аккредитованных программ;

■  повысить качество образовательных программ подготовки инженеров;

■   содействовать транснациональному признанию инженер­ного образования путем распространения «общеевропей­ского знака»;

■   способствовать признанию качества подготовки специа­листов компетентными ведомствами в соответствии с Ди­рективами ЕС;

■  содействовать взаимному признанию качества программ в области техники и технологий.

Соисполнителями проекта выступили шесть европейских ассоциаций/сетей (FEANI, SEFI, CESAER, EUROCADRES, ENQHEEI, UNIFI/TREE) и восемь национальных ассоциаций/ аккредитационных агентств (ASIIN (Германия), CTI (Франция), EC UK (Великобритания), Engineers Ireland (Ирландия), CoPI (Италия), OE (Португалия), UAICR (Румыния) и АИОР/RAEE (Россия)).

На основе анализа действующих систем аккредитации и с учетом различий систем образования стран Европы был разработан проект общеевропейского стандарта для аккре­дитации инженерных программ. Основное требование для ак­кредитации программы — обеспечить готовность выпускников к ведению инженерной деятельности в соответствии с тре­бованиями основных потребителей (заинтересованных лиц): промышленности, общества и студентов. При определении требований к выпускнику используется компетентностный подход, а учебный процесс должен обеспечивать приобрете­ние соответствующих знаний, навыков и компетенций с по­мощью четко сформулированных и измеряемых результатов обучения (outcomes). Проект общего стандарта был выне­сен на обсуждение широкой вузовской и инженерной обще­ственности стран Европы. В частности, в России состоялись четыре семинара, на которых участники обсуждали проекты общеевропейских критериев аккредитации образовательных программ в области техники и технологий и перспективы раз­вития общеевропейской системы гарантии качества инже­нерного образования. В рамках проекта состоялись визиты экспертов EUR-ACE, оценивавших применимость предлага­емых критериев в системах образования стран — участниц проекта и совместимость процедур аккредитации с общеев­ропейскими стандартами системы обеспечения качества, со­здаваемой в рамках Болонского процесса.

В настоящее время итоговые документы проекта, в том числе и «EUR-ACE Framework Standards for the Accreditation of Engineering Programmes including Template for Publication of Results», доступны на официальном сайте проекта: http:// www.feani.org/EUR_ACE/. На сайте Аккредитационного центра

АИОР (www.ac-raee.ru) опубликованы официальные версии итоговых документов проекта EUR-ACE на русском языке.

Как уже говорилось, стандарты EUR-ACE разрабатыва- ц лись, с одной стороны, на основе действующих систем ак- ф. кредитации инженерного образования в Европе, с другой — учитывалась необходимость соответствия разработанным С в рамках Болонского процесса требованиям к выпускникам образовательных программ первого и второго циклов («Дуб­линские дескрипторы») и ENQA Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area, одоб­ренным на совещании министров, ответственных за высшее образование, в Бергене. Соответственно, критерии АИОР в настоящее время приведены к формату EUR-ACE, в частнос­ти, при оценивании содержания образовательных программ в качестве единиц трудоемкости используются кредиты ECTS, требования к компетенциям выпускников сформулирова­ны на основе так называемых «Дублинских дескрипторов» и т.п. Весной 2006 г. результаты выполнения проекта EUR- ACE были представлены Еврокомиссии на состоявшемся в Брюсселе семинаре (совместно с презентацией результатов проекта в области химии: EUROBACHELOR in Chemistry), где получили официальное одобрение. Таким образом, с этого года разработанная общеевропейская система обеспечения качества инженерного образования начинает функциониро­вать. Для управления системой EUR-ACE в феврале 2006 г. была создана некоммерческая ассоциация ENAEE (European Network for Accreditation of Engineering Education), одним из уч­редителей которой стала АИОР.

Каким же образом предполагается ее работа? Входящие в ENAEE аккредитационные агентства принимают на себя обязательства (подобно Washington Accord) считать програм­мы, имеющие знак EUR-ACE, соответствующими общему стандарту, т.е. признавать их качество на общеевропейском уровне. Будет создан общеевропейский регистр программ, аккредитованных в соответствии с требованиями EUR-ACE. Присуждение знака на первом этапе (2 — 3 года) будет осу­ществляться программам, прошедшим оценивание междуна­родной группой экспертов. В это время пройдет окончательная проверка соответствия национальной системы аккредитации общеевропейской системе, и, при положительном результа­те, агентство получает право присуждения знака EUR-ACE аккредитуемым им программам. Наблюдательный комитет ENAEE, разумеется, периодически будет осуществлять мони­торинг деятельности входящих в систему агентств.

Присуждение первых знаков EUR-ACE планируется уже в конце этого — начале следующего года. Две программы рос­сийских технических университетов уже заявлены и гото­вятся к прохождению оценки в соответствии со стандартами EUR-ACE. Важно отметить, что кроме формальной оценки в процессе аккредитации, даваемой внешними (в данном слу­чае — международными) экспертами, вуз получает возмож­ность взглянуть на свои программы собственными глазами с позиции требований международного профессионального сообщества и наметить пути их совершенствования.

Ассоциация инженерного образования России считает, что дальнейшее развитие национальной системы обществен­но-профессиональной аккредитации образовательных про­грамм в области техники и технологий является важным фак­тором как в развитии инженерного образования в целом, так и создания систем гарантии качества в высшем образовании. Мы уверены, что признание высокого качества программ рос­сийских инженерных вузов на международном уровне будет способствовать расширению возможностей профессиональ­ной мобильности выпускников аккредитованных программ и интеграции российской высшей школы в Европейское про­странство высшего образования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector