Технология генерирования сообщений, обладающих бесконечной убедительностью для получателя.

Примечание

Данная технология бесценна для политиков, которые хотят завоевать доверие электората или отдельных клановых и политических групп.

В данной статье обрисованы подходы и методы, которые лежат в основе этой технологии.

Подходы, лежащие в основе технологии

В основе технологии создания бесконечно убедительных сообщений (далее технология БУС) лежит два методологических блока, которые не просто составляют ее фундамент, а являются продуцентами инструментов, используемых для осуществления технологии БУС.

Упомянутые методологические блоки — это ментальное моделирование и рефлексивная игротехника (понимаемая в самом широком смысле, без разделения на школы и направления).

Охарактеризуем каждый из них более подробно.

Ментальное моделирование как составная часть технологии БУС.

.

Две статьи автора, заложившие основу технологии ментального моделирования, могут быть найдены на сайте http://soctech.bigmir.net. Это статьи “Ментальное моделирование как технология понимания собеседника” и “Ментальное моделирование как технология понимания текста”. Однако, необходимо отметить, что ментальное моделирование может использоваться не только с целью понимания. Таким образом, предлагаемая Вашему вниманию технология БУС содержит в себе более современный и более полный вариант ментального моделирования.

В чем суть ментального моделирования как технологии? Ментальное моделирование строится на предположении, что ни одно слово, действие, жест человека не являются случайными: с точки зрения самого действующего (говорящего) они жестко детерминированы, то есть подчинены некоторой внутренней логике. Эта внутренняя логика формируется в процессе воспитания, образования, а также содержит в себе отпечаток личного опыта субъекта. Можно сказать, что ментальная программа настолько жестко определяет, как человек себя поведет, что именно он скажет, о чем вспомнит и какие действия предпримет, что, фактически, деятельность и поведение являются всего лишь следствием этой ментальной программы. Поэтому по действиям, словам и жестам можно до определенной степени точности реконструировать саму ментальную программу, движущую человеком. Простой и понятный детерминизм этих рассуждений нарушается тем обстоятельством, что человек — рефлексирующее существо, поэтому он в состоянии менять и усовершенствовать собственную ментальную программу прямо по ходу действий, которые этой программой определяются. Однако, рефлексирующее сознание, меняя ментальную программу обычно также предпочитает знакомые методы, то есть процесс изменения ментальной программы может быть описан как некая метапрограмма, которая осознается большинством людей довольно редко. В случае же, если метапрограмма осознается и начинает корректироваться субъектом, субъект обретает уровень гибкости и рефлексивности, который позволяет ему использовать чужие ментальные программы для достижения собственных целей. Именно так работают рефлексивные технологии управления. Но в данной статье речь не об этом, поэтому мы не станем углубляться в тонкости ментального моделирования. Из уже сказанного очевидно, что если с достаточной степенью точности реконструировать ментальную программу субъекта, можно получить своеобразный “ключ” к его сознанию. Частным случаем использования этого ключа будет генерирование бесконечно убедительных для данного субъекта сообщений.

В самом деле, если сконструировать сообщение, полностью согласующееся с внутренними нормирующими вопросами и суждениями, которые содержатся в ментальной программе субъекта, он воспримет его некритически, как “само собой разумеющееся”.

Примерно таким образом работают игротехнические нормы в рефлексивном управлении ситуациями и социальными системами. Они воспринимаются управляемыми субъектами некритически и, как правило, влекут за собой рост целенаправленной деловой активности. Об этом можно прочесть на сайте http://soctech.bigmir.net в работе “Искусство эффективности”.

Предложение, выделенное выше жирным шрифтом, может быть названо основной гипотезой технологии БУС.

Рефлексивная игротехника как составная часть технологии БУС.

Основная гипотеза технологии БУС имеет ряд любопытных следствий. Очевидно, что если найти способ схематизации (или формального описания) ментальных программ, то накладывая друг на друга схемы (описания) ментальных программ разных субъектов и отбрасывая при этом не совпадающие части, мы получим общую часть их ментальных программ. Назовем эту общую часть симметремой ментальных программ нескольких субъектов. Следовательно, если нам удастся генерировать серию сообщений, согласующихся с этой общей частью ментальных программ (симметремой) нескольких субъектов, они воспримут эти сообщения как бесконечно убедительные.

Вторым следствием основной гипотезы БУС является утверждение, что можно выделить два типа согласования сообщений с полученной симметремой.

1. Подтверждение ментально-программных установок и представлений.

2. Высказывание точек зрения, противоречащих симметреме, конфликтующих с ней, а затем эмоциональное отрицание высказанных точек зрения.

Таким образом, отрицание симметремы с последующим отрицанием этого отрицания также является способом генерирования бесконечно убедительных сообщений.

Если ментальная программа отдельного субъекта может существенно и неконтролируемо изменяться, то симметрему легко зафиксировать со стороны, подчеркивая в коммуникации между субъектами их взаимное согласие и объединяющие субъектов установки и требования, зафиксированные в симметреме. Кроме того, симметрему можно осторожно и аккуратно изменять воздействиями со стороны, изменять так, чтобы субъекты, которых объединяет симметрема, восприняли это изменение как новую социальную норму и безоговорочно сделали ее элементом индивидуальных ментальных программ. Таким образом, симметремы можно фиксировать и аккуратно изменять посредством управляющего воздействия со стороны.

Есть еще одна существенная особенность симметрем, она состоит в том, что симметремы по самой своей природе (точнее, по процедуре их выделения) содержат именно социальные (общественно значимые) нормы и установки индивидуальных ментальных программ. То есть симметремы, выделенные у данной группы субъектов, не будут существенно отличаться от симметрем, которые будут наблюдаться у социально идентичной группы.

Все эти следствия из основной гипотезы технологии БУС позволяют говорить о данной технологии как об одном из весьма специфических способов прямого управления общественным сознанием.

Рефлексивная игротехника предоставляет нам готовые организационные формы для исследования ментальных программ, выделения симметрем и проверки сообщений, сгенерированных в технологии БУС, на их действенность для данной группы субъектов, отобранных по некоему социальному критерию.

Предположим, необходимо привести к власти в стране нового президента, который планирует опираться на сельский электорат. Специально спроектированная рефлексивная игра с 50-80-ю председателями колхозов и совхозов (которые в СНГ являются основными “хозяевами” сельского электората) позволит проявить симметремы, сгенерировать и опробовать сообщения, которые будут некритически, как “само собой разумеющиеся” восприняты этими (а значит, и другими) председателями колхозов и совхозов и даже прямо на рефлексивной игре разработать основные формы агитационных материалов. Естественно предположить, что агитационные материалы, содержащие в себе сообщения, согласующиеся с симметремой данной социальной группы, возымеют весьма высокое действие, особенно если они же лягут в основу всей предвыборной кампании.

Конкретные техники и инструменты, которые могут использоваться в той или иной предвыборной компании для генерирования бесконечно убедительных сообщений, неизбежно существенно отличаются, поэтому, с точки зрения автора, здесь не стоит вдаваться в детали и подробности. Целью статьи было всего лишь изложить подход, используемый в технологии БУС.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector