Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента – Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа» 350500, 2000 г. Изучение курса является необходимой составной частью общепрофессиональной подготовки социального педагога.
Главная цель изучения учебного курса состоит в том, чтобы помочь студенту освоить систему социально-педагогических знаний и умений, определяющих основы практической деятельности специалиста.
В результате изучения учебной дисциплины слушатель должен знать:
- Общие основы социальной педагогики и ее основных разделов;
- Содержание социально-педагогической деятельности по отношению к различным категориям людей;
- Формы, средства, методы и технологии социально-педагогической деятельности с различными категориями людей.
Слушатель должен уметь:
- Использовать формы и методы воспитательного воздействия на личность и семью;
- Обеспечивать посредничество между личностью, семьей и обществом педагогическими средствами;
- Оказывать педагогическое влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе;
- Использовать углубленные знания специальных разделов педагогики в разрешении проблем;
- Побуждать и стимулировать саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование «клиента» — объекта профессиональной деятельности;
- Вести научно-педагогическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности социального педагога.
Программа курса по содержанию включает:
— историю и общетеоретические основы социальной педагогики;
— сущность и содержание социального развития, воспитания человека с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
— социально-педагогический аспект в деятельности социального работника;
— понимание педагогики среды и возможностей ее использования в целесообразном и направленном социальном воспитании и развитии личности и группы.
Социальная педагогика изучается после общей и социальной психологии, педагогики. Это позволяет слушателю закрепить полученные психолого-педагогические знания, уяснить особенности их проявления и применения в социальной сфере по отношению к конкретному человеку и среде, в которой он находится.
При подготовке программы по социальной педагогике использовался опыт кафедр социальной педагогики Московского государственного социального университета (В. А. Никитин, Е. И. Холостова), а также работы по социальной педагогике А. В. Мудрика.