Культура Китая. Культурно-историческая динамика. Система ценностей

 

С тех пор китайская культура прошла огромный путь, обретя и сохраняя свою самобытность и целостность. По традиции, идущей от китайского историка Сыма Цяня (145 – 86 гг. до н.э.), создавшего фундаментальный труд «Исторические записки» (130 томов), китайскую историю принято представлять как историю династий. Их название происходило от названия племени, княжества или рода, подчинившего себе ряд других племен и территорий и создавшего на этой основе единое государство.

Опираясь на династическую хронологию, весь культурно-исторический путь китайской цивилизации до трансформации традиционного общества в современное (т.е. до сер. ХIХ в.) можно представить следующим образом:

  1. 1.               Культура ранних государств, охватывающая правление динстий Шан (Инь) (ХVIII – ХII вв. до н.э.) и Чжоу (ХI – III вв. до н.э.), создавших государственные образования в среднем течении реки Хуанхэ.

Однако первой китайской династией считается «Ся», охватывающая период правления пяти легендарных императоров, время владычества которых воспринималось в китайской традиции как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Но достоверных сведений о времени правления династии «Ся» не существует.

В эпоху Шан (Инь) и Чжоу складываются основы хозяйственного уклада (ирригационное земледелие, общинное землепользование и т.д.), возникает иероглифическая письменность, формируются принципы китайской государственности, основанные на представлении о божественном происхождении царской власти. Верховный правитель (ван) объявляется Сыном Неба и Единственным его земным воплощением, обладающим магической силой (дэ), которая делала его посредником между богом и людьми и владыкой Поднебесной (так китайцы стали называть свою страну). Формируется культ Неба, которое рассматривается как высшее начало.

Складывается космогоническая мифология, включающая в себя важные для китайской духовной культуры представления о мужском (ян) и женском (инь) началах. Именно взаимоотношения инь и ян характеризуют мировой порядок. Небо начинает толковаться как воплощение ян, а земля –  как воплощение инь. Ян и инь характеризовали собой и двойственную природу (добрую и злую) стихий или элементов, из которых состоит мир: дерево (ему соответствовал синий или зеленый цвет), земля (черный цвет), вода (белый цвет), огонь (красный цвет), металл (желтый цвет). Стихии находятся в тесной взаимосвязи и в циклическом взаимодействии. Модель мира также выглядела пятичленной: четыре стороны света и центр в качестве середины. Такой серединой считался Китай. Не случайно современные китайцы называют свою страну Чжунго (Срединное государство).

В этот период сохраняется и получает дальнейшее развитие культ предков, являющийся наследием первобытной эпохи. Но специфика китайской культуры состоит в том, что этот культ сохраняет свое  значение, в то время как в культурах других цивилизаций он в значительной мере преодолевается.

С VIII в. до н.э.  влияние династии Чжоу стало ослабляться. На месте единого государства возникли мелкие, затем более крупные царства, которые в течение почти 300 лет вели между собой постоянные войны.

  1. 2.               Период Чжань Го («Воюющих царств»), охватывающий V – III вв. до н.э. Это время, когда китайская культура обогащается новыми идеями, знаменующими собой вхождение Китая в «осевое время».

На рубеже VI – V вв. до н.э. возникает конфуцианство. Основоположником конфуцианства считается Учитель Кун (Кун-Фу-цзы, в латинской транскрипции – Конфуций), изречения которого были сведены его учениками воедино в книгу «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Рассматривая человека как особую реальность, способную сама себя созидать, Конфуций предлагает пути нравственного самосовершенствования человека. Исходя из этого, Конфуций строит свою концепцию «жэнь» — человеческого начала в человеке, которое одновременно является и его долгом, обусловленным отношениями с другими людьми. «Жэнь», по мнению Конфуция, реализуется в конкретных образцах достойного поведения, получивших наименование «ли» (правил, ритуалов), которые блокируют опасные для сотрудничества конфликты, позволяют людям продуктивно общаться, оставаясь разными по природному и социальному статусу. Содержательными основаниями «ли» в конфуцианском понимании являются «сыновняя почтительность» (сяо) и исправление имен (чжэн мин). Сяо обеспечивает преемственность поколений, чжэн мин – функционирование общества, так как является формой ответственного общественного поведения, которое выражено в формуле: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец –отцом, сын – сыном».

Программа личностного самосовершенствования выражена Конфуцием в его суждениях о «благородном муже» (чертами личности которого являются стремление к «жэнь», «ли», «сяо», «чжэн мин»).

Другая модель культурного развития человека нашла свое выражение в даосизме. Основателем даосизма считается Лао-цзы (кон. VI – нач. V в. до н.э.), учение которого также было изложено после его смерти и представляет собой сборник изречений «Дао дэ цзин» («Книга о пути и благодати»). Центральным понятием учения Лао-цзы является «дао» («дао» можно перевести как путь) — первоначало, первооснова, закон всего существующего. Человек открывает истоки своей бесконечности через следование дао, основываясь на принципе «недеяния» («у вэй»). Под «недеянием» понимается активная деятельность человека в соответствии с естественным ходом вещей, когда необходимые человеку изменения достигаются посредством максимального использования возможностей, предоставляемых естественным ходом событий либо заключенных в сущности самих вещей, событий, явлений природы. Учение о «дао» заставляет человека соотносить свои поступки, ценности, которыми он обладает, с высшей истиной, с мировым ритмом, с основой всего сущего.

Даосизм, как и конфуцианство, получив широкое распространение в китайском обществе в период Чжань Го, способствовал преодолению политической раздробленности и созданию единого государства. Объединяющим центром стало царство Цинь, правитель которой, подчинив своей власти остальные царства, принял новый титул «хуанди» (император) и стал первым императором Китая под официальным титулом Цинь Шихуанди.

  1. 3.               Культура ранних империй (III в. до н.э. – III в. н.э.), охватывающая правление династий Цинь и Хань. В этот период времени были найдены устойчивый образ жизни и система государственного управления, в основе которых лежали конфуцианство и даосизм, было закончено становление китайской иероглифической письменности, обусловившей особое видение мира китайцами, особенности их мышления. С эпохами Цинь и Хань связаны такие значительные достижения китайской культуры, как изобретение бумаги, появление шелковой ткани, пороха, строительство Великой Китайской стены, установление Великого шелкового пути, строительство дворцов и т.д.

В III в. н.э. династия Хань окончательно пала. Наступил период раздробленности и междуусобиц, растянувшийся на 400 лет. В этот период происходят существенные этнокультурные перемены: население Китая смешивается с кочевыми племенами, приходившими волнами, в результате чего китайская культура смешивалась с «варварской». Изменения затронули все области: язык, материальную и духовную культуру, религию. В IV – V вв. н.э. в Китае начинает быстро распространяться буддизм.

С окончанием политической раздробленности наступает экономический подъем и новый культурный расцвет Китая.

  1. 4.               Период правления династий Тан (VII – Х вв.) и Сун (Х – ХIII вв.). Этот период считается эпохой истинного расцвета Китая, золотым веком его культуры, особенно в области литературы и искусства. Художественная культура Китая приобретает в это время яркую самобытность, основанную на синкретизме живописи, поэзии, каллиграфии, пронизанных глубоким символизмом. Восприятие произведений китайской живописи и поэзии требует особого умения обнаруживать контексты, объединяя художественные образы в единую символическую картину. На основе искусства каллиграфии создается шкала оценок живописного искусства, постепенно разделяющаяся на жанры (которые не соответствуют европейскому жанровому делению): «горы-воды», «цветы и птицы», «травы и насекомые». В них отражаются основные космологические принципы даосизма (выражение единого через единственное, выявление в каждом образе взаимодействия инь, (например, вода) и ян (например, горы), вплетение человека в мир природы и т.д.

Очень часто живописные изображения дополнялись стихотворными строками. Одним из наиболее известных художников и поэтов этого времени считается Ван Вэй (699 – 799 гг.), произведения которого стали образцом для подражания в последующие времена.

Наряду с живописью, поэзией и каллиграфией, получила развитие и архитектура в основном под влиянием буддизма. В это же время возникают так называемые комплексы ландшафтных садов, включавшие в себя архитектурные сооружения и скульптуру.

Монгольское нашествие в кон. ХIII в. принесло китайской культуре огромные бедствия и разрушения. Замерла жизнь больших городов, наступил упадок в экономике. Монгольское владычество длилось полтора века и было едва ли не самым тяжелым временем в истории Китая. Монгольское иго было свергнуто в сер. ХIV в. Наступил новый период в истории и культуре традиционного Китая, приходящийся на правление династий Мин и Цин (сер. ХVII в. – 1912 г.).

В этот период (ХIV – сер. ХVII вв.) происходит сближение Китая с европейским миром, особенно в период правления династии Цин, что приводит к изменениям, носящим характер цивилизационных сдвигов. С сер. ХIХ в. Китай вступает в качественно новую фазу своего культурно-исторического развития.

Вопросы

  1. Назовите характерные черты традиционного общества.
  2. Каковы основные достижения месопотамских цивилизаций?
  3. Какую роль в развитии древнеегипетской цивилизации и культуры сыграл Нил?
  4. Назовите идеи, которые являются общими для брахманизма, буддизма, индуизма.
  5. Какое влияние на развитие художественной культуры Индии оказал буддизм?
  6. Какую роль в развитии китайского искусства сыграл даосизм?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector