Западноевропейская культура эпохи Возрождения


Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-европейской культуры как переход от средних веков к Новому времени, от общества феодального — к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала, появляются зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры, развивается банковское дело и международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии.

Первоначально эпоха Возрождения (Ренессанса) в европейской культурной жизни проявлялась как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства. Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры.

Феномен Возрождения – это не просто возвращение античности, это весьма многогранное явление в культурном развитии человека. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек как высшее мерило сущего, в силу чего подобная система взглядов получает название «гуманизм» (от лат.Humanus – человечный).

Среди исследователей принято выделять итальянское Возрождение и Северное Возрождение. Эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:

  1. Ранний Ренессанс — с середины ХIV – ХV вв.
  2. Высокий Ренессанс — до второй трети ХVI в.
  3. Поздний Ренессанс — вторая треть ХVI – первая половина ХVII в.в.

Этим трем этапам предшествовал период проторенессанса (ХIII – начало ХIV вв.), ознаменованный творчеством великого Данте Алигьери, зодчего Арнольфо ди Камби, скульптора Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне. С именем Джотто ди Бондоне связан решительный поворот к реалистическому искусству. Наиболее известными произведениями Джотто считаются росписи на евангельские сюжеты в капелле дель Арена в Падуе и росписи на темы из жизни Франциска Ассизского в церкви Санта Кроче во Флоренции. В этих шедеврах Джотто отказался от плоскостного характера иконописных изображений на основе синтеза объема и плоскости. Новаторство Джотто оказало колоссальное влияние на изобразительное искусство эпохи Возрождения.

К периоду раннего Ренессанса относится литературное творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. В центре своего творчества Петрарка поставил не Бога, а человека. Также Петрарка известен как популяризатор наследия античных авторов, о чем свидетельствует его трактат «О великих мужьях древности». В числе наиболее известных произведений Боккаччо следует выделить сборник реалистических новелл «Декамерон».

Из мастеров кисти раннего Возрождения можно отметить Сандро Боттичелли, среди работ которого наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры», ярко характеризующая особенность его творчества.

Наиболее известным скульптором первой половины ХV в. был Донателло. Возрождая античные традиции, он первым представил в скульптуре обнаженное тело, создал классические формы и виды ренессанской скульптуры. Выдающимся архитектором и скульптором раннего Возрождения был Филиппо Брунеллески. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы).

Период высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан, прежде всего, с именами трех гениальных мастеров – Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.

Да Винчи по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения не имеет себе равных. Он был одновременно художником, скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом, ботаником и анатомом. В его художественном наследии особо выделяются фреска «Тайная вечеря» и знаменитый портрет «Джоконда». Рафаэль Санти вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров, среди которых можно назвать «Мадонна Конестабиле» и «Сикстинская мадонна». Третьим титаном Возрождения был Микеланджело Буонарроти – великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Самой значительной работой этого автора следует считать роспись свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Общая площадь фрески 600 кв. метров. Многофигурная композиция фрески представляет иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид». Не меньшую известность принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в частности, скульптурная композиция в капелле Медичи.

Период позднего Ренессанса отмечен наступлением католической реакции. В числе представителей позднего Возрождения следует назвать Бенвенуто Челлини, скульптора и ювелира, в творчестве которого отчетливо проявились реалистические каноны Возрождения. На период Высокого и Позднего Возрождения пришелся расцвет искусства в Венеции. Среди художников венецианской школы можно назвать Джорджоне, Тициана, Веронезе и Тинторетто, создавших шедевры мирового значения.

Северное Возрождение охватывает страны, лежащие северней Италии: Германия, Франция, Нидерланды, Англия. Эта эпоха запаздывает по отношению к Итальянскому Возрождению на целое столетие. В искусстве Северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. В Северном Возрождении появляется пейзаж как самостоятельный жанр. В числе мастеров пейзажа следует назвать немецкого художника А. Альтдорфера. Второй жанр, получивший развитие в искусстве Северного Возрождения, – это портрет. В итальянском Возрождении в портретном жанре на первый план выходила эстетическая основа, в Северном Ренессансе – этическая. Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное – передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда – в ущерб идеалу и красоте. Крупнейшими мастерами портрета были в Германии – А. Дюрер, Г. Гольбейн-младший; в Нидерландах – Ян ван Эйк, Рогир  ван  дер  Вейден; во Франции – Ж. Фуке, Ж. Клуэ, Ф. Клуэ.

Третий жанр, который возник и получил развитие, прежде всего, в Нидерландах – это бытовая картина. Крупнейшим мастером жанровой живописи был Питер Брейгель-старший. Он писал достоверные сцены из крестьянской жизни. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней тщательностью.

Феномен культурного развития, названный Ренессансом, зародившись в Италии, охватил все западноевропейские страны. Это было ярчайшее время взлета творческих, духовных сил общества. Несмотря на то, что каждая страна по-своему пережила время Ренессанса, все-таки можно говорить об объединяющих общих чертах культуры Возрождения для всех стран. Это, прежде всего, философия гуманизма как основополагающая доктрина эпохи. Основой для распространения гуманистической доктрины Возрождения в Европе явились процессы становления рыночного хозяйства, субъекты которого остро нуждались в новом мировоззрении. Это мировоззрение рождалось в упорной борьбе с застывшей традиционной церковной схоластикой. Эпоха Возрождения заложила основы системы ценностей современной западноевропейской цивилизации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector