Культура Индии. Культурно-историческая динамика. Система ценностей

Почти одновременно с древними цивилизациями Египта и Месопотамии возникают первые земледельческие общества, положившие начало развитию индийской и китайской культур, отличающихся чрезвычайной устойчивостью традиций.

Каждая из этих культур прошла определенную эволюцию, без ознакомления с которой невозможно понять их своеобразие.

В развитии индийской культуры до сер. ХIХ в. (когда традиционное общество начинает трансформироваться в современное) можно выделить два крупных культурно-исторических периода:

  1. Культура Хараппской цивилизации (2500 – 1700 гг.). Центром этой цивилизации стали города Хараппа (в районе современной Хараппы в Пенджабе) и Мохеджо-Даро (в Синде) в долине Инда. Это была высокоразвитая цивилизация, письменность которой до сих пор не расшифрована. Из-за неразгаданности письменности трудно судить о духовной культуре этой цивилизации. До наших дней сохранились обнаруженные в ходе археологических раскопок остатки городских построек, инженерных сооружений, орудия труда, оружие, керамика, изделия декоративно-прикладного искусства, позволяющие судить о высоком уровне развития культуры, закат которой наступил при невыясненных до сих пор обстоятельствах.
  2. Индо-арийский период (с ХV в. до н.э. – сер. ХIХ в. н.э.). Этот период начинается с приходом в долину Инда ариев, которые вторглись в Северную Индию и постепенно стали продвигаться на юг, навязывая местным племенам свою культуру и религию, основанную на «Ведах». Язык и верования ариев определили исторический путь индийской цивилизации на долгие тысячелетия.

Этот путь представлен следующими культурно-историческими периодами:

— Ведический (ХV в. до н.э. – сер. I тыс. до н.э.). Это время, когда арийские кочевые племена, постепенно захватывая новые земли, переходили к оседлому образу жизни, земледелию, в том числе ирригационному. Основу духовной культуры составляли представления, зафиксированные в Ведах (санскр. — знания). Первоначально Веды, являвшиеся результатом устного творчества, передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Затем жрецы обработали их, записали, создали к ним комментарии. Основу Вед составляют четыре сборника: Ригведа (книга гимнов), Самаведа (сборник ритуалов и песнопений), Яджурведа (молитвы при жертвоприношениях), Атхарваведа (книга заклинаний и магических формул).

Веды отразили политеизм индоариев. Пантеон ведических богов, олицетворявших силы природы и качества души, огромен (от 33 до 3000) и слабо систематизирован. В нем выделяются две группы богов: асуры и дэвы (которые позднее стали злыми и добрыми духами). В культе ведического периода центральную роль играли жертвоприношения. Святилищ и храмов, а также изображений богов не было.

С течением времени представления индоариев об окружающем их мире усложняются. Опираясь на Веды, они создают более сложную картину мира, отражающую новые культурные доминанты. Наступает новый этап в развитии индоарийской культуры.

— Брахмано-буддийский (сер. I тыс. до н.э. – сер. I тыс. н.э.). В этот период формулируются основные идеи, ставшие общими для религиозных концепций брахманизма и буддизма. Формирование этих религиозных концепций, содержащих идеи «осевого времени», сопровождалось экономическим подъемом, политической стабильностью и расцветом художественной культуры.

К середине I тыс. до н.э. оформляются религиозно-философские комментарии к Ведам — Упанишады (санскр. — сидящий у ног учителя), которые вместе с другими комментариями к Ведам Брахманами (истолкованиями обрядов) и Араньяками (санскр. — лесными книгами – руководствами для отшельников, соединившими ритуальную и философско-этическую сторону религии) стали основой для формирования брахманизма.

Главное положение брахманизма (сохранившего черты политеизма) – это представление о Брахмане как безличном абсолютном духовном начале (немыслимое, невидимое, неслышимое, непознаваемое, непроявленное, лишенное образа, безначальное, бесконечное), из которого возникает мир. Брахман представлен тремя богами: Брахмой (создателем мира), Шивой (разрушителем), Вишну (хранителем). Вишну и Шива представлены также их земными воплощениями – аватарами.

С богом Брахмой стали связывать возникновение варн (санскр. — цвет): брахманы (жрецы) произошли из уст Брахмы, кшатрии (князья, воины) – из его рук, вайшьи (земледельцы, скотоводы и торговцы) – из его бедер, шудры (слуги) – из его ступней. Каждой варне соответствовал цветовой символ: брахманам – белый, кшатриям – красный, вайшьям – желтый, шудрам – черный. Три первые варны были арийского происхождения, четвертая включала потомков покоренных арийцами аборигенов Индии. Это деление общества на варны было законодательно закреплено «Законом Ману» (полулегендарного правителя Индии V в. до н.э.).

Принадлежность человека к той или иной варне объяснялась, исходя из общих представлений брахманизма об окружающем мире и положении человека в этом мире. Согласно этим представлениям, человеческая жизнь является частью мирового круговорота, подвержена сансаре (санскр. – блуждание, круговорот) – непрерывному круговороту жизней и смертей, определяемому кармой (санскр. – действие и его результат), т.е. совокупностью поступков человека, которая определяет, в какое тело переселится его душа после смерти, каким будет его новое воплощение. Спасение в брахманизме мыслится не как улучшение кармы, а как достижение мокши – состояния, когда индивидуальная душа (атман как часть мировой души) сливается с Брахмой.

Упанишады содержат в себе основания, позволяющие по-разному трактовать основные понятия брахманизма. На этой основе постепенно возникли различные религиозно-философские системы, разрабатывавшие преимущественно ту или иную сторону брахманизма, но все они считаются равноправной формой трактования истины. Самыми распространенными религиозно-философскими системами считаются веданта, миманса, санхья, ньяя, вайшешика и йога.

Брахманистскими идеями насыщены и знаменитые эпосы «Махабхарата» («Великая война потомков Бхараты» — 107 тыс.двустиший) и «Рамаяна» («Сказание о подвигах Рамы» — 24 тыс. двустиший), которые в индийской культуре выполняют также роль священных книг, выступают руководством в решении жизненных проблем.

В «осевое время», на рубеже VI – V вв. до н.э., в Индии начинает распространяться новая религия – буддизм, которая к концу I тыс. до н.э. становится мировой религией. Ее основоположником считается Сиддхартха Гаутама Шахья Муни (из Бенгалии, северной окраины долины Ганга), который стал называться Буддой ( санскр. – просветленный). Будда, опираясь на учение о сансаре, карме, мокше, предложил отличающийся от брахманизма взгляд на окружающий мир, на самого человека, новую этику – средний путь (между стремлением человека к удовольствиям и стремлением к жесткому аскетизму). В основе учения Будды лежат так называемые «четыре благородные истины»:

  1. Все есть страдание.
  2. Есть причина страдания (это привязанность человека к внешнему миру, рождающая желания, которые, в свою очередь, рождают поступки, составляющие карму, которая движет сансарой, привязывая человека к внешнему миру).
  3. Есть освобождение от страданий – нирвана (санскр. – угасание).
  4. Есть путь к нирване – восьмеричный путь (путь нравственного совершенствования).

Основы восьмеричного пути были изложены Буддой в так называемой Бенаресской проповеди.

Пройдя по восьмеричному пути, человек мог войти в состояние нирваны, в котором прекращалось действие закона кармы и душа человека покидала сансару, освобождалась от оков жизни и смерти. Это освобождение было результатом собственных усилий человека независимо от его принадлежности к той или иной варне.

Буддизм стал быстро распространяться в индийском обществе, ослабил влияние брахманов-жрецов и способствовал объединению страны. Во второй пол. I тыс. до н.э. на территории Индии образовывается крупное централизованное государство, получившее наименование государства Маурьев (по имени правящей династии, основателем которой считается Чандрагупта (322 г.), правитель государственного образования Магадха). Часто этот период называется Магадхо-Маурийской эпохой. Выдающийся правитель династии Маурьев Ашока (273 – 233 гг. до н.э.) провозгласил буддизм государственной религией, что повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде.

В первые века н.э. Маурьев сменила династия Кушанов (I – III вв. н.э.). Наивысшего могущества Кушанская империя достигла в правление Канишки (78 – 123 гг. н.э.). Кушанские правители продолжили культурные традиции, сформировавшиеся в Магадхо-Маурийскую эпоху. В частности, при Маурьях впервые для строительства храмов и создания крупных скульптур стали применять камень. Сохранившиеся до наших дней постройки носят в основном культовый характер. К этому времени относятся ступы (полусферические купола на барабане), пещерные храмы и монастыри (чатьи). Самыми известными сооружениями этого периода считается ступа в Санчи (III – I вв. до н.э.) и чатья в Карме (I в. до н.э. – I в. н.э.).

Уже в Кушанскую эпоху буддизм распался на два направления: хинаяну (малая колесница, узкий путь) и махаяну (большая колесница, широкий путь). Буддизм махаяны постепенно получает все более широкое распространение как в Индии, так и за ее пределами. Постепенно влияние буддизма в Индии падает. Наступает новый период в развитии индоарийской культуры.

— Индуистский период (V в. до н.э. – сер. ХIХ в.). Становление индуистской культуры связано с созданием империи Гуптов в IV в. н.э. на большей части Северной Индии. В это время местные религии, впитавшие в себя многочисленные элементы брахманизма и буддизма в условиях становления на новой основе варно-кастового строя, составили комплекс верований, который обычно называют индуизмом. Особое развитие в индуизме получил культ богов брахманистской триады (тримурти): Брахмы, Шивы, Вишну, при этом основное внимание уделяется Шиве и Вишну. На этой основе в рамках индуизма сформировалось два крупнейших направления: шиваизм и вишнуизм.

В VI в. держава Гуптов была захвачена кочевыми племенами гуннов. Центр развития индийской культуры перемещается в южные районы Индостана. Индия вступает в период политической раздробленности. Несмотря на это, индийская художественная культура переживает период расцвета. Особенно это касается архитектуры, которая воплощает в камне идеи индуизма. Взлет каменного индуистского зодчества, нерасторжимо связанного со скульптурой, приходится на VIII – ХIII вв. Ярким свидетельством этого являются храмовые комплексы в Эллоре (в том числе храм Кайласанатхи – храм владыки горы Кайласа, места обитания бога Шивы).

В ХIII в. хозяйственная и художественная жизнь Индии вступила в полосу стагнации. Индия подверглась тюркскому завоеванию. В результате на значительной части ее территории распространяется мусульманская культура. Индуистская культура приходит в упадок, который продолжается с установлением в ХVIII веке в Индии английского господства. Индия превращается в английскую колонию, ее культура подвергается мощному европейскому воздействию, происходят изменения в хозяйственном укладе, образе жизни. Начинается разложение традиционных структур индийского общества.

С окончанием второй мировой войны Индия получает независимость и новые возможности для развития своей культуры, имеющей тысячелетние традиции, возможно таящие в себе новые импульсы для ее дальнейшей эволюции.

Новые черты приобретает в ХХ в. и еще одна культура, имеющая тысячелетние традиции. Это культура китайской цивилизации, возникшей на рубеже III – II тысячелетия до н.э.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector