Художественные традиции исламского мира


Под влиянием ислама сложилась самобытная художественная культура. Исламское искусство не знает культовых изображений. Одной из главных святынь были старинные рукописи. Это привело к развитию каллиграфии и книжной миниатюры. Искусство оформления книги достигло исключительной высоты, в том числе искусство орнамента, который стал применяться также для украшения мечетей, керамики, оружия, изделий из металла и стекла, тканей, ковров. Европа познакомилась с персидскими коврами в ХVI в. С тех пор они стали олицетворять собой искусство арабского Востока.

Высокой ценности книг способствовало наличие в них ярких красочных миниатюр. Их отличительными особенностями являются:

—         повышенная декоративность, базирующаяся на тонком линейном рисунке без светотени;

—         интенсивная и чистая световая гамма;

—         локальный колорит;

—         яркая образность;

—         широкое распространение устоявшихся сюжетов, художественных приемов и композиционных схем;

—         повествовательность, отсутствие преувеличенной спиритуализации.

Главные центры искусства миниатюры находились в Сирии, Иране, Египте, Испании, Северной Африке. Самыми выдающимися считаются ширазская (Иран), гератская (Афганистан) и багдадская школы.

Важнейшее место в арабо-мусульманской художественной культуре занимает поэзия. Основой для формирования системы поэтических форм послужила касыда – особая композиционная форма арабской поэзии, оформившаяся в VIII в. Она представляла собой небольшую поэму из 150 – 200 строк-бейтов, состоявшую обычно из трех частей, различных по жанру, сюжету и стилю, и образующую в сознании слушателя стройную целостную картину.

Среди других жанров арабской поэзии: кыта – стихотворение из 8 – 12 строк с единым содержанием, героический эпос, возвышенные оды, рубаи – стихотворный афоризм из четырех строк, газели – лирические любовные песни, месневи – поэма значительного объема с парной рифмой строк. Поэтическое творчество было строго канонизировано и поэтому развивалось в основном за счет усложнения поэтической техники (метафоры, игры слов, звукового и зрительного эффекта, когда начертание букв превращало стихотворения в рисунки).

Огромное влияние на развитие литературного творчества оказал суфизм (мусульманский мистицизм), наполнивший поэзию особой символикой и метафоричностью. Среди образцов суфийской поэзии – рубаи Омара Хайяма (1040 – 1123 гг.), произведения ирано-таджикской поэзии (на языке фарси) — месневи Рудаки, Руми, Низами. Всемирно известно тоже творчество Фирдоуси (эпопея «Шахнамэ» — «Книга царей»). В конце IХ в. появились знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь», также испытавшие влияние суфизма.

В заключение следует отметить, что вся мусульманская литература строится вокруг Корана (основные идеи, аллегории, ссылки, обороты).

Утверждение и распространение ислама открыло новые пути в развитии архитектуры. Прежде всего, появляется феномен арабского средневекового города, расцвет которого приходится на правление Аббасидов. В центре города на искусственном или естественном холме возводится цитадель правителя или наместника – арк. Это целый дворцовый комплекс с парками и зверинцами. Образцом дворцового комплекса может служить архитектурный ансамбль середине ХIII века в эмирате Гранада – Альгамбра (от араб. «аль–Хамра» — красная), который группируется вокруг двух внутренних дворов – Миртового и Львиного.

Вокруг арка кольцом располагался второй город – шахристан, где располагались государственные учреждения, пятничная мечеть, медресе, базары, особняки знати. Шахристан так же, как и арк, окружался стеной. Вокруг шахристана находилось ремесленное предместье с глинобитными домами. Рабад также обносился стеной.

Олицетворением наивысших достижений мусульманской архитектуры являются культовые сооружения: мечети, медресе и минареты, а также мавзолеи.

Наиболее распространенными типами мечетей являются дворовая (Испания, Северная Африка) и айванная (Средняя Азия, Иран, Афганистан, Индия). Кроме того, для строительства мечетей используются архитектурные формы культовых сооружений других религий, например, мечети, построенные архитектором Коджой Синаном: Шах-заде, Сулеймание в Стамбуле и Селимие в Эдирне (I пол. ХVI в.) – повторяют архитектурные формы христианской купольной базилики Святой Софии в Константинополе, построенной в VI в.

Основным элементом дворовой мечети является двор, окруженный колоннами, соединенными арками. В центре двора располагается бассейн для омовения. Молитвенный зал представляет собой помещение с очень большим количеством узких нефов (до 20 и более), колонны которого ориентированы в сторону киблы (на Мекку). Киблу отмечает михраб (ниша). Арки, соединяющие колонны нефов, имеют стрельчатую или подковообразную форму.

Классическим примером дворовой мечети можно считать Большую мечеть (мечеть ал-Валида) в Дамаске (708 г.), классическим примером айванной мечети – мечети в Исфахане (ХI – ХII в. и ХVI в. — Иран).

С ХIII – ХIV вв. во многих городах мусульманского Востока возводятся «муссала» — комплексы из мечети, медресе (духовное училище) и мавзолея на центральных площадях (площадь Майдан-е-шах в Исфахане (Иран) и площадь Регистан в Самарканде (Узбекистан).

Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами особо почитаемых лиц. Шедевром мировой архитектуры считается мавзолей Тадж-Махал в Агре (ХVII в., Индия).

Кроме культовых сооружений и дворцов возводились также библиотеки, госпитали, бани, караван-сараи, акведуки, мосты, склады и бедестаны (крытые рынки).

Все они несут в себе черты, ярко отражающие самобытность художественных традиций арабо-мусульманского мира.

Вопросы

  1. Когда и при каких обстоятельствах возник ислам?
  2. Как связаны ислам с другими религиями (язычеством, христианством, иудаизмом)?
  3. Какую роль сыграл ислам в становлении арабо-мусульманской культуры?
  4. Каковы особенности арабо-мусульманской культуры?
  5. Какое место в арабо-мусульманской культуре принадлежит Корану?
  6. Назовите виды художественного творчества, получившие в исламской культуре наибольшее развитие.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector