Становление социальной работы в Кузбассе

В 1991 году в Российской Федерации введена новая для нашей страны профессия – специалист по социальной работе. Признано, что социальная работа – это особый вид деятельности. Социальная политика и социальная сфера в условиях реформирования страны, становления рыночных отношений приобретает исключительно актуальное значение. Социальное неблагополучие (и в обществе, и в семье) стало причиной активизации социальной работы.

В мире накоплен огромный опыт социальной работы. Резко меняющаяся социальная обстановка в стране, процессы обострения социальных отношений требуют изучения зарубежного опыта, осмысления, анализа и обобщения, выработки концепции социальной работы с разными группами населения, методик ее организации в нашей стране, сформулировать подходы к организации социальной работы.

Решение этих вопросов невозможно без профессионалов в области социальной работы. Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья. Для этого требуются люди особой профессии – социальные работники. Таким образом, сама жизнь диктует необходимость разработки теории и методики и как науки, и как учебной дисциплины.

К началу ХХ1 века практика социальной работы имеет за плечами опыт работы нескольких поколений. 23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: “социальный педагог”, “социальный работник” и “специалист по социальной работе”. Но это не означало, что раньше отсутствовала практика социальной работы. До 1991 года клиентами социальных служб были лишь пожилые, инвалиды и семьи с детьми, да и социальные службы были представлены лишь отделами социального обеспечения. Когда в 1991 году появилась профессия «специалист по социальной работе», началась подготовка профессионалов – открылись факультеты по подготовке социальных работников, оформилось законодательство (Закон о социальном обслуживании, Закон о социальном обслуживании пожилых и инвалидов, Закон о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, Закон о гарантиях защиты прав детей, Закон Кемеровской области о социальной защите инвалидов), изменилась структура социальных служб и расширился перечень клиентов, которым стали предоставлять социальную защиту и оказывать социальную помощь.

Эти же годы, когда программы подготовки стали нормой, можно обозначить как появление профессиональной социальной работы,

Если послереволюционный и советский периоды характеризуются развитием в основном системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг., то в современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.

Cоциальная работа в России как общественное явление характеризуется некоторыми особенностями. Первая особенность формирования отечественной модели социальной работы состоит в том, что становление и развитие профессий “социальная работа” и “социальная педагогика”  подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи, а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. Вторая особенность в том, что существующий уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи в ходе известных событий был утрачен, и применить его на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно – слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, хотя и не на пустом месте, создавать современную национальную систему социальной работы. Третья особенность можно органично связать со второй: т. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой, они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента, изучая, анализируя и адаптируя зарубежный опыт социальной работы.

Сложности экономической и политической жизни, социально-экономические изменения делают профессию социального работника остроактуальной. Необходимо приложить усилия к подготовке нового поколения специалистов по социальной работе, с новыми подходами, взглядами, умениями. В России формируется новая концепция социального развития страны. Решать задачи и активно участвовать в процессах социальной перестройки могут профессионально подготовленные специалисты. Социальная сфера охватывает практически все аспекты жизни общества и почти везде ощущается нехватка специалистов, имеющих специальную подготовку для профессиональной деятельности. В Кузбассе зарождалась и быстро растет сеть специализированных учреждений социальных служб совершенно нового типа. Реализация новых задач и функций органов социальной защиты способствовала созданию системы подготовки и переподготовки кадров социальных работников в вузах и колледжах Кузбасса.

Профессиональной подготовкой социальных работников в Кемеровской области занимаются три высших учебных заведения: Кемеровский государственный университет (КемГУ), Сибирский государственный индустриальный университет, Кемеровская государственная академия культуры и искусств. Подготовкой социальных работников в области занимается и филиал университета в г. Прокопьевске.

В Кемеровском университете социально-психологический факультет открыт в 1995 году. Факультет имеет сложившуюся структуру непрерывной подготовки специалистов по социальной работе. Наряду с обучением молодых специалистов по социальной работе в широком понимании этого, очень важно создать реальные возможности для повышения квалификации и переподготовки практических работников, имеющих опыт работы в органах управлениях или в учреждениях социального обслуживания населения.

Поэтому в университет реализуются следующие формы получения образования:

—         подготовка студентов очного отделения по направлению «социальная работа»;

—         заочная подготовка социальных работников, имеющих средне специальное образование по сокращенной программе со сроком обучения четыре года;

—         заочная подготовка специалистов, имеющих высшее образование;

—         курсовая подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по различным направлениям и программам.

Содержание переподготовки и повышения квалификации определяется основными положениями теории социальной работы и потребностями профессионального развития специалистов по социальной работе различного уровня и мест работы. Необходимость повышения квалификации обусловлена: 1) отсутствием в ряде случаев профессионального образования у специалистов; 2) увеличением видов деятельности социальных работников (работа с пожилыми, трудными детьми, интернаты, система образования, система УИН и др.); 3) изменениями и развитием теории и практики социальной работы; 4) возможностью изучать и адаптировать зарубежный опыт социальной работы.

Основной целью переподготовки является создание в процессе дополнительного профессионального образования условий для приобретения человеком новых профессиональных возможностей в сфере социальной работы на основе и с учетом имеющегося у него образования и опыта работы.

Переподготовка  и повышение квалификации на ФППК СР осуществляется по различным программам  и для различных специалистов в сфере социальной работы. Используются традиционные и активные новые методы  обучения (деловые игры, проектирование, дискуссии, тренинги) с использованием компьютерных технологий. Программа повышения квалификации согласуется с группой слушателей с учетом конкретных запросов и пожеланий.

По инициативе факультета в колледжах гг. Кемерово, Березовск, Прокопьевск открыты отделения по подготовке социальных работников. Выпускники этих учебных заведений имеют возможность продолжить обучение на факультете и получить высшее профессиональное образование.

Учебный процесс социально-психологического факультета университета предполагает сочетание теоретического обучения с систематическими практиками студентов, начиная с учебной и заканчивая преддипломной. Такое сочетание практического и теоретического обучения дает возможность четко отследить способности студентов к использованию полученных в ходе обучения знаний в практическом решении профессиональных задач.

В настоящее время налажены тесные контакты с Департаментом социальной защиты населения администрации Кемеровской области, Управлением социальной защиты г. Кемерово, что дает возможность студентам не только познакомиться с социальными службами, но и самим непосредственно участвовать в различных социальных акциях, проектах и программах

Социально-психологический факультет был участником проекта «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей» Российско-Европейского фонда. Цель проекта– повысить степень понимания и компетентности руководителей, что обеспечит лучшую работу и развитие социальных служб.

Перед запуском проекта английскими специалистами были проведены обучающие семинары, как для чиновников администрации, так и для преподавателей университета и для сотрудников социальных служб. С точки зрения английских коллег следовало раскрыть сущность  новой для России профессии «оккупационального терапевта», разработать новую систему оценки нуждаемости. При разработке новой системы оценки нуждаемости за основу была взята существующая в Англии практика.

Участвуя в проекте, студенты получили навыки проведения практических исследований, освоили методы социальной диагностики потребностей пожилых людей в различных видах социальных услуг. В курсовых и дипломных работах студенты продолжали разрабатывать темы, связанные с оказанием социальной помощи разным категориям граждан пожилого возраста. Темы дипломных работ стали более практико-ориентированы и направлены на исследование проблем пожилых людей и оказание им помощи.

С особым интересом студенты осваивали новые технологии работы с пожилыми людьми (работа с воспоминаниями, оккупациональная терапия), они участвовали в тренингах, семинарах, организованных зарубежными специалистами (Леони Каллахер, Билл Бауринг, Кейт Гилберт) и российскими консультантами проекта (Бондаренко И. И., Краснова О. В., Холостова Е. И.).

Как результат реализации проекта в учебный план факультета вошли учебные дисциплины: «Геронтопсихология», «Социальная реабилитация», «Социальная диагностика», вводятся новые разделы и темы в существующие учебные дисциплины: новые технологии в социальном обслуживании, оценка нуждаемости клиентов, формы социального обслуживания пожилых людей, специальное оборудование для самообслуживания, создание комплексных бригад социального обслуживания пожилых людей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector