Элитарная и массовая культуры

 

Для современного западного общества свойственно обострение проблемы разделения культуры на элитарную и массовую.

Объем информации, содержащейся в современной культуре, необъятен. Наука стала малопонятной для непосвященных. Чрезвычайно сложным стало и современное искусство. Многие художественные произведения современности нелегки для восприятия и требуют для своего понимания умственных усилий и достаточной образованности. Не имея познаний в области истории искусства, эстетики, культурологии и т.д., трудно оценить творчество Гессе, Борхеса, Стравинского, Шнитке, Тарковского, Сокурова и многих других. «Высокая культура» стала специализированной. Время энциклопедически образованных универсалов прошло. В каждой сфере культуры теперь есть своя, сравнительно немногочисленная, элита.

Претерпела существенное преобразование в западном мире и народная культура. Деревня в современном индустриальном обществе утратила свою былую культурную независимость от города. Всеобщая грамотность, развитие средств массовой коммуникации, радио и телевидение приобщили сельское население к городской культуре. «Индустрия культуры» (производство культурных ценностей для массового потребления) стала рассматриваться как бизнес, который должен приносить прибыль. В культуру вторглись законы рынка. Производимая «индустрией культуры» продукция: книги, картины, фильмы, песни, формы досуга, газеты, телепрограммы, стандарты жизни, нормативы поведения и т.д. — должна получить максимально широкий сбыт. Выгоднее ориентироваться на простейшие потребности и вкусы масс, так как характерными чертами массовой культуры являются общедоступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность. Поле массовой культуры обширно: приключенческая и детективная литература, любовная лирика, остросюжетное кино, поп-музыка, популярные очерки о научных, околонаучных и псевдонаучных делах, образцы техники, магазины, сенсационные новости, таинственные оккультные явления, спорт, реклама… Современная массовая культура не требует от человека ни знаний, ни размышлений, наоборот, они разрушают ее, ибо она строится на непосредственных эмоциональных реакциях.

В массовой культуре есть и воинствующая невежественность  (контркультура или антикультура), и стремление повысить образовательный уровень (популяризация науки). К концу XX века вторая тенденция заметно усилилась и культурологи стали говорить о росте мидкультуры культуры «среднего» уровня. Однако разрыв между массовой и элитарной культурой по-прежнему остается острой проблемой.

Основные принципы массовой культуры:

1. Серийность, повторяемость.

Одной из наиболее важных характеристик массовой культуры является  способ её производства — конвейерный. Большая часть культурной продукции производится поточным методом, точно так же, как и промышленная. Эта черта массовой культуры находит своё выражение в использовании подавляющим большинством людей не уникальных образцов культуры, а идентичных, произведённых в огромном множестве. Эта черта определяет структуру большей части продукции массовой культуры. Возьмём, к примеру, любую популярную песенку. Музыкальный ритм — наипростейший, серия равномерно повторяющихся ударов. Припев песни также повторяется неоднократно, прочно оседая в сознании слушателя. Структура многочисленных телесериалов состоит из небольшого набора сюжетов, с небольшими вариациями повторяющихся из серии в серию. Самый грубый рекламный приём — повторение. Несколько прослушиваний одного и того же несложного рекламного текста заставят человека запомнить его, следовательно, и рекламируемую продукцию.

В сознании массового человека прожитое время не имеет уникального значения, один день как брат-близнец похож на другой. Во внешних проявлениях люди повторяют друг друга.

2. Упрощение, стереотипизация.

Массовая культура тривиальна, ориентирована на самый невзыскательный вкус. Она не просто стремится к упрощению, она создаёт определённые стереотипы восприятия, сводит всё многообразие художественного и эстетического опыта к одной норме. Такое положение не есть проявление недостатка мастерства или вкуса, это результат усилий индустрии культуры. Она создаёт такой культурный контекст, в котором любая художественная идея, любое содержание стереотипизируется, оказывается тривиальным и по способу потребления, и по своему содержанию. Массовая культура формирует определённый тип восприятия. Структура этого восприятия устанавливается с помощью многократного повторения одних и тех же сюжетов и образов. Поэтому любое произведение массовой культуры воспринимается уже как знакомое, равнозначное уже известному, заранее заданному стереотипу восприятия.

Слушая одну и ту же музыку, пользуясь одними и теми же предметами быта, одеваясь в одну и ту же одежду, люди становятся похожими друг на друга.

Но к этой проблеме есть и не столь пессимистичный подход. Тиражирование самых признанных и совершеннейших творений культуры отнюдь не обязательно является опошлением высокого и уникального (хотя потери здесь возможны и неизбежны). В современную эпоху знакомство с тиражированными творениями культуры не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригиналов.

Существует множество примеров, когда произведения литературной классики на экране изменяются до неузнаваемости. Вводятся новые персонажи, убираются «лишние», меняются характеры, окончание. Всё это делается для соответствия нового произведения уже сложившимся стереотипам восприятия. Хорошо известен феномен американских «псевдоисторических» фильмов. Обстановка давно ушедших времён используется как декорация, на фоне которой развивается уже знакомые всем любовная интрига или детектив.

Вся рисуемая массовой культурой картина мира крайне упрощена. Чаще всего её можно свести к нескольким тривиальным формулам вроде «любовь побеждает всё», «добродетель вознаграждается», а «зло наказуемо», любая проблема может быть решена при условии веры в себя, кого-то другого или в бога. Такая картина мира усваивается и распространяется на окружающую человека реальность. В обыденной жизни человек живёт по тем же простейшим правилам, что и герои массовой культуры.

3. Опора на инстинктивное.

Под этим принципом мы подразумеваем то, что массовая культура в своих проявлениях наиболее часто пользуется такими сюжетами, которые в своей основе имеют психофизиологические особенности человека. Научной основой такого подхода к содержательной стороне культуры является концепция З. Фрейда.

Для того, чтобы ею по-настоящему наслаждаться, лучше быть художественно необразованным человеком. Художественная образованность здесь не стимул, а препятствие, так как массовая культура, обращённая главным образом к эмоциональной сфере, не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа. Реклама, как наиболее яркое воплощение принципов массовой культуры, наиболее широко пользуется принципом опоры на инстинктивное. Машины, мотоциклы, сигареты, джинсовая одежда, предметы быта благодаря рекламе становятся символом сексуальной привлекательности.

4. Эскапизм.

Одной из важнейших особенностей массовой культуры является стремление к эскапизму, т.е. бегству от реальности в мир фантазий и грёз. В психологическом плане этот принцип основывается опять-таки на фрейдистской философии с её концепций компенсации.

Кинофильм не ставит задачу научить людей действовать, стремиться вперёд, чтобы разрешить стоящие перед ними проблемы. Его цель — дать им мечту, которая сама по себе была бы настолько увлекательна по сравнению с реальностью, что снова и снова возвращала бы их в кинотеатр помечтать ещё несколько часов.

Мы рассмотрели наиболее значимые эстетические принципы массовой культуры, которые по своей распространённости приобретают характер не эстетических принципов, а скорее универсальных. На них строится вся сфера массовой культуры.

Кроме основных принципов существует ещё ряд универсальных для рассматриваемого феномена явлений, которые можно охарактеризовать как «элементы» массовой культуры:

1. Система «звёзд».

Массовая культура наполнена постоянно меняющимся пантеоном «звёзд» эстрады, политики, кино и т.д. «Звёзды» — это люди, находящиеся на гребне успеха, в зените славы. Каждая «звезда» имеет не только своё амплуа, свой профессиональный образ, но и рекламный имидж. Журналы наполнены подробностями личной жизни кинозвёзд, их вкусов, одежды, увлечений.

Таким образом создаётся мифологизированный имидж «звезды», определённая социальная маска. Этот имидж может иногда совпадать с действительными индивидуальными качествами «звезды», но чаще всего не имеет к ней отношения. Имидж рекламирует «звезду», придаёт ей символический образ. Такой имидж иллюзорен, но заставляет «звезду» следовать приписываемому образу. Система «звёзд» — неотъемлемая часть массовой культуры. Любая сфера деятельности имеет своих «звёзд». Ею может быть новая идея, преуспевающая фирма, песня, фильм. Аналогом «звёзд» в книжном мире выступают бестселлеры — наиболее продаваемые книги. По мнению одного из американских писателей, список бестселлеров — это список книг, которые ни в коем случае нельзя покупать. Как правило, содержание бестселлеров подчиняется тем же законам, по которым функционирует и вся массовая культура.

2. Имидж.

Имидж является одним из наиболее важных и значимых элементов сегодняшней массовой культуры. Это искусственно созданный образ, причем образ не только отдельного человека или группы людей, но и товаров, географических пунктов, идей, фирм и т.д.

Теория имиджей базируется на концепции З. Фрейда о мотивировках человеческого поведения, лежащих в сфере бессознательного. Теория имиджей в США глубоко и всесторонне разработана, а применение её на практике — важная составляющая массовой культуры. Согласно теории, имидж существует независимо от того предмета, который он представляет. Имидж может изменяться, улучшаться, в то время как предмет остается неизменным. При создании имиджа преувеличение лучших свойств не должно выходить за рамки здравого смысла. Напротив, очень эффективным является приём мнимой недооценки. Имидж должен быть ярким и конкретным, должен воздействовать на чувства. Он гораздо проще, чем представляемый им предмет. Имидж не должен быть завершённым, чтобы каждый мог домыслить его по своему усмотрению. Непременный его атрибут — сексуальный символизм.

3. Эротика, насилие.

Самостоятельную жизнь в качестве основного элемента в системе массовой культуры приобрели эротика и насилие, берущие свое начало в инстинктивном. Сексуальность — непременный атрибут любого явления массовой культуры. Насилие также стало типичным явлением.

Современная культура плюралистична, в ней никогда прежде не было такого обилия и разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов, направлений и т.д., как сейчас. На один и тот же вопрос существует множество точек зрения: научная, философская, художественная, религиозная, этическая, юридическая, политическая.

Массовая культура действует в обратном направлении — в сторону унификации, шаблонизации культурной жизни. Она тиражирует и распространяет в обществе одни и те же материальные и духовные ценности. СМИ внушают людям самых разных общественных слоев одинаковые мысли, желания и стереотипы.

Эти процессы сочетаются с утратой самостоятельности и автономии личности (я — «как все»), неприятием иных идей, не совпадающих с «общим мнением». Складывается единообразное, примитивное видение мира, приспособленное к восприятию малообразованного большинства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector