Социально-психологические основы человеческого поведения по Ш.А.Надирашвили

“Когда мы знакомим детей с различными предметами, создаем у них представление о тех или иных явлениях природы и общества, — пишет Ш.А. Надирашвли, — мы тем самым формируем в них и определенное отношение к этим предметам и явлениям. Обучая ребенка, мы вместе с тем воспитываем его и формируем определенное отношение человека к явлениям. Вместе с передачей определенных сведений путем создания системы отношений к объектам знаний происходит формирование личности ребенка. Без учета такого момента сознания личности, именуемого понятием отношения, невозможно понять, почему человек действует так, а не иначе. Путем анализа системы отношений, имеющихся у индивида относительно действительности, становится возможным понять природу личности.”

“Согласно теории установки Д. Узнадзе, основными факторами определяющими сознание и поведение человека, являются внешняя среда  и потребность индивида… При наличии потребностей у индивида возникает беспокойное тревожное состояние, и в случае, если он попадает в ситуацию удовлетворения потребностей, у него создается целостное психическое состояние, именуемое установкой поведения. Установка представляет собой целостное психическое состояние, настрой индивида на определенное поведение.”

“Согласно последним психологическим данным, список основных факторов, возбуждающих установку, включает:

1.   Фактор потребности. При сравнительно детальном разборе в данном факторе можно различать: а) узкопонимаемую потребность; потребность в предметах и явлениях; б) желания, имеющиеся у человека; в) цели, к которым стремится человек.

2.   Психологический автопортрет. Под ним понимается мнение человека о самом себе, дающее ему стимул к одним действиям и удерживающим от других, не соответствующих, по его мнению, его личности.

3.   Предметная действительность. То, установка какого поведения формируется у человека в каждом конкретном случае, в первую очередь зависит от предметной действительности, в которой ему приходится пребывать. Конкретнее, в этом факторе поведения подразумеваются следующие феномены: а) материальные предметы и явления, которые актуально “здесь и сейчас” воздействуют на индивида; б) абстрактные и общие объекты, переживаемые в виде реально, независимо существующих от него данных; этнические и моральные ценности, дающиеся социально ориентированной личности в виде объективно существующих явлений.

4.   Социальные требования. Предъявляются человеку: а) общей социально-культурной средой; б) отдельными социальными группами; в) малой образцовой группой, в которой живет личность. Эти требования, разумеется, предъявляются человеку в виде одного целостного фактора. Однако в том или ином случае один из них приобретает доминирующее значение.

Согласно теории установки, при воздействии на человека указанных внешних и внутренних факторов у него создается целостное личностное состояние, готовность к поведению, дающая определенное направление последующей личной активности человека.

Одной из трудных и непреодолимых проблем психологии считался вопрос, как удается человеку целесообразное и правильное осуществления поведения даже в том случае, если он об этом особенно не думает и его сознание не занято выполнением данного поведения… Большой заслугой Д. Узнадзе является то, что именно он совершенно ясно поставил вопрос о механизмах целесообразного протекания поведения, ввел понятие установки, а позднее и теорию установки… и сформировал экспериментальный метод ее изучения… Если человеку дать в руки несколько разновеликих шаров, окажется, что у него выработалась установка восприятия разных по величине объектов, в результате равные шары будут казаться ему неравными. Такая установка возникает и действует, когда испытуемый ничего не знает о ее существовании. Подобное положение наблюдается и тогда, когда установка вырабатывается в гипнотическом сне и испытуемому ничего не известно об опыте. Помимо того, даже в случае, если испытуемый знаком с методикой эксперимента и знает, что в опыте после разных шаров ему даются одинаковые, эти последние воспринимаются им иллюзорно, установочно. Роль установки в восприятии реального объекта значительнее, чем роль сознания, которому известно, что в опыте сравниваются равные шары.

С возникновением у человека установки особенности его познания, оценки и действия определяются данной установкой… При возникновении у человека установки действия в определенном направлении он под ее влиянием замечает и учитывает лишь те предметы и явления, которые каким-то образом связаны с этой установкой, имеют определенное значение для его поведения. Предметы и явления индифферентные, не имеющие значения для установки, остаются незамеченными ими. Указанное положение было обосновано множеством экспериментальных данных.

Так же экспериментально был подтвержден эффект действия установки, касающейся использования прошлого опыта человека. Влияние установки не только определяет выбор, селекцию воздействия среды, но и налагает свой отпечаток на весь прошлый опыт человека. У человека всплывают в памяти лишь те мысли и содержания сознания, которые находятся к какой-либо связи с его установкой. Таким образом, обобщенно можно было бы сказать, что под влиянием установки человек из своего прошлого внутреннего опыта непроизвольно выбирает и ставит в центр своего сознания явления, связанные с его установкой и осуществленным на ее основе поведением. В опасной ситуации, когда у человека вырабатывается установка бегства, в первую очередь бросаются в глаза нежелательные предметы. Более того, при такой установке человеку “даже куст кажется волком”. Под влиянием подобной установки чрезвычайно повышается чувствительность к опасным объектам.

Функция установки состоит в том, чтобы выбирать из окружающей человека действительности и из его прошлого опыта необходимые для осуществления поведения объекты, содержания сознания, его опыт и знания в целом, оказывает индивиду большую услугу в целесообразном выполнении намеченного поведения, в удовлетворении его потребностей. Тем самым установка создает психологическую основу приспособления человека к окружающей среде и преобразования ее в зависимости от его нужд.

Установка или ориентирует человека на определенные объекты, или, наоборот, помогает уклониться от них. Это двоякое направление установки часто совершенно не осознается человеком. Его переживания обычно касаются только тех предметов, на которые направлено его поведение, могут казаться человеку притягательными или отталкивающими, иными словами, пользуясь наиболее употребляемой в психологии терминологией, у человека могут быть положительное или отрицательное отношения к объектам. Такое отношение к предметам бывает ситуативным, моментальным, но оно может зафиксироваться и стать хроническим.

“Для понимания механизма поведения человека должен быть учтен еще один фактор, именуемый в психологии феноменом фиксации, подкрепления. Известно, что если человек осуществляет поведение на основе какой-либо установки, то в сходной ситуации довольно легко возникает установка того же вида… Если выработать у человека установку решения задачи каким-либо определенным способом, то в сходной ситуации ему легко удается справиться с аналогичными задачами. Оператор, у которого сформирована установка на возможную аварийную ситуацию, легко может заметить симптоматичный стимул, обычно остающийся незамеченным другими, не имеющими подобной установки. Если выработать у человека обще методическую установку на политические и социальные вопросы в двусмысленных и трудных ситуациях, то ему легко удается занять определенную идеологическую позицию. Таким образом, можно сказать, что фиксация той или иной установки позволяет человеку заранее подготовиться к выявлению в определенный момент какого-либо одного общего вида отношений к возникшей ситуации. Таким путем человек формируется как личность, осуществляющая поведение определенного направления. В его действиях постепенно уменьшается степень зависимости от случайных сиюминутных моментов. Постепенно он становится более независимой самостоятельной системой, которая может отвечать на воздействия действительности характерными для своего стиля, личностной манеры реакциями. Несмотря на такую спецификацию личности, существуют закономерности фиксации установки, служащие выражением общих законов формирования личности.

Общие закономерности фиксации установки позволяют охарактеризовать природу личности в целом. На основе экспериментальных исследований было показано, что путем учета фиксации установки становится возможной классификация типов личностей. В процессе фиксации установок выявляются определенные законы, способствующие формированию личности определенного направления. Использование законов создания и фиксации установок позволяет заранее повлиять на поведение человека, на его отношение к действительности и вообще на всю его личность.”

 В концепции Надирашвили для нас важно то, что установки создают у человека искаженную картину реальности. Его внимание привлекается к одним объектам, другие же он может и вовсе не замечать. Таким образом Надирашвили фактически описывает понятие “картина мира”, одно из наиболее значимых в этнопсихологии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector