Социально-педагогическая поддержка в контексте проблем профессионального самоопределения учащихся

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Теория и практика социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся вечерней школы», проект № 08-06-00231а.

Рассматривая проблемы профессионального самоопредеелния в зависимости от социально-экономического развития общества, мы полагаем, что значимость профессионального самоопределения в современных условиях возрастает в связи со следующими обстоятельствами: увеличиваются потребности экономической сферы в квалифицированных кадрах; становятся более широкими потребности и интересы личности, выбирающей свой профессиональный путь; появляется новая социально-психологическая ситуация, где новые экономические формы хозяйствования, атмосфера конкурентности в области профессионального мастерства требуют быстрой социальной и психологической адаптации к новым условиям, профессиональной мобильности; расширяются возможности выбора жизненного пути, растет информационный поток, ориентироваться в котором необходимо каждому человеку. При этих обстоятельствах в худших условиях оказываются учащиеся и выпускники вечерних школ.

На всех этапах своего развития система подготовки молодежи к выбору профессии, к труду реализовывала политику государства, решала проблемы конкретной социальной, экономической и политической ситуации.

В конце 80-х годов ХХ века образование начали рассматривать как средство развития общественных систем; как сферу, в которой строятся формы опережающей общественной практики в конкретном регионе. Новые социально-экономические условия породили потребность в перестройке и совершенствовании образовательной системы, что в свою очередь потребовало пересмотра деятельности основных компонентов профориентации.

Проблема самоопределения рассматривается как узловая в психолого-педагогической литературе. Можно выделить несколько подходов, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

К.А.Абульханова-Славская считает центральным моментом самоопределения самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой-Славской, «самоопределение – это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений».

Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф.Сафиным и Г.П.Никоновым В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности, как считают авторы, не может не опираться на субъективную сторону самосознания – осознания своего «я», которое выступает как внутренняя причина социального созревания. Самоопределение, по их мнению, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовность к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества». А основными критериями границ и этапов самоопределения «следует считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности «хочу» — «могу» — «есть» — «требуют» у конкретной личности».

Представляет интерес рассмотренные А. В. Мудриком механизмы самоопределения (идентификация – обособление). Автор говорит о том, что самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обуславливая персонификацию личности. Вот почему идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

Л.И.Божович подчеркивает важность самоопределения и определяет его как «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни». Таким образом, характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает, что самоопределение представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации. В своей более поздней работе Л.И.Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

И.В.Дубровина вносит уточнение в проблему самоопределения как центрального момента в раннем юношеском возрасте. Результаты проведенных ею исследований позволяют утверждать, что основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, шире – жизненное), а психологическую готовность к самоопределению. Вместе с тем, психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.

Сложность процесса самоопределения заставляет подумать о разработке новых критериев оценки результатов воспитательно-образовательного процесса, профессиональной ориентации. Это предполагает не только создание в обществе условий, стимулирующих развитие человеческой личности, ее информационных потребностей, но и организационно-структурных и содержательных форм образования.

Проведенное нами исследование профессиональной деятельности социальных педагогов, их профессиональных затруднений, а также изучение контингента учащихся вечерних школ позволили нам выделить группу противоречий, обусловливающих актуальность проблемы и требующих разрешения:

— между высокими профессиональными притязаниями учащихся и отсутствием учебных умений, низким уровнем образованности, наличием образовательной индифферентности и неблагоприятного опыта социализации;

— между наличием социальных проблем у учащихся и недостаточной готовностью социальных педагогов к их разрешению;

— между осознанием социальными педагогами и психологами необходимости создания социально-психологической службы и осуществления социально-педагогической поддержки и недостаточной разработанностью содержания, организационных форм, методов, научно-обоснованных рекомендаций по организации данного процесса в общеобразовательном учреждении.

Результаты нашей исследовательской деятельности свидетельствуют, что технология социально-педагогической поддержки может быть востребована в вечерней школе, так как, она позволяет создать благоприятные условия для социализации детей и осуществить помощь в жизненном самоопределении учащихся вечерней школы. Вечерняя школа дает дополнительный шанс найти свое место в обществе, применить свои способности и знания на рынке труда, а следовательно, улучшить экономические, социальные и культурные условия своей жизни. Вечерняя школа создает для молодых людей, не нашедших себя в массовой школе, возможность избрать иной образовательный маршрут, открывающий новые возможности. Но наши предварительные исследования свидетельствуют, что не всегда педагогические коллективы вечерних школ способны справиться с многообразием задач обучения, воспитания, профессиональной ориентации учащихся.

Наши предварительные исследования позволили выявить специфику профессионального самоопределения учащихся вечерней школы, и на этой основе утверждать, что именно социально-педагогическая поддержка является условием их эффективного профессионального самоопределения.

Педагогический смысл поддержки более адекватно отражается в двух походах к ее определению – широком и узком. Широкая интерпретация связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. Узкий смысл ассоциируется с помощью педагога, его содействием в решении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.

Система педагогической поддержки О.С. Газмана предполагает разные направления реализации: педагогическое, психологическое, социально-педагогическое, социокультурное, социально-организационное. Ученый связывал педагогическую поддержку детей непосредственно с процессами индивидуализации и самоопределения ребенка. При этом цель поддержки – это решение проблем ребенка, касающихся его деятельности не только в стенах школы. Работа школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector