Практическая деятельность студентов в ТГУ

2.1. Виды практической деятельности:

Практика – выполнение практических учебных задач внутри учебного процесса в рамках учебных курсов (практикоориентировнных курсов),

Стажировка – практика с отрывом от места учебы, выполнение функциональных обязанностей на производстве, формирование непосредственного опыта и апробирование его.

Курсовое и дипломное проектирование – выполнение проектных работ и их фиксация в соответствующих документах учебного процесса.

 

В условиях реализации Новой образовательной программы в ТГУ предполагается организация обязательных практик и стажировок, а также практик (практикоориентированных  курсов) по выбору. Обязательная практика (стажировка) внесена в учебный план опредёлённой специальности. Её прохождение является обязательным условием для дальнейшего обучения. В результате данного вида практики формируются компетенции, обязательные для определённой специальности. Практика/практикоориаентированные курсы по выбору в учебный план внесены как курс/практика по выбору. Её результаты также вносятся в портфолио студента (см. раздел «Требования к портфолио студента»). Наличие таких практик по выбору предоставляет возможность студентам планировать свой профессиональный рост.

2.2. Требования к организации практик и стажировок

 

2.2.1. Практика в ТГУ должна стать специально организованной и контролируемой  деятельностью студентов по выполнению профессиональных задач, результатом которой являются сформированные компетенции как общие, так и профессиональные. Результаты пройденных практик должны фиксироваться

2.2.2. Программа  практик – составляется руководителем образовательной программы направления подготовки совместно с руководителем ОФПр (или представителем). В основе программы практик лежит логика профессионального становления специалиста, путем формирования у него определённого набора компетенций.

2.2.3. Практики и стажировки студентов всех образовательных программ должны начинаться на 2-м курсе обучения (на 1-м курсе  — ознакомительная практика).

2.2.4. Практика и стажировка студента предполагают выполнение реальных работ на предприятиях и в организациях города, в университете.

2.2.5. Практики и стажировки студентов 2, 3, 4 курсов университета должны составлять как минимум 50% от общего бюджета времени, предусмотренного на освоение образовательной программы.

2.2.6. Практики и стажировки студентов должны различаться по типу и уровню.

2.2.7. На данный момент в ТГУ предполагается выстраивание учебного процесса на базе следующих типов практик:

а)      Вынесение практик в город для выполнения отдельных видов работ и включение в реализацию проектов предприятий и организаций.

б)      Включение рабочих процессов, заказов, проектов предприятий и организаций города в учебный процесс. Подбор предприятий осуществляется системно с использованием план-карты практик и стажировок для обеспечения студентов практиками различного уровня.

в)      Практика студентов организуется в форме выполнения проектов, направленных на создание новых типов деятельности в городе, регионе. Для этого типа практики формируется команда из студентов, ведомая экспертом из города («мастером»), участвующем в проекте.

г)      Привлечение студентов к выполнению проектов для организации работы кафедры (тьюторство, разработка новых образовательных технологий, форм организации обучения, создание пособий, проведение мероприятий и др.)

д)      Привлечение студентов к участию в выполнении рабочих процессов образовательной и хозяйственной деятельности университета (каждое структурное подразделение – соответствующее место практики), а также к участию в выполнении проектов, направленных на развитие деятельности университета.

е)      Привлечение студентов к участию в проектах, в которых участвует университет (городских, региональных, федеральных, международных).

ж)    Прохождение студентами практикоориентированных курсов.

з)       Выполнение курсового и дипломного проектирования.

и)     Работа в лабораториях, мастерских, ТГУ.

2.2.8. Обозначенные типы практик и стажировок студентов 2, 3, 4, 5, 6 предполагают прохождение следующих уровней в течение обозначенного времени обучения:

—   функциональная практика (освоение технических функций по соответствующему направлению) – на 2-м курсе обучения;

—   аналитическая практика (разбор и освоение процессов в соответствующей профессиональной сфере, выделение проблем, выполнение аналитических работ, постановка понимания устройства организации и своего места в организации) – на 3-м курсе обучения;

—   инженерно-конструкторская практика (разбор и анализ деятельности, конструирование новых элементов деятельности, организация процессов, разработка новых моделей и др.) – на 4-м курсе обучения.

—   магистерская практика (анализ, исследование, технологическое описание деятельности, теоретизация практической деятельности, создание культурных норм и др.) – после 4-го курса обучения.

Данные уровни выделены в соответствии с усложнением выполняемых и осваиваемых студентами профессиональных задач.

 

2.3. Требования к организации дипломного проектирования студентов

2.3.1. Студент университета должен выбрать объект дипломной работы на втором курсе обучения.

2.3.2. Все курсовые работы студента должны быть ориентированы на выпускную квалификационную работу (диплом) и использованы при ее подготовке.

2.3.3. Дипломное проектирование студента должно соответствовать профессиональной траектории студента по выбранному направлению и быть связующим звеном при определении набора модулей (дисциплин) по направлению.

2.3.4. Дипломное проектирование студента, спланированное на период обучения со второго по четвёртый курс, должно задавать и определять требования к типу и уровню практик студента, а также их расстановку во времени обучения на этих курсах.

2.3.5. Диплом (ВКР) должен фиксировать профессиональное движение студента, отображать его способности и ориентиры, то есть по факту диплом – это портфолио студента для работодателя и университета.

2.3.6. Дипломное проектирование студента должно задавать требования к определению набора необходимых дисциплин (модулей) в образовательной программе по направлению, обеспечивающих подготовку и оформление текста диплома и его защиты (русский язык, компьютерная грамотность, риторика, техники презентации, логика, основы самоопределения и др.), а также задавать требования к содержанию этих дисциплин.

 

 

2.4. Требования к составлению план-карт практик и стажировок студентов на предприятиях и организациях города

2.4.1. План-карта практик и стажировок – система организации практик и стажировок студентов, формализованная в виде документа, включающего в себя перечень мест различного типа практик и стажировок студентов по различным уровням сложности, распределённых по направлениям (модулям) образовательной программы.

2.4.2. План-карта практик и стажировок студентов должна ежегодно составляться и периодически обновляться по каждой образовательной программе соответствующими выпускающими кафедрами.

2.4.3.  План-карта практик и стажировок должна учитывать:

— все направления профессиональной деятельности (модули образовательной программы),

—  различные уровни сложности практик по направлениям образовательной программы:

Схема 3. «Пример план-карты практик и стажировок по образовательной программе «Финансы».

2.4.4. Наполнение план-карты местами практики  может обеспечиваться как в рамках одного предприятия (студент проходит все уровни сложности на одном предприятии), так и в рамках нескольких предприятий и организаций (аналитическая практика – на ОАО «АВТОВАЗ», инженерно-техническая – на ООО «Волгашинторг» и т.д.).

2.4.5. Выполнение план-карты практик и стажировок (заключение договоров и составление программы работ с предприятиями) должно осуществляться системно, т.е. после составления кафедрами план-карт формируется единая программа заключения договоров и планирования работ с предприятиями и организациями города (единый заказ).

2.4.6. Наполнение план-карты практик должно быть мобильным, т.е. места практик должны быть вариативными, должны периодически обновляться, включать новые предприятия, направления работ и проекты города, предоставляя ТГУ возможность расширения сферы позиционирования как градообразующего фактора.

2.4.7. Наполнение план-карты практик и стажировок должно предусматривать такое место практики студентов как Тольяттинский государственный университет, включая все его профильные, хозяйственные, инфраструктурные подразделения для соответствующей практики студентов, а также проекты (городские, региональные, федеральные, международные), в которых университет принимает участие.

 

2.5. Требования к организации обучения

2.5.1. Практическая часть дисциплины, осваиваемая студентами на предприятиях, должна быть формально учтена в часах/кредитах.

2.5.2. В рабочей программе дисциплины должны быть разработаны и включены мероприятия (аудиторные занятия), направленные на разбор и оценивание практической деятельности студента.

2.5.3. При формировании рабочей программы дисциплины необходимо учесть привлечение экспертов и практиков из города для проведения «мастер-классов» для студентов соответствующих направлений.

2.5.4. В Вузе должен быть создан механизм, позволяющий фиксировать пройденную практику и её результаты в портфолио студента, (приложение к диплому).

2.6. Требования к формированию расписания учебных занятий

2.6.1. Расписание учебных занятий студентов должно составляться в соответствии с требованиями к организации обучения.

2.6.2. Расписание учебных занятий студентов должно формироваться с учетом их занятости на предприятиях и организациях города в первой половине дня.

2.6.3. Расписание должно быть гибким, иметь возможность изменения/исключения/перенесения ряда занятий, составляться не на семестр, а на более короткие сроки (неделя/месяц). Для этого необходимо в системе планирования учебного процесса выделять набор необходимых учебных модулей (дисциплин) по определенному направлению на семестр/год, но не закреплять их во времени.

2.6.4. Расписание должно составляться с учетом плотности графика работы представителей организаций и предприятий города, привлекаемых к преподавательской деятельности.

2.7. Требования к портфолио студента.

2.7.1. Портфолио студента – документ, в котором фиксируются результаты всех практик и стажировок студента в период обучения в ТГУ.

2.7.2. Ведение портфолио студента осуществляет Офис практик.

2.7.3. По окончанию учёбы в ТГУ студент получает приложение к диплому, составленное на основе портфолио, содержащее информацию о пройденных практиках и стажировках.

2.7.4. Портфолио включает в себя следующие разделы:

—   уровень практики,

—   место практики (стажировки),

—   должность, занимаемая студентом во время практики (стажировки),

—   задание, выполняемое студентом во время практики (стажировки),

—   типы работ (функции), выполняемые студентом во время практики (стажировки),

—   компетенции, сформированные в рамках данной практики (стажировки),

—   отзыв работодателя о результатах работы студента,

—   оценка за прохождение теста по результатам практики,

—   отзыв студента о прохождении данной практики (стажировки).

 

2.8. Требования к изменениям  в структуре ТГУ при создании Офиса практик.

2.8.1. Офис практик – структурное подразделение ТГУ.

Состав:

—   руководитель Офиса практик (1 шт. ед.),

—   методист Офиса практик (3 шт. ед.),

—   главный специалист Офиса практик по работе с местами практик (3 шт. ед.),

—   главный специалист Офиса практик по работе с образовательными программами (3 шт. ед.).

2.8.2. При создании офиса практик предполагается сокращение штатных единиц ответственных за практику на кафедрах ТГУ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector