Реформация в странах Западной Европы

Реформацией принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе ХVI в., основателями и вождями которого были Мартин Лютер и Жан Кальвин.

Католическая культура западноевропейского средневековья была своеобразным компромиссом между греховными условиями «мира» и надмирным максимализмом Духа. Жизнь мирянина была исполнена повседневной мирской заботы, не имевшей ни малейшего отношения к спасению души. Считалось, что церковь в силу религиозных заслуг своих святых накапливает больше благодати, чем это нужно для спасения признанных праведников. И это избыточное количество благодати церковь дарует мирянам, но не всем, а тем, кто в своей мирской жизни придерживается  религиозных правил и поддерживает усилия церкви по спасению всего мира. Благодать и спасение можно было заработать не только высокой личной нравственностью, но и паломничеством, участием в крестовом походе или просто имущественным или денежным пожертвованием на нужды церкви. Совершался обмен благ земных на блага небесные. Римские папы и гигантский аппарат церкви продавали отпущение грехов за деньги. Эти «отпущения», изложенные в письменном виде, назывались индульгенциями. Можно было купить индульгенцию, прощающую самое страшное преступление. Продажа индульгенций была одним из самых доходных промыслов, но она подрывала авторитет церкви. Продажа индульгенций обнаружила острый духовный кризис западноевропейского общества. Этот кризис острее всего затронул Германию, которая в силу своей раздробленности подверглась особенно сильным поборам со стороны единой и могущественной католической церкви. Именно поэтому процесс Реформации зародился в Германии, распространившись затем в большинстве стран Западной Европы. Реформация была вызвана серьезными изменениями, происходившими в недрах феодального общества. Нарождавшийся класс буржуазии не мог больше мириться с аскетизмом, известной ограниченностью, фанатизмом ортодоксального католицизма. В ходе Реформации католической церкви появляется протестантизм (реформированное христианство). Это новое христианское направление выступало против некоторых католических догматов: власти папы, культа икон, индульгенций и т.д. Таким образом, протестантизм явился идеологическим выражением и оправданием новых социальных и политических процессов в Европе.

Начало процессу Реформации положил М. Лютер, который 31 октября 1517 г. прибил на дверях дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов против учения о спасении заслугами святых, о чистилище, посреднической роли духовенства между людьми и Богом и т.д. Лютер отверг папскую власть, противопоставив авторитету иерархии Священное Писание (Библию) и учение о том, что каждый христианин может спастись только верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Лютер выдвинул требование упростить обрядность, ликвидировать монашество, подчинить церковь светской власти. Лютер отвергал идею спасения в силу каких бы то ни было заслуг. По его мнению, никакие религиозные заслуги не могли приблизить человека к спасению. Мартин Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил ее изучение и толкование первейшей обязанностью каждого верующего, он упростил богослужение, сведя его к проповеди, и отменил почитание икон.

Яркая антикатолическая направленность тезисов Лютера встретила горячее одобрение и поддержку в самых широких слоях немецкого общества, которое не позволило папе римскому и высшему духовенству расправиться с реформатором.

Преобразования  М. Лютера отвечали интересам городской буржуазии, поддержавшей идеи протестантизма. Реформация была также выгодна и германским князьям, освободившимся от властной и обременительной церковной опеки. Требования обновления церкви, секуляризации церковных земель, провозглашаемые реформаторами, привлекли под знамена лютеранства и крестьянство.

Вслед за Германией реформационное движение быстро распространилось на другие страны Европы. В Швейцарии зародилось цвинглианство, основателем которого был Ульрих Цвингли, и кальвинизм, основанный Жаком Кальвином. Учение Цвингли имело много общего с лютеранством, но более решительно требовало изменения обрядности. Цвинглианство отстаивало республиканские принципы устройства церкви и общества. Учение Жака Кальвина отличалось более последовательной защитой интересов буржуазии и было направлено не только против католицизма, но и против течений народной Реформации.

Таким образом, Реформация в Западной Европе была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры. Итогом этой трансформации и явился как новый вариант христианского вероисповедания – протестантизм, так и новый тип человека с новым отношением к жизни и к самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации. Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа.

Понимание труда как мирской аскезы стало идеологическим фундаментом формирующегося в Западной Европе гражданского общества, а его организационные принципы были заложены протестантской церковью – независимой от властей, самоуправляющейся, самодостаточной ячейкой общества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector