Утверждение техногенной цивилизации


 

В эпоху Нового и Новейшего времени произошла модернизация общественной и духовной жизни Европы. Это был сложный и многогранный процесс. Он получил выражение в таких явлениях, как индустриализация, урбанизация, демократизация, секуляризация.

В ХIХ в. произошло окончательное утверждение западного типа цивилизации. Это особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии. Он принес с собой различные изменения:

  1. Социальную мобильность — открытость путей для изменения социального статуса человека, перемещения его из одних слоев общества в другие и улучшения своего материального и социального положения (благодаря образованию, индивидуальным способностям, успешной карьере и пр.).
  2. Невиданные ранее возможности передвижения (рост скорости, комфортности и вместительности транспортных средств, развитие туристического бизнеса, «прозрачность» границ между государствами, правовое обеспечение проживания, работы и учебы за границей, эмиграции и иммиграции).
  3. Расширение возможностей выбирать место жительства, профессию, работу, сексуального партнера и супруга.
  4. Высвобождение времени для досуга и расширение возможностей его индивидуального использования (хобби, коллекционирование, общение и т.п.).
  5. Разнообразие и доступность источников информации, а значит, и свободу в определении своей интеллектуальной позиции (свобода совести и выбора религиозной веры, мировоззренческих убеждений, политических симпатий и антипатий, идеологических установок и т.д.).
  6. Усиление социобиологической защищенности личности (благодаря развитию медицины, социального страхования, правоохранительной системы, демократических форм контроля над деятельностью государства); увеличение продолжительности жизни, а значит и возможностей поиска различных путей для самореализации личности, для достижения полноты жизни и счастья.
  7. Смену стилей поведения и мышления в рамках одной жизни, которая подкрепляет идею развития, изменения, диалога поколений.

Технический прогресс неизмеримо поднял производительность труда, что привело к перемещению основной массы трудоспособного населения западных стран из сельского хозяйства и промышленности в сферу культуры и обслуживания (транспорт, связь, торговля). Бытовая техника стала неотъемлемой частью человеческой жизни. Образование, в том числе высшее, стало массовым. Наука углубилась в микромир и космос, создала новые химические материалы с необычайными свойствами, нашла способы преодоления множества неизлечимых ранее болезней, открыла пути генной инженерии — целенаправленного управления процессами, происходящими в генетических структурах растений, животных и человека. Компьютеры и электронные средства связи произвели настоящую революцию, означающую переход к новому типу общества (которое называют по-разному: «постиндустриальным», «информационным», «электронным» и т. п.).

В XX веке европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы. Так как культура европейского типа уже не является характерной лишь для Европы, ее обычно называют «западной культурой».

Современная западная культура — это культура, основанная на предпри­нимательстве, бизнесе, деловитости. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм. Она исключительно динамична: быстро меняются условия жизни, техника, моды, стандарты, утрачиваются старые, державшиеся веками традиции.

Философы, писатели, художники, публицисты XX столетия говорили о загнивании западной культуры и предрекали приближение ее катастрофы. Но она продолжает существовать. Ей удалось устоять в борьбе с фашистскими и коммунистическими режимами, которые провозглашали себя носителями новой, более совершенной культуры. Творческие потенции западной культуры  еще более возросли. Ее достижения в XX веке преобразовали условия жизни всего человечества и лицо земного шара.

Конечно, современная западная культура имеет немало проблем. По мнению О. Шпенглера, в западной цивилизации происходит замена творчества трудом, духовности — интеллектом, многообразия природной среды — однообразием городских домов, высокого искусства — примитивными развлечениями, глубоких чувств — мимолетными эмоциями.

П. Сорокин констатировал, что современная западная культура проникнута чувственным началом, стремлением к наслаждениям; в ней нет духовности, и потому она обречена на разложение.

Испанский философ X. Ортега-и-Гассет увидел, что в XX веке произошло «восстание масс», которые враждебны к элитарной культуре; происходит «дегуманизация» искусства, массовое искусство захлестывает общество, и культура его приходит в упадок.

Л. Мамфорд отметил, что современное западное общество все более превращается в рационализированный и бюрократизированный механизм, который подавляет личность и превращает ее в бездушную деталь, выполняющую положенные ей обязанности; личностные связи людей подменяются технологическими отношениями.

А. Печчеи, Р. Арон обращают внимание, что НТР разрушает природу, уничтожает экологические условия существования человечества.

Л. Гумилев пришел к выводу, что западные народы вступили в дряхлый возраст, утратили пассионарность, а вместе с ней — энергию и жизнестойкость; они изнеженны, привыкли к комфорту и наслаждениям, и рано или поздно им придется сойти с исторической сцены под напором молодых и свежих сил.

Ряд исследователей (С. Хантингтон и др.) предупреждают, что существование западной цивилизации поставлено под угрозу со стороны растущего национализма отсталых стран Азии и Африки; ослабленный внутренними противоречиями Запад может оказаться не в состоянии противостоять агрессивным разрушительным импульсам, исходящим из этих стран, и погибнуть в новых войнах, развязанных фанатиками с ядерными бомбами в руках.

Конфликтность современной западной культуры — факт, на который нельзя закрывать глаза.

В ХХ веке в западном мире  остро стояла проблема свободы и насилия. Огромны масштабы и размах насилия и надругательства над человеком, наиболее страшные примеры крайней степени насилия представляют собой  нацистские преступления против человечества. В результате пережитых обществом в XX веке изменений насилие воспринимается как нарушение норм человеческого бытия. Осознание прав личности, развитие демократии и гуманизма ведут к тому, что общественное мнение в западных странах повсеместно восстает против насилия и репрессий. Одно из величайших достижений современной западной цивилизации — создание условий для увеличения свободы человека.

Ориентация западной культуры на развитие человеческой свободы поставила проблему совместимости защиты личности с насилием над личностью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector