Технический прогресс и проблемы гуманизма в современной культуре


 

Для цивилизации западного типа свойственно проникновение техники во все области жизни. Технизация жизни — неотъемлемая часть современной западной культуры. Технический прогресс предоставляет людям множество благ. Но за это надо расплачиваться. Появляются проблемы, порождаемые технизацией. Рост производительности труда ведет к проблеме безработицы и организации досуга. Жилищный комфорт увеличивает разобщенность людей. Автомобилизация населения губит природу. Техника подчиняет себе человека. Человек сам приобретает черты машины, становится автоматом.

В XIX в. технический прогресс, как правило, оценивался положительно. Сегодня отношение к нему стало двойственным: желание пользоваться его позитивными результатами сталкивается с нежеланием принимать его неизбежные негативные последствия. В этих условиях завязывается борьба между двумя противоположными установками: техницизмом и антитехницизмом.

Техницисты утверждают, что технический прогресс необходим для развития человечества. Его негативные последствия будут преодолены на основе дальнейшего развития техники.

Антитехницисты считают, что развитие техники пагубно для человечества и потому необходимо остановить погоню за новыми техническими открытиями. Они утверждают, что техника отрывает людей от естественной при­родной среды обитания; совершает насилие над природой; угрожает здоровью и жизни людей; развращает человека, порождая в нем потребительские наклонности и препятствуя развитию духовных интересов; стандартизирует людей, лишает их индивидуальности и превращает в безликую массу; производит  вредные отходы и т.д.

С этими спорами связаны и два противоположных взгляда на науку: сайентизм и антисайентизм (от английского «science» — наука). Приверженцы сайентизма доказывают, что наука является главной движущей силой социального прогресса. В качестве образца научного познания принимаются методы  естественных наук. Грандиозные достижения науки XX века стали основанием для распространения сайентизма в обществе. Наука действительно стала лидером культуры.

В то же время, люди в XX веке стали осознавать и опасности, связанные с нею. Научное знание может быть обращено и на пользу, и во вред человеку.

Успехи ядерной физики, технических наук, генетики и др. таят в себе угрозу для самого существования человечества, если оно не будет относиться к ним с достаточной осторожностью.

Это подняло в обществе волну антисайентизма, выступающего с негативной оценкой достижений науки и требованием прекратить или, по крайней мере, сократить расходы общества на ее развитие, разрешив научные исследования лишь в некоторых, бесспорно полезных для человечества, направлениях. Антисайентисты обвиняют науку в том, что она сбила человечество с правильного пути постижения Бога и души, внутреннего духовного совершенствования человека. Многие из них идеализируют культуру прошлого.

Полное осуждение техники и науки неразумно. Но к голосам критиков все же стоит прислушаться. Они предостерегают нас от больших бед. Технизация действительно дает повод для тревоги.

В современном общественном сознании постепенно набирает силу тенденция к гуманизации жизни, которая может оказать благотворное влияние на дальнейший ход НТП. Под гуманизацией понимается распространение принципов и идеалов гуманизма в качестве критериев оценки всего, что происходит в человеке и в мире, окружающем его. Гуманизация может исправить пороки технизации.

В 60 — 70-х годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. В культурологии его принято называть «постмодернизмом». Этот термин начал широко применяться с 1979 года, когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние».

Постмодернизм — это больше, чем стиль эпохи, это состояние современной культуры. Постмодернистское состояние охватывает философию, искусство, настроения и установки общества. Главным лозунгом постмодернизма является отказ от поисков истины, смысла, возвышенного и серьезного. Любая истина рассматривается как до времени не разоблаченная ложь. Постмодернизму свойственны нигилизм, ирония, стихия чувственности, а теории, устойчивые традиции, моральные нормы оцениваются идеологами постмодернизма как умственный тоталитаризм.

Постмодернизм исходит из положения об исчерпанности искусства. Поскольку искусство не способно к обновлению и нововведению, у него остается один путь – симуляция того, что называется искусством, паразитирование на искусстве прошлых эпох. Этот стиль подразумевает цитирование известных образцов и построен на развалинах утраченных идеалов, а потому антиинтеллектуален. Постмодернизм извлекает из культурной памяти обрывки стилей и направлений, а затем, передразнивая, строит на их основе разнородные эклектические образования.

Постмодернисты считают, что их искусство необходимо воспринимать как чистое экспериментаторство, освобожденное от лжеэстетических связей с любыми социальными структурами.

В постмодернистском искусстве не следует искать искренности, ведущим его настроением, как уже упоминалось, является ирония. Ироническое отношение преобладает по поводу любых традиционных ценностей. Постмодернистское состояние сродни состоянию оргии, в ходе которой с маниакальной настойчивостью уничтожаются традиционные идеалы и устои общества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector