Воспитательный потенциал общества и его влияние на подрастающих людей

Воспитательный потенциал общества и его влияние на подрастающих людей обозначают понятием «социализация». Это процесс включения подрастающего поколения в систему социальных ролей, детерминированных социально-экономическим строем общества, путем активного освоения и развития существующей системы ценностей и норм поведения. Социальная педагогика исследует воспитание как общественное явление, как вид духовных отношений; она изучает не только воспитательный потенциал общества, но и пути его актуализации на основе разных форм интеграции воспитательных сил. Социальная педагогика объясняет и прогнозирует воспитательные процессы в обществе.

Ребенок – не только объект воспитания, но прежде всего человек, имеющий жизненные потребности. В настоящее время, когда осложнилась социально-экономическая обстановка, когда в системе образования создаются инновационные структуры, чрезвычайно важны межличностные отношения учителей – учащихся – родителей, влияющих на физическое и психическое здоровье субъекта. Школа, как социальный институт, моделирующий и жизнь, и установки будущего общества, должна и может стать гуманным демократическим учреждением и способствовать созданию демократических установок в обществе. Но для этого школе необходимо измениться: во-первых, заменить диалог «педагог-ученик» на диалог личности с личностью; во-вторых, исключить конфликты потребностей, преследующих ребенка; в-третьих, решить проблему индивидуального подхода к социализации детей за счет создания атмосферы эмоционального благополучия.

По нашему мнению, прежде всего, необходимо проанализировать современные представления о социальной роли школы, затем рассмотреть взаимодействие школы и социальной среды, а потом выделить наиболее существенные аспекты школьной жизни и педагогической деятельности, не столько зависящие от конкретного исторического момента, сколько принадлежащие развитию культуры в целом. В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от невнимания или жестокости родителей. Остро встали вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания. В результате стала востребована работа социального педагога. Это не только помощь и перевоспитание, но и принятие мер по профилактике, предотвращению кризиса в семье, что невозможно без организации работы с детьми, без создания благоприятных условий для нормального развития и жизни, социализации.

В современных условиях социализация ребенка принимает обостренный характер. Психологами зафиксированы постоянная тревожность из-за школьной нагрузки, неустроенности семьи, компаний во дворе. Ребенку требуется поддержка противостоять злу, преступности, насилию, несправедливости. Ему требуется поддержка в его адаптации в обществе, в стремлении реализовать себя, научиться общаться.

Назначение социального педагога проявляется в создании условий, способствующих развитию личности школьника, через участие в разнообразных видах деятельности. Он также координирует и корректирует воздействие среды на личность ребенка, концентрирует и интегрирует ее положительное влияние. Социально-педагогическая деятельность – это направленная деятельность социального педагога; деятельность по диагностике и прогнозированию, коррекции и перевоспитанию.

Данный сборник рассчитан для социальных педагогов.

Задача сборника – обозначить теоретические и методико-практические основы социально-педагогической работы с детьми и семьей.

  Трудности (неоднозначность) концептуального определения «социально-педагогической деятельности» и с нею связанных проблем, заставляют нас обратиться к нескольким позициям: содержанию социально-педагогической деятельности, планированию его деятельности, программам как отражению социально-педагогической практики; технологии работы социального педагога в социуме; взаимодействию социальных институтов  для решения социально-педагогических проблем.

В сборнике раскрываются разные подходы к содержанию понятия «социальная педагогика» и к содержанию социально-педагогической деятельности; выделены функции социально-педагогической деятельности и основные направления деятельности социального педагога, предложены разделы плана работы социального педагога и представлены варианты планирования работы, характеризуется специфика работы во внешкольной среде, содержание и направления деятельности социального педагога в социуме; предложена схема характеристики микрорайона; характеризуются роли, выполняемые социальным педагогом и являющиеся новыми для социальных педагогов современной школы и социальных учреждений.  В сборнике перечислены виды программ и требования к ним; выделены компоненты программ, реализуемых социальным педагогом.

Специалисты могут оценить эффективность предлагаемых вариантов планирования и программ оказания помощи и выработать собственное отношение к этой проблеме и свои методы оказания профессиональной помощи каждому человеку, нуждающемуся в ней, и каждой отдельной семье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector