ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ЭТНОС И ЭТНИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ

В условиях изменения системы воспитания и образования в стране, преобразованиях в социально-экономической и культурной жизни российского общества, одним из приоритетных направлений его дальнейшего гармоничного развития становится духовное возрождение каждой нации, ее традиционной педагогической культуры.

  Необходимость специального изучения данной проблемы обусловлена социальными и собственно педагогическими факторами. К числу первых можно отнести рост национального самосознания, повышение внимания к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что, в свою очередь, часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Активизировать развитие положительных тенденций и снизить, по возможности, рост отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов — новая социальная функция образования и системы социальной работы.

Основная функция образования — обучение, воспитание и развитие личности, получила свое подтверждение в государственной политике в области образования и была сформулирована в Законе РФ «Об образовании». Задачи, поставленные в «Концепции государственной национальной политики РФ» (1996 г.), по распространению знаний об истории, культуре народов, сохранению исторического наследия и дальнейшего развития национальной самобытности народов, укреплению и совершенствованию национальной общеобразовательной школы, являются своеобразной гарантией развития народов России. Согласно концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года в качестве основной цели образования обозначено духовно-нравственное воспитание личности. Эта цель реализуется решением таких задач, как: достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, и т.д.

Для реализации поставленных задач все чаще используется потенциал этнокультурного подхода в образовании. Так, например, правительством Москвы принята Программа развития этнокультурного (национального) образования в Москве, подобные программы реализуются в Карелии, Пермской, Свердловской и других областях.

Развитие национального образования является своеобразным резервом и средством развития национальной культуры. В современных условиях образование народов России превратилось из пассивного структурного компонента региональной системы образования в его активный субъект, призванный решать новые задачи, полно и разносторонне выполняя социальный заказ общества в соответствии с решаемыми национальными, культурными и экономическими задачами.

Национально и этнически ориентированное образование не является новым феноменом для многонациональной школы российского государства. В дореволюционный период в его разработку внесли вклад П.Ф. Каптерев, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. В 20-70-е годы XX в. проблема национального образования разрабатывалась П.П. Блонским, СИ. Гессеном, Н.К. Крупской, В.Н. Сорокой-Россинским, В.А. Сухомлинским, Г.Н. Волковым  и др.

В настоящее время необходимость теоретической и практической разработки проблем становления этнического самосознания обострена несколькими обстоятельствами: социально-демографическими подвижками, вызванными массовой иммиграцией; усилением процессов национально-культурного самоопределения; наличием агрессивных националистических настроений в обществе.

    Непонимание или намеренный отказ от рассмотрения некоторых этносоциальных и культурных проблем создает не только серьезные препятствия в развитии государственной образовательной системы, но и, в конечном счете, тормозит развитие региональных культур и становится причиной межэтнического дискомфорта или конфликтов в профессиональных сферах. Несбалансированная образовательная политика в отношении малочисленных этносов или регионов их традиционного проживания, как показывает опыт последних десятилетий, приводит к существенным социальным деформациям, имеющим далеко идущие негативные последствия — это и профессиональная диспропорция представителей малочисленных этносов среди лиц со среднеспециальным и высшим образованием, это и гендерный сдвиг уровня образования, вследствие которого более высокий образовательный уровень имеют женщины.

   Для развития этнически ориентированного образования необходимо учитывать различные состояния этнической культуры, требующие принципиально разных образовательных стратегий. Можно выделить пять состояний этнической культуры — традиционная хозяйственная этническая культура, сохраняющая свой законченный и закрытый комплекс средств жизнеобеспечения; бытовая этническая культура, при которой традиционные средства производства по существу отсутствуют; «праздничная» или ритуализованная этническая культура; «профессионализированная» и «музейная» этническая культура. Каждое из состояний этнической культуры, независимо от того, идет ли речь о состояниях такой культуры во времени или в пространстве (как следствие территориальной разобщенности), требует разной образовательной стратегии. Однако ясно, что задачи интродукции этнической культуры в образовательный процесс актуальны для этнической культуры на «праздничной» или «профессиональной» стадии. В первых двух состояниях этнической культуры — хозяйственном и бытовом — приобщение к этнической культуре достигается в момент социализации, а в последнем «музейном» состоянии активное образовательное приобщение представителей этноса к своей культуре уже не является необходимым.

   В современных условиях будет востребована активная творческая личность, которая, как показывают этнопедагогические исследования, может быть воспитана в процессе освоения национальной культуры, языка, обычаев и традиций своего народа как исходной и составляющей части российской и общечеловеческой культур.

   Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляются в гармоническом единстве. Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою – неожиданно продуктивным новшествам.

   Формируя новую педагогическую концепцию, которая отражает многообразие этнокультур, систему ценностей, социальные нормы, язык, народное и профессиональное искусство, специалисты социальной сферы должны разработать модель воспитания нравственной, высокообразованной личности в условиях многонациональной, поликультурной страны.

Популяризация культурных ценностей, знаний, языков, повышение уровня образования коренных народов, позволяет им более активно участвовать в жизни общества, если они этого желают, сохраняя при этом свою уникальную культурную самобытность.

Сохранение и поддержка коренных народов является сегодня одной из актуальных проблем мирового масштаба. Важность ее решения подчеркивается многими международными документами,  принятыми главными всемирными организациями, такими как ООН, ЮНЕСКО, ВТО. В их числе Декларация ООН о правах коренных народов и  Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии.

Полномочия по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации наряду с международными актами закреплены рядом официальных документов федерального и регионального уровней. В их числе Конституция Российской Федерации; федеральные законы «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Наряду с ними в субъектах Федерации действуют официальные документы регионального уровня, направленные на обеспечение прав коренных малочисленных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, а также устанавливающие полномочия органов регионального управления (Совета народных депутатов и Администрации) в этом направлении их деятельности. Так, в Кемеровской области таким документом является закон Кемеровской области N 42-03 от 9 марта 2005 года «О коренных малочисленных народах Кемеровской области».

Однако, несмотря на многочисленные инициативы международного, федерального и регионального уровня, положение коренных малочисленных народов многими авторами оценивается как критическое. Основанием к этому заключению является наблюдаемое с каждым годом все большее сокращение их численности, а также снижение национального самосознания.

Несомненно, коренные малочисленные народы нуждаются в особой социальной, экономической и правовой защите, однако для успешного функционирования всей системы помощи и поддержки необходимо рассмотреть также социокультурные особенности этого народа, процесс взаимодействия с представителями других народностей.

Социокультурные особенности межэтнического взаимодействия телеутского этноса характеризуются постепенной утратой родного языка, низким уровнем коммуникативной толерантности, более ранним процессом этнической самоидентификации, преобладанием идентификации по признаку этнической принадлежности, более выраженным интересом к своей этнокультурной среде,  склонностью образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку и другими особенностями.100%

Взаимопроникновение различных культур, определенная стандартизация образа жизни, прогрессирующая урбанизация вызывает у разных народов стремление самоутвердиться в своих специфических культурно-психологических ценностях. Культурное самоотождествление теснейшим образом связано с проявлением этнического самосознания народов. Это специфическое этническое отражается в первую очередь в духовной культуре, повседневном быте народа, в его жизненных ориентациях, в неповторимом восприятии, в том числе и в процессе взаимодействия.

Межэтническим отношениям присущи все феномены, свойственные межгрупповым отношениям — ингрупповой фаворитизм и аут-групповая дискриминация, межгрупповые конфликты, стереотипизация. Понятие межэтнических отношений включено в понятие межгрупповых, но не полностью, так как межэтнические отношения имеют специфические явления, связанные только с ними, например, этноцентризм, аккультурация, этническая картина мира и др.[Cтефаненко]

Различные науки пытаются объяснить причины возникновения этнических особенностей как некоей «коллективной» психологии, определяющей поведение, эмоции и представления членов этноса в процессе взаимодействия.72%

Общий язык, система духовных ценностей, символы, отношения к вещам и людям передаются из поколения в поколение, причем унаследованные способы поведения служат образцами для будущих действий.

Своеобразный психологический склад вырабатывается у этноса в результате всей совокупности специфических условий его существования. Так, среда со своими природными и исторически сложившимися социокультурными особенностями накладывает отпечаток на особенности психики этноса, что проявляется не столько в определенных видах культуры, сколько в поведении членов этноса. Этот субъективный этнический склад узнается в его объективации как совокупности реакций народа на обстоятельства жизни, в которых он участвует. Действия и поступки людей, совершаемые во благо своей социальной группы, осуществляемые в совместной деятельности и во взаимоотношениях с членами ингруппы и аутгруппы, регулируются чувством национального достоинства при осознании этносубъектами значимости и смысла деятельности в общественно полезном труде, решении проблем первостепенной важности, направленных на развитие и воспроизводство этноса.

Ситуация межэтнического общения дает человеку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков.

Многие народы, проживающие на территории России, имеют значитель­ные этнокультурные и конфессиональные различия. Любая ошибка, допущен­ная при управлении таким сложным поликультурным обществом вследствие непонимания «этнической картины» мира того или иного народа, его культур­ных норм и ценностей, традиций, может привести к тяжелым последствиям и долго незатухающим конфликтам.

 В целом, можно сделать вывод о том, что, одним из наиболее серьезных факторов является осознаваемая телеутами угроза потери основы этнической самоидентификации — языка и культуры. Позиции телеутского языка, равно как и традиционной телеутской религии являются гораздо более слабыми и демонстрируют постоянную тенденцию к сокращению культурного, конфессионального и языкового пространства. В настоящее время телеуты еще сохраняют некоторые черты национальной самобытности, что проявляется в лингвистической и отчасти в культурной сфере. Однако результаты исследований убедительно показывают прогрессирующий процесс нивелировки этнических различий. Причины продолжающейся культурной ассимиляции коренятся в исчезновении объективного материального базиса для воспроизводства этнической самобытности. Фактически все используемые жизнеобеспечивающие практики лишены какой-либо национальной специфики и носят универсальный характер.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector