ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТСКИХ PR-КАМПАНИЙ В РОССИИ

18 лет назад Россия вступила на путь становления демократии. Процесс интегрирования 70-летней коммунистической державы в демократическую проходил долго и болезненно, и нельзя сказать, что он окончательно завершился к настоящему моменту. Наиболее ярким показателем этого перехода служат еще немногочисленные президентские кампании. Хотелось бы подчеркнуть именно то, что при малом их количестве каждая из этих кампаний является своего рода отражением происходящих в российском обществе социальных процессов. Как наиболее яркие примеры, хотелось бы привести выборы президента в 1996 году и в 2008, а именно особенности этих двух PR-компаний.

После двоевластия по окончании президентских выборов РСФСР 1991 года, после распада Советского Союза, после всех трудностей 90-х годов по данным социологических опросов за 1996 год популярность Ельцина среди россиян была очень низка: около 5% населения страны поддерживало президента. На начало предвыборных кампаний из 10 претендентов острая основная борьба разворачивалась между двумя: Ельциным и Зюгановым, что и показал второй тур выборов. Это и была главная интрига: было совершенно не понятно, кто станет президентом, так как оба кандидата не набрали половины голосов, и разрыв между ними в голосах был минимальным. Заключались альянсы с другими кандидатами, не набравшими много голосов, но чей электорат мог сыграть решающую роль, средства массовой информации неистово агитировали за Ельцина. И такая направленность кампаний дала результат: начиная с 5% сторонников, Ельцин добился поддержки 53%.

Иностранные наблюдатели признали выборы честными и справедливыми, хотя и отметили, что изначально оба кандидата были в неравных условиях, т.к. на кампанию Б.Н. Ельцина тратились огромные государственные средства, доступ к которым другой кандидат в таком масштабе не имел.

Можно с уверенностью сказать, что именно подорвало доверие народа к Ельцину на первом его сроке: события декабря 1991 г., политический кризис 93-его, развязывание войны в Чечне, которая особо обострилась на момент президентских выборов 1996 г., падение престижа России на мировой политической и экономической арене. В итоге и получилась настолько печальная картина: 5% всего населения страны поддерживало политику Ельцина.

В дальнейшем доверие граждан к президенту, несмотря на победу на выборах, неукоснительно падало. Помимо вышеперечисленных причин к этому добавился и экономический кризис 1998 года.

Тем не менее, о PR-кампании президентских выборов можно было сказать следующее: эта компания была рассчитана на снизившуюся популярность главы государства, и всеми возможными способами пыталась такое положение дел исправить в лучшую сторону. Этому способствовало и то, что сподвижниками Ельцина контролировались фактически все СМИ страны.

Теперь рассмотрим картину, сложившуюся накануне выборов 2008 года. На данном этапе можно сказать, что нынешнее положение в стране разительно отличается от того нестабильного, полуразваленного государства, которое было в 1996 году. Можно сказать, что на первый взгляд все почти идеально: наметились позитивные процессы как во внутреннем, так и во внешнем политическом курсе государства, относительная экономическая стабильность, все то, чего так ждало население после эпохи 90-х. Однако
неудачные в большинстве своем реформы (административная, образования и другие) стали той самой ложкой дегтя в бочке меда.

Точно так же, как и накануне выборов 2000 года, президент снова одобряет кандидатуру «Приемника».

Главным отличием нынешних выборов можно считать явную предопределенность президентской гонки. Чем это вызвано: желанием дальнейшей стабильности и завершения всех начатых Путиным реформ или это просто апатия населения, не желающего участвовать в том сценарии, который уже заранее расписан Кремлем?

Еще никогда прогнозы так не совпадали с реальными результатами, а в России не было столь предсказуемых и неинтересных с точки зрения конкуренции и применяемых PR-технологий выборов.

Таким образом, интрига выборов 2008 состояла не в том, кто станет новым президентом, а в том, с каким отрывом от остальных кандидатов выиграет Дмитрий Медведев, какой уровень поддержки окажет ему и его политической программе население. Так же, как и в 1996 г., даже при таких сценарированных выборах, основной упор PR-кампании «приемника» делается на поддержку электората. Не удивительно, что еще задолго до начала официальной предвыборной кампании Дмитрий Медведев ездил по стране, часто мелькал в официальных СМИ, выступал на большинстве значимых экономических форумах. Так или иначе, борьба за поддержку населения началась задолго до того даже, как его кандидатуру на пост президента одобрил Путин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector