Проектная деятельность — средство развития творческого потенциала студентов младших курсов.

Особенностью современного высшего профессионального образования   является то, что  оно развивается в формирующемся информационном обществе, где поколение идей и технологий сменяются быстрее, чем поколение людей. Особенность российской реальности  заключается  в  разном видении  перспектив  развития экономики  государством и бизнесом,  что приводит  к трудностям  как работодателей —  сформулировать потребности в специалистах различных  квалификаций и компетенций, так и образовательных учреждений — осуществить подготовку специалистов нового типа, с ключевыми параметрами  квалификации  в соответствии с  запросами рынка  труда. Поэтому, в настоящее время в адрес соискателей работы нередко можно услышать от работодателей  « мы сразу видим — он наш или не наш», «мы хотим, чтобы у молодого сотрудника глаза горели».

     В условиях социально-экономических и демографических изменений, жесткой конкуренции  возрастает значение  высшей  школы   как  ведущего социального института, который, реализуя свои образовательно-воспитательные функции, способствует формированию ценностно-смысловой ориентации молодежи, ее активной позиции в поиске и решении нестандартных жизненных и профессиональных задач, постоянному профессиональному развитию и самосовершенствованию.

В современных культурно-исторических условиях нового тысячелетия, когда изменчивость  стала чертой не только научного и технологического процесса,  но и образа жизни, высшая школа должна передавать студентам и ранее накопленные знания, опыт поколений, и готовить молодых специалистов включаться в творческую деятельность, инновационные процессы, в решение проблем, с которыми личность раньше не сталкивалась. Другими словами,  «Жить во времени — значит жить в движении, в изменении, значит просто жить. Нет времени «подлинного» и «не подлинного», можно просто жить либо во времени, либо вне его»(Д.А.Леонтьев).

      В конце 80-х годов ХХ века отечественная система образования  диверсифицировалась, с одной стороны, произошли    изменения  в институциональной сфере, с другой стороны, в содержательном аспекте — начался сложный противоречивый процесс перехода от знаниевой парадигмы к гуманистической, личностно-ориентированной парадигме образования. Происходящие  изменения в системе образования дают возможность на разработку содержания  и создание условий в образовательном пространстве вуза, в центре  которого будет  деятельность  личности, способствующая  раскрытию своего творческого потенциала, самореализации в продуктивной деятельности.

  Анализ  публикаций, посвященных  подготовке специалистов в вузе, ее содержанию, современным  формам учебной работы позволили нам выделить основные проблемы, характеризующие  высшее образование сегодня:

—         разрыв между содержательной разработкой  предметных областей и устаревшими дидактическими формами вузовской работы студентов и преподавателей;

—        разрушение прежней системы переподготовки вузовских кадров и системы повышения квалификации при отсутствии серьезной альтернативы;

—        отсутствие учебников и учебных пособий нового типа, инициирующих поисковую и творческую деятельность студентов гуманитарных профессий;

—        многообразие подходов к пониманию результативности   образовательного процесса, его «эффективности», «качества», «продуктивности» и превращение образовательных учреждений  в некое производство, в котором обсуждаются  планы, цифры, количество студентов, внебюджетные доходы;

—        замена культурной, воспитательно-образовательных функций  на информационную и   вынесение процессов  осмысления  мировоззренческих, ценностно-смысловых, профессиональных  позиций  личности будущего специалиста  вне образовательных учреждений;

—        монологичность обучения  и недостаточность применения гибких  коллективных, групповых форм взаимодействия преподавателя со студентами, где основу составляет сотрудничество и диалог: творческие мастерские, работа с культурными текстами,  практика рефлексивной и проектной работы.

С нашей точки зрения, в нынешних социо-культурных условиях  для современного высшего профессионального образования актуальность подготовки  студентов к творческой деятельности, поиск педагогических средств для развития творческого потенциала личности  объективно вытекает из  необходимости разрешения  следующих противоречий:

—         между требованиями к уровню подготовки будущих специалистов и содержанием современного  образования;

—        между быстрыми изменениями научных, технологических процессов в экономике и преобладанием традиционных форм и методов работы со студентами.

   В данной  статье мы представляем наши подходы к проектной деятельности как к  средству развития творческого потенциала студентов младших курсов.

Изучив публикации разных авторов, мы выявили, с одной стороны, дискуссионность самого понятия творчество, с другой стороны, многообразие предлагаемых  педагогических средств обучения: мастер-класс, творческие мастерские, интерактивные занятия, проектная работа по предмету, учебные проекты (курсовые, дипломные),  основу которых составляет проектная деятельность коллектива студентов, аспирантов, преподавателей, а результат научной кооперации, исследовательских процедур, поиска – творческий продукт.   Бесспорным остается понимание того, что творчество присутствует в любой сфере человеческой деятельности, являясь  высшей ступенью реализации человеческой личности.

   Наше понимание творческой деятельности личности как особой психологической реальности основывается на  положениях деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева. С.Л.Рубинштейна):

—        всякая деятельность характеризуется мотивацией, смыслами, целями и операциями, но творческая мыслительная деятельность является источником новых потребностей, мотивов, смыслов, эмоций, целей;

—        анализ творческой деятельности предполагает анализ изменений самого субъекта деятельности;

—        социальное развитие личности не является естественным процессом, а искусственным требующим культурных средств и усилий субъекта по их усвоению;

—        значение неосознанных компонентов творческой мыслительной деятельности («надсознательных»): «догадка», «озарение», «инсайт», «интуиция», «рассуждение в слух»  как  важнейших феноменологических моментов творческого акта;

—        зависимость организации творческой  деятельности от уровня уверенности субъекта к себе;

—        преобразование Я-концепции субъекта  в условиях творческой деятельности.

Одной из форм творческой деятельности, возникшей  под влиянием современной информационной культуры, следует назвать проектную грантовую  деятельность.

Метод проектов (в пер. с греч. «путь исследования») — это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности обучающегося,  развитие интеллектуальных, творческих способностей («комбинации понятного и непонятного вызывает в нас мысль» Д.Дьюи), понимания собственных целей, интересов, способности к организации своей практической деятельности, готовности к совместной деятельности.

 История становления теории и практики проектного обучения показывает, что в зарубежной и отечественной педагогике этот метод рассматривался, прежде всего, как средство развития мышления, формирования творческих  способностей, индивидуальности, активности, самоопределения (Д. Дьюи, С. Френе, П.Ф. Каптерев,  П.П. Блонский, С.Т. Шатский, А.С. Макаренко, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова,             Н.С. Пряжников, И. Бем,   Й. Шнайдер и др.)

Участие в проекте является обучением через конкретную деятельность, через создание организационной структуры, достаточно простой для того, чтобы расширить возможности обучения и на основе личного опыта  изменить жизненную роль знаний («живое знание» В.П.Зинченко)  и  творческих возможностей личности.

Вместе с тем, наш опыт работы со студентами младших курсов показывает, что не просто проектная, а именно проектная грантовая деятельность расширяет педагогические возможности проектного метода и позволяет студентам включаться уже в собственно профессиональную деятельность.

Подобная деятельность предполагает следующие особенности:

—        участники проекта работают над реальными задачами,  а не над упражнениями или искусственными ситуациями;

—        студенты работают на непосредственное внедрение разработанного проекта;

—        сама проектная грантовая деятельность способствует возникновению нового мотива в практической деятельности каждого участника.

В ходе работы над грантовым проектом у участников группы развивается способность к участию в коллективной проектной деятельности и решению специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе, формируется готовность к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности. Участники проекта получают уникальную возможность реализовать личностную социально-значимую идею в рамках конкурса «молодежных инициатив».

               Участие в проектной грантовой деятельности способствует развитию у студентов умений: определить и проанализировать проблему, определить задачи собственной деятельности, спланировать  и осуществить шаги по решению поставленных задач, оформить идею для представления ее грантодателю. Интеллектуальной составляющей такого подхода  к проблемам является проектное мышление.

   Практика нашей работы показывает, что из всего многообразия  видов проектов студентов привлекают проекты социальной направленности и образовательные проекты. Подобная деятельность развивает у студентов чувство причастности и ответственности за происходящее вокруг, способствует преодолению феномена социального инфантилизма, эгоцентризма.

Организация  такой формы работы, как  проектная грантовая деятельность со студентами младших курсов содействует их профессиональному становлению, самореализации и самоорганизации как необходимых компонентов для  созидания собственной жизни; стимулирует в них дух исследования и поиска нового, неизвестного; способствует  оптимизации индивидуальной и коллективной деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector