Влияние социокультурной активности лиц пожилого возраста на преодоление негативных стереотипов старости

Аннотация. В статье рассматриваются существующие стереотипы в отношении пожилых людей. Представлены результаты исследования, демонстрирующие влияние социокультурной активности лиц пожилого возраста на преодоление негативных стереотипов старости. Предложена программа по активизации социокультурной активности лиц пожилого возраста, которая может быть использована специалистами по социальной работе при работе с пожилыми людьми.

Постоянный рост численности людей пожилого возраста представляет собой важное явление XX века. Наблюдается тенденция общего постарения населения планеты.  По официальным данным Организации Объединенных Наций, к 2025 году каждый шестой человек на Земле будет старше 60 лет, что составит более 1 миллиарда пожилых и престарелых людей, то есть 15 % от всего населения планеты. Взрослое население Европы старше 60 лет к 2025 году составит 40%. Уже на сегодняшний день удельный вес лиц третьего возраста равен 15% всего населения Европы. Согласно статистическим данным 14 % всего населения России составляют люди старше 60 лет.

Постарение населения имеет далеко идущие последствия и оказывает серьезное влияние на планирование и осуществление мероприятий в области социальной политики. Данная ситуация ставит перед нашим  обществом проблемы экономического, социального, психологического, нравственного, социологического плана.

К сожалению, в современном обществе, ориентированном на молодежную культуру, сложились негативные стереотипы старости, которые отрицательно отражаются не только на самих пожилых и престарелых людях, но и на всей культуре общества в целом. Стереотипы пожилых, включают в себя обобщенный комплекс или набор негативных представлений в отношении трудностей, связанных с возрастом, когда происходит ухудшение здоровья, физических и умственных способностей, затрудняется повседневная деятельность, наконец, появляются физические признаки старости, такие как морщины, неуклюжесть, медлительность и пр. [1]

Рассмотрев стереотипы старости в современном обществе, мы пришли к выводу, что во внешнем социальном окружении на современном этапе развития общества определилось отношение к престарелым, в силу сложившихся стереотипных мнений, как о второсортных гражданах, неспособных внести какой-либо полезный вклад в окружающую жизнь. Это мнение, в свою очередь, отражается на психологическом поведении лиц пожилого возраста, которое обуславливается в большой степени мнением о них окружающего общества.

Предварительный анализ проблемы позволил предположить, что положительный эффект в преодолении негативных стереотипов старости, а также позитивное влияние на социальное самочувствие человека в последние фазы жизненного цикла может оказать социокультурная активность лиц пожилого возраста. Она подразумевает использование и активизацию всех жизненных ресурсов, на которые способен человек в старости для развития новых возможностей. На наш взгляд, активизация социокультурной деятельности – необходимое, в большинстве случаев, условие для улучшения качества жизни престарелого человека, что оказывает положительное влияние  на психическое и физическое здоровье пожилого человека, а также и на его социально-культурное развитие. Несомненно, это ведет к переосмыслению в общественном сознании роли и места пожилых людей в обществе и положительно сказывается на процессе преодоления стереотипов в поведении и отношениях [3].

Для подтверждения данного тезиса нами было проведено исследование, цель которого заключалась в изучении влияния социокультурной активности лиц пожилого возраста на преодоление негативных стереотипов старости, в рамках которого нами также разработана и апробирована программа по активизации социокультурной активности пожилых на базе мини – клубов по интересам.

В исследовании, проводимом на базе центра социального обслуживании населения, принимали участие 66 респондентов: 54 клиента центра пожилого возраста, 12 — специалистов центра.

В ходе исследования применялись следующие методы для изучения пожилого населения: психодиагностичные (методика Красновой О.В. «Оценка представлений о старом возрасте», тест «Самооценка», «Гереотрическая шкала депрессивности», анкета по выявлению социокультурной активности пожилых (Хозина Ж.В.)), анкетирование специалистов непосредственно ведущих работу с лицами пожилого возраста [5].

Для начала респондентам была предложена методика «Оценка представлений о старом возрасте», с целью изучения отношения к сложившимся стереотипам старости. Полученные результаты позволили выделить три группы стереотипов в отношении пожилых людей.

1. Негативно воспринимаемые (неодобряемые) стереотипы.

Наибольшее возражение старшего поколения (89,5%)  вызвало представление о пожилом человеке как о неопрятном, запустившем себя старике. При этом многие из респондентов, поясняя свою позицию, отметили, что эта черта связана не с возрастом, а с иными внутренними качествами индивида («Кто смолоду не следит за собой, тот и в старости неряха»). Стереотип «Старые люди не в состоянии выполнять сложную работу, нести ответственность» занимает второе место. Большинство респондентов (87%) считают, что они более ответственны, чем молодые.

Кроме того, к числу стереотипов старости, по преимуществу негативно воспринимаемых пожилыми, относятся такие, как консерватизм («не воспринимают ничего нового в жизни»), утрата главенствующего положения в семье («пенсионеры» — не авторитет для семьи), неразрешимость конфликта «отцов и детей» («старики не могут понять молодых»); словом те стереотипы, которые, вызывая внутреннее сопротивление, осложняют адаптацию к статусу пенсионера.

2. Позитивно воспринимаемые (одобряемые) стереотипы.

Опрос показал, что существует целый блок стереотипов, которые оцениваются скорее как норма, хотя являются ошибочными.

Подавляющее большинство (86,9%) согласны с тем, что в их возрасте учеба, образование не нужны, и они обязаны заниматься внуками (правда, последнее расценивается не как обязанность, а как естественная потребность наряду с ведением домашнего хозяйства). Согласие большинства встречает и утверждение о сложности для пожилого человека общественной работы (84%). До 3/4 опрошенных считают нормальным, что с возрастом нарушается психика. Гипотетически, в отношении к этому утверждению ожидалось более негативное восприятие. Однако многие старые люди рассматривают эту способность как обусловленное человеческой природой изменение и спокойно к нему относятся (1/5 все же высказала протест восприятию их как людей с психическими отклонениями).

3. «Дифференцирующие» стереотипы.

Отношение к стереотипам старости зафиксировало и позиции, отмеченные наибольшими расхождениями, — по ним велико количество неопределенных оценок, или они имеют относительно равное соотношение положительно и отрицательно воспринимающих их респондентов. Это утверждения о снижении с возрастом запросов и потребностей, о неспособности к интимной жизни, о пассивности в пожилом возрасте, о необходимость освобождения рабочих мест и ухода на пенсию.

Существование ошибочных представлений о лицах пожилого возраста негативно влияет на самооценку, уровень депрессивности, на взаимодействие с окружающими, а, значит, и на социальное самочувствие пожилых.

         После получения результатов нашего исследования нами была разработана программа, которая была включена в план работы мини- клубов по интересам центра социального обслуживания населения, в ходе которой участникам предлагалось проводить свою деятельность по следующим направлениям.

1. Диагностическое. Диагностика личностных особенностей, склонностей и интересов и т. д.

2.   Волонтерская деятельность:

—       взаимодействие с детским домом (концерты самодеятельности,  вязание шерстенной одежды для детей- сирот, проведение тематических бесед).

—       взаимопомощь

3.Просветительская деятельность:

—       тематические беседы на заранее заданные темы, к которым необходимо подготовиться изучить научную и популярную литературу (редкие растения Сибири, государственная политика по решению проблем в области социальной защиты и т.д.);

—       беседы со специалистами по вопросам изменения человека с возрастом;

—       посещение различных выставок, исторического музея, музея боевой славы и т.д.;

—       знакомство и усвоение новых технологий (компьютер, интернет и т.д.).

4. Самостоятельное творчество (хоровое пение, организация сказочных представлений для детей, создание комнаты воспоминаний, проведение выставок работ (вышивание, вязание и т.д.), коллекций, выращивание экзотических цветов и их демонстрация)

5. Спорт (организация совместных просмотров, посещение спортивных мероприятий)

6. Усвоение нового опыта (реализация несбывшееся мечты, например, всегда мечтал сделать своими руками парусник, научиться играть на фортепьяно и т.д.) Обучают друг друга, самостоятельно, со специалистом

7. Социально-психологическое (навыки общения, помощь в налаживании отношения с детьми и внуками и т.д.)

8. Связь поколений через обучение (совместная деятельность с педагогами и детьми общеобразовательного учреждения и детского дома)

Данная  программа составлена из мероприятий, которые, по мнению современных геронтологов, способствуют укреплению связи поколений, формированию и развитию взаимоотношений между детьми и пожилыми, которые позволяют пожилому человеку почувствовать свою значимость, расширить круг общения и разнообразить свою повседневную жизнь, стать более независимым, а, следовательно, повлиять на социальное  самочувствие пожилого человека.

Для доказательства положения нашей гипотезы (социокультурная активность пожилых людей положительно влияет на их социальное самочувствие) мы провели диагностическое исследование до внедрения программы и после проведенных мероприятий.

Респондентам было предложено высказать свое согласие/несогласие с предлагаемым набором из 14 наиболее распространенных ошибочных представлений относительно поведения, обязанностей и возможностей пожилых, характера их взаимоотношений в семье, с лицами других возрастных групп.

Представления респондентов о пожилых людях, согласно полученным результатам исследования, претерпели изменения в положительную сторону.

Изменился процент несогласия о пассивности пожилых с 44,5 до 59%. По результатам методики видно, что пожилые стали лучше понимать молодежь, так как значительно изменилась оценка стереотипа — «старики не могут понять молодежь». Так же существенно изменилась точка зрения на общественную работу. Если раньше большинство респондентов утверждало о сложности для пожилого человека общественной работы, то сейчас эта позиция изменилась с 25,5% до 38,5%. Попрежнему, высоким процентом согласия оценивается стереотип «старики обязаны заниматься внуками». Как видно из результатов исследования представления пожилых о лицах своего возраста претерпели изменения в положительную сторону.

Следующий шаг исследования был направлен на определение уровня депрессивности по гериатрической шкале. По итогам повторного исследования уровня депрессивности были получены следующие результаты: у 70,9%  человек наблюдается нормальный уровень депрессивности, а повышенный — 29%  респондентов (56% и 44% соответственно до проведения эксперимента).

Далее мы определили уровень такого показателя, как самооценка. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Нами были выделены следующие уровни самооценки: неадекватно низкий, низкий, средний, выше среднего, высокий, неадекватно высокий. Оптимальным является «высокий уровень», «выше среднего» и  «средний уровень».

Проанализировав полученные результаты, мы также можем говорить об существующих изменениях. Наибольший процент респондентов имеет уровень самооценки «ниже среднего» (30,4%), «средний» — 17,4%  и «выше среднего»  — 21,7 % Неадекватно низкий уровень самооценки  отсутствует. У небольшого количества респондентов «низкий» (8,7%) «высокий»(8,7%) и «неадекватно высокий»(4,3%) уровень.  Среди респондентов также выявлено большое количество респондентов с заниженной самооценкой (37,8%), но,  по сравнению с первоначальными результатами, данный показатель снизился на 18,7%. Возросло количество респондентов с адекватной самооценкой с 39% до 47,8%. Завышенная самооценка была выявлена только у  4,3 % опрашиваемых.

Следующим шагом нашего исследования было определение социо-культурной активности. Для этого нами был предложена анкета, состоящая из открытых вопросов, касающихся семейного положения, профессии, проведения свободного времени, наличия хобби и т.д.

Анализ опроса, проведенного до эксперимента, показал, что  лица пожилого возраста ведут мало активный образ жизни. Их круг общения замыкается на родственниках и  соседях. Большую часть  свободное время  пожилые проводят за просмотром телепередач, лишь незначительная часть предпочитает прогулки, поездки загород и общение с друзьями. При этом большой процент опрошенных считают свою жизнь однообразной и хотели бы изменить ее. Никто из респондентов не состоял в каком-либо обществе и не посещал дневных центров. Пожилые, которые хотели бы посещать различные культурные мероприятия, не всегда имеют такую возможность по ряду причин (здоровье, финансы, транспорт, отсутствие информации, влияет мнение членов семьи).

После внедрения разработанных нами мероприятий респонденты стали  посещать мини- клубы по интересам при центре. Испытывают желание в дальнейшем посещать клубы – 86,9%. Значительно изменились показатели времяпровождения. Все респонденты в период реализации разработанной программы посещали и были активными участниками различных культурных мероприятий, 56% — стали предпочитать проводить свободное от домашних дел время с друзьями, большинство опрошенных (65%) начали заниматься различными видами прикладных ремесел (вышивание, вязание, поделки и др.), а 75% отметили, что посещение клубов по интересам внесли значительные разнообразия в их быт. Респонденты указали на то, что эти изменения положительно влияют на их отношение к себе и окружающим (67,5%), также вызвали интерес окружающих (45%).

Таким образом, следует отметить, что произошли значительные изменения в повседневной жизни респондентов. Расширился значительно круг общения, респонденты стали принимать активное участие в жизни общества. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что наша программа, направленная на повышение социокультурной активности пожилых дала положительный результат.

Для выявления отношения и представлений окружающих о пожилых  людях  нами было изучено мнение специалистов центра, которые  непосредственно работают  с пожилыми  клиентами. В опросе принимали участие 15 респондентов, все специалисты, работающие в комплексных центрах социального обслуживания населения – заместители директоров и заведующие отделениями срочного и надомного социального обслуживания.

Все респонденты сошлись во мнении о том, что в результате проведенной нами программы, направленной на активизацию социокультурной активности пожилых людей, участники, принимавшие участие в разработанных нами мероприятиях, стали более общительны, жизнерадостны, более активны в своей деятельности, сформировались определенные группы по интересам, пожилые люди стали более независимы. По мнению экспертов это положительно повлияло на их отношение и отношения окружающих к пожилым людям.

Проведенный анализ проблемы позволил предположить, что положительный эффект в преодолении негативных стереотипов старости, а также позитивное влияние на социальное самочувствие человека в последние фазы жизненного цикла может оказать социально-культурная активность лиц пожилого возраста.

Мы рассмотрели социально — культурную активность как способ преодоления негативных стереотипов старости. В ходе проведенного исследования выявлены существующие стереотипы старости. Данные, полученные в результате исследования, опросов и анкетирования, подтверждают, что лица пожилого возраста способны активно участвовать в социально-культурной жизни социума, а разработка и внедрение программ повышения социокультурной активности пожилых способствует не только повышению самооценки, снижению уровня депрессии, т.е. улучшению социального самочувствия, но и позволяет преодолеть негативные стереотипы, сложившиеся в обществе по отношению к лицам пожилого возраста. Мы считаем, что на основе представленного материала данного исследования возможна разработка новых методик по организации работы с лицами пожилого возраста  в учреждениях системы социального обслуживания населения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector