Культура ХVII века. Век Рационализма

ХVII век получил название века Рационализма. Название веку дали идеи рационализма (рацио – разум), которые определили облик эпохи. Рационализм утверждал силу и значение разума в познании и преобразовании действительности.

ХVI век завершает средневековье, ХVII век открывает Новое время. В силу своего пограничного положения век Рационализма содержал в себе черты старого и нового.

В этот период происходит Контрреформация. Под Контрреформацией понимают усиление позиций католической церкви после ее поражения в борьбе с протестантизмом.

Основными орудиями Контрреформации стали инквизиция (церковный суд) и всесильный еще орден иезуитов, преследовавший еретиков и врагов церкви. В ХVII веке еще пылали костры инквизиции. В 1600 г. был сожжен Дж. Бруно.

В то же время в ХVII веке совершились первые буржуазные революции в Нидерландах (1566 – 1609) и Англии (1640 – 1688).

Происходят важнейшие изменения в экономической сфере – начинают складываться капиталистические отношения. Появляются мануфактуры, основанные на разделении и кооперации труда и использовании труда наемных рабочих. Углубляются рыночные отношения в развитых странах. Складывается внутренний рынок, развивается мировая торговля.

Главной политической новостью ХVII века стало образование республики в результате прихода к власти нового буржуазного класса. Так, в ходе Нидерландской революции в семи северных провинциях возникает буржуазная республика – Голландия.

Главным политическим событием ХVII века стала буржуазная революция в Англии. Казнь короля Карла I и приход к власти буржуа оказали огромное влияние на Европу.

В ХVII веке углублялись начавшиеся в эпоху Возрождения процессы секуляризации (освобождение сознания от власти церковных догм). В ходе Реформации и религиозных войн утверждалась идея религиозной свободы и независимости религии от государственной власти и ее структур.

Вера в возможности человека и его разум реализовалась в успешном развитии науки, получившем название первой научной революции. В эту эпоху возросла роль естественных наук, нацеленных на изучение законов природы. В изучении природы естествоиспытатели основывались на принципах рационализма: человек постигает мир посредством своего разума. Знания признавались силой, способной преобразовать природу и общество, а источником их – опыт, а не божественное откровение. При этом следует заметить, что основоположники науки Нового времени были людьми глубоко верующими. Они усматривали свою миссию в прояснении замыслов Бога, что было одним из глубочайших источников  творческого  вдохновения.  Таковыми были Н. Коперник, Г. Галилей, Р. Декарт, Б. Паскаль, И. Ньютон и др.

И. Ньютону принадлежат слова о том, что наша прекрасная Солнечная система служит несомненным доказательством работы всемогущего Разума. Доказательства своих идей они нередко черпали из богословия. Так, Р. Декарт обосновывал объективность и универсальность человеческих чувств и ощущений указанием на христианское понимание Бога: «Бог есть любовь». Если Бог любит человека, значит, он не допустит, чтобы его ощущения давали человеку ложные, иллюзорные данные о мире. На этом положении покоится экспериментальная наука: наши ощущения дают нам верное представление о мире и могут быть источником нашего познания.

С ХVII века эксперимент стал широко вводится в научную практику. Открытия того времени заложили основы научной картины мира. Благодаря открытиям телескопа (Г. Галилей) и микроскопа (А. Левенгук) человечеству удалось увидеть первые штрихи невидимого прежде микро- и макромира.

Наблюдения и открытия Г. Галилея, И. Кеплера развили дальше гелиоцентрическую теорию Коперника. Подтвердилось предположение Дж. Бруно о  бесконечности звездных миров во Вселенной. Открытый И. Ньютоном закон всемирного тяготения объяснил принципы небесной механики. Итогом научной революции было создание нового образа Вселенной, в которой Земля предстала маленькой планетой Солнечной системы в одной из бесчисленных галактик.

Это новая картина мира изменила представление о месте человека в нем. Человек оказался не в центре мироздания, а затерянным среди бесконечных звездных миров. Образ мира менялся на глазах. Эту изменчивость и текучесть мира, беспокойство и тревогу человека, его новое мироощущение выразил великий стиль эпохи барокко. Барокко изображал человека в потоке времени, захваченного страстями и эмоциями. Для искусства барокко характерны роскошь, пышность, прихотливость линий, замысловатость и излишества в декоре.

Рожденный в недрах католичества и потакающий вкусам аристократии этот стиль все же отражал общее настроение эпохи.

В ХVII веке принципы рационализма были применены не только к познанию природы, но и к сфере общественной жизни.

Философы стали размышлять о разумном и гармоническом устройстве общества, о правах личности. Появляются новые теории  государства, личности. Их основоположниками стали Т. Гоббс и Дж. Локк, обосновавшие теорию «общественного договора».

Согласно этой теории первобытное древнее состояние общества характеризуется «войной всех против всех». Чтобы избежать самоистребления на заре человеческой цивилизации, был заключен «общественный договор»: естественное враждебное состояние сменяется гражданским. Результатом этого общественного договора становится государство. Люди добровольно уступают часть своих прав и свобод государству и условливаются о соблюдении законов. Государство призвано утверждать мир, безопасность, богатство.

Дж. Локку принадлежит идея «естественных прав человека», которая получила дальнейшую разработку и была поднята на щит в эпоху Просвещения.

Главным естественным правом Дж. Локк считал право на жизнь, собственность и труд. Собственность и труд дают людям свободу, равенство и независимость. Государство должно выступать гарантом этих прав.

Дж. Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, федеративную и исполнительную ветви.

Таким образом, уже в ХVII веке были сформулированы основные идеи либерализма и те принципы разумного устройства общества, на которые ориентируется современный мир.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector