Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное тесно связано с личностным бессознательным, которое вместе с другими системами психики образует единую психическую структуру личности. Интегрирующий центр этой структуры, обозначенной Юнгом как «das Selbst» — Самость, выражается в архетипе единства и целостности, в архетипическом стремлении объединить все элементы психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта. Становление Самости происходит в процессе индивидуации, т.е. в процессе усвоения сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. На языке общечеловеческой символики Самость выражается в виде определенного геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным. Поэтому, согласно Юнгу, она объединяет четыре системы психики, по-разному распределяющихся между сознательным и бессознательным.

  • Ich (Я) – самая малая часть психики как целого, центр осознаваемых психических переживаний;
  • Persona (маска) – некоторая индивидуальная система приспособления к миру; это то, чем человек не является, но то, чем он сам себя считает, та социальная роль, которую играет индивид;
  • Schatten (тень) – совокупность всех личностных и коллективных элементов, которые подавлены и вытеснены в бессознательное в соответствии с избранными жизненными установками и ориентациями. В бессознательном эти элементы объединяются в некоторую более или менее самостоятельную личность;
  • Anima и Animus (образы женщины и мужчины) – Анима – это архетипический женский образ в мужской личности, Анимус – это первообраз мужчины в психике женской личности. Соответствующие образы проецируются на предмет любви и определяют любое влечение и любое отвращение.

Юнг переносит эти представления о психической структуре личности на анализ культуры и приходит к выводу, что главным в ее развитии является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики. С этой точки зрения, по мнению Юнга, культуре угрожают две опасности: растворение личностного начала в стихии коллективного бессознательного (мистические религиозные культы Востока) и абсолютизация человеческого «Я» при подавлении и игнорировании архетипически бессознательного (индивидуалистическая, технократическая европейская культура). Вторая тенденция наиболее опасна, так как подавление архетипических стремлений нарушает гармонию личности и ведет к эффекту пружины, когда подавленные архетипы прорываются на поверхность сознания в самых неуправляемых формах.

Поэтому подлинной задачей культуры Юнг считает индивидуацию, т.е. определенное уравновешивание сознательного и бессознательного начал.

Рассмотренными концепциями, конечно, не исчерпывается многообразие подходов к анализу культуры. Среди признанных теорий можно назвать также игровую теорию культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет), структуральную антропологию (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко), постмодернистские интерпретации культуры (Ж. Деррида).

Как видим, каждая  концепция предлагает свое основание для типологии культуры. Любая типология подобна лучу, высвечивающему какую-то существенную сторону сложнейшего социокультурного развития.

Вопросы

 

  1. Основные принципы марксистской концепции культуры.
  2. Что такое «осевое время» в концепции К. Ясперса?
  3. Культурная история человечества в концепции К. Ясперса.
  4. В чем сущность культурно-исторической типологии Н.Я. Дани-левского?
  5. Понятие локальных культурно-исторических типов в концепции Н.Я. Данилевского.
  6. Характеристика основных культурно-исторических типов в концепции О. Шпенглера.
  7. Понятия «культура» и «цивилизация» в концепции О. Шпенглера.
  8. В чем  сущность  проблемы  культурной  динамики в концепции А. Тойнби?
  9. «Вызов-и-Ответ» в концепции А. Тойнби.

10. Роль «творческого меньшинства» в понимании А. Тойнби.

11. Основные и переходные типы культурных суперсистем в концепции П.А. Сорокина.

12. Общее и особенное в культурно-исторической типологии

О. Шпенглера и А. Тойнби.

13. Принципиальные различия между концепциями К. Ясперса и

А. Тойнби.

14. В чем сходство и различия идеи циклического развития культур в учениях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера?

15. Содержание понятий «культура» и «цивилизация» в концепциях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

16. Общие и особенные черты в концепциях развития культуры

Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера.

17. Назовите отличия в психоанализе культур З. Фрейда и К. Юнга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector