Обеспечение качества соци-ального обслуживания на ос-нове стандартов деятельно-сти специалиста по социаль-ной работе

Осуществляемая подготовка специалистов по социальной работе позволяет проанализировать уже накопленный опыт, сложившиеся подходы, как в социальной работе, так и в системе профессионального образования, и на этой основе внести коррективы в организацию воспитательно-образовательного процесса вуза.

Сегодня готовность личности к профессиональной деятельности предполагает наличие гибкости мышления и быстрой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни. Поэтому образование в вузе не сводится просто к обучению, то есть формированию конкретных, а, следовательно, ограниченных знаний, умений, навыков. На первый план выходит задача вуза  по подготовке специалистов, способных к постоянному самообразованию, умеющих на практике применять те знания и навыки, которые они получили в процессе обучения, способных творчески под­ходить к решению сложных проблем.

В последние годы, характеризуя индивидуальную степень соответствия требованиям профессии, специалисты используют понятие «компетентность», которая, по их мнению, проявляется в отношении к успешной профессиональной деятельности, ее значению и определенным специфическим задачам в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении.

В современных работах под компетентностью также пони­мается сочетание психических качеств, или психическое состояние, при кото­ром человек действует самостоятельно и ответственно (действенная компе­тентность), обладает способностями и умением выполнять определенные функ­ции.

Многие исследователи считают, что формирование профессиональной компетентности зависит от сформированности профессиональных знаний, профессиональных умений и профес­сионально значимых качеств личности, навыков самовоспитания и самообразо­вания [1].

На основе этих исходных положений деятельность работников социальных служб можно рассматривать как интеграцию конкретных процедур и операций: социальной (по целям, задачам, содержанию); психолого-педагогической (по форме); организаторской (по функциям); профессиональной (по связям и влиянию на объект).

В деле организации работы социальных служб и подготовки социальных работников полезно проанализировать мировые теорию и практику. В американской литературе дается довольно широкое толкование по­нятию «компетентность», компетентную личность характеризуют знания «основ наук», умения, с ними связанные, навыки, необходимые для выполнения психомоторных функций, профессиональных ролей, когнитивной и аффективной деятельности, межличностного общения. Акцентируется вни­мание на развитие способностей, знаний, умений, мотивов, отношений, убеждений, ценностей, необходимых для компетентного выполнения соци­альных ролей и взаимодействия с миром.

Зарубежные специалисты [3] определяют профессиональную компетентность как сочетание шести различных типов компетентности:

1.            концептуальной (научной) компетентности (понимания теоретических основ профессии);

2.            инструментальной компетентности (владения базовыми профессиональными навыками);

3.            интегративной компетентности (способности сочетать теорию и практику);

4.            контекстуальной компетентности (понимания социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется практика);

5.            адаптивной компетентности (умения предвидеть изменения, важные для профессии, и быть готовым к ним);

6.            компетентности в межличностной коммуникации (умения эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации).

При подготовке специалистов зарубежные профессиональные образовательные учреждения ориентируются на типы компетентностей и на стандарты профессиональной деятельности. Обеспечение качества услуг социального обслуживания предоставляемого населению – в частности, уязвимым категориям – осуществляется через регулирование, что также обеспечивается стандартами. Конкретно это касается пожилых граждан, проживающих дома или в домах-интернатах, а также детей, находящихся в учреждениях ухода, молодых людей с ограниченными физическими возможностями, с душевными заболеваниями и людей, неспособных к обучению.

  Так, в 2000 г. в Англии был принят Закон о стандартах социального обслуживания, в котором оговариваются минимальные стандарты по уходу.

Закон 2000 о Стандартах Ухода (который пришел на смену Закону 1984 года о Лицензированных Учреждениях, ныне отмененному, и который расширил перечень услуг, подлежащих официальному регулированию) является новым шагом в английском методе регулирования социальных услуг, предоставляемых в условиях надомного обслуживания и в условиях специализированных заведений разным клиентским группам – пожилым людям, детям, молодым людям с ограниченными возможностями. Министром утверждены общенациональные минимальные стандарты, которые применяются в качестве основания для инспекторских проверок всех без исключения  учреждений, имеющих лицензию согласно данному Закону.

Концептуальное развитие и разработка стандартов происходили в течение двух лет, 1998-99, впервые проект был опубликован в документе под названием  Fit for the Future (С прицелом на будущее) в 1999 году, а затем поэтапно его совершенствовали в 2001/2годах. В документах представлен четко сформулированный подход к вопросу о введении новых стандартов, при котором результат рассмотрения любого действия кладется в основу вводимого стандарта этого действия. Для поддержки такого порядка необходимо было определиться с принципами, в рамках которых можно получить ожидаемые результаты. Процесс завершается описанием доказательств, которые можно использовать (через систему инспекторских проверок) для того, чтобы проверить, был ли соблюден стандарт и достигнут ли ожидаемый результат.

 Таким образом, стандарты в процессе внедрения проходят через серию этапов: принцип (почему?) → результат (что?) → стандарт (как?) → показания (подтверждение). Другими словами, процесс внедрения получает интеллектуальную завершенность, в результате чего из простого списка указаний вырисовывается «шаблон» — как в принципе надо выполнять то или иное действие (операцию).

В результате изданных в апреле 2002 года требований, все вновь принятые на работу в социальные службы,  в течение шести недель должны сдать экзамен на соответствие Национальным  стандартам по вступлению в должность [2]. Достижение персоналом данных стандартов обеспечивает качественное обслуживание клиентов. Вновь принятые на должность должны осознавать, что от них ожидается в контексте профессиональной деятельности и поведения. Достижение стандартов увеличивает компетентность нового персонала и обеспечивает основу для последующего совершенствования.

Для подготовки к экзамену разработано пособие, состоящее из пяти рабочих книг, и предназначенное для нового персонала, вовлеченного во все уровни обслуживания, менеджмента, планирования или обеспечения ухода, для достижения стандартов по вступлению в должность.

Рабочая книга должна быть заполнена новым сотрудником, которого консультирует менеджер, что обеспечивает требуемое качество. Каждая рабочая книга сопровождается Планом оценки достижений. План показывает в деталях, как справляются со стандартом, здесь обозначены цели и фиксируются достигнутые результаты.

Общий обзор  Стандартов по вступлению в должность

  1. Понимание принципов ухода
  2. Понимание организации и профессиональной роли
  3.  Понимание опыта и непосредственных нужд пользователей услуг
  4. Достижение безопасности в работе
  5. Понимание влияния  организации услуг на обеспечение качеством услуг

Западные модели подготовки социальных работников основываются на обучении на практике (practice learning), что требует качественного управления и тесного взаимодействия социальных служб и учебных заведений.

При разработке Стандартов рекомендуется следовать следующим процедурам:

  • Договориться о ключевых принципах (например, приватность, достоинство, самоуважение, права, автономия, выбор, исполнение, равенство возможностей)
  • Определить результат, исход
  • Наметить стандарты для предварительных условий (например, для того, чтобы получить регистрацию, необходимо соблюсти определенные условия, как то: физические параметры учреждения, состав штатов и их квалификация, квалификация руководителей) наличие процедуры «оценка нуждаемости», планов ухода, обращение, уход, повседневная жизни
  • Определить, какие основания, факты будут являться подтверждением (доказательством) соответствия стандартам

            Стандарты позволяют обеспечить качество социального обслуживания предоставляемого населению через регулирование. Конкретно это касается пожилых граждан, проживающих дома или в домах-интернатах, а также детей, находящихся в учреждениях ухода, молодых людей с ограниченными физическими возможностями, с душевными заболеваниями и людей, неспособных к обучению.

                Регулирование предполагает:

  • Официальную регистрацию  социальной службы и социального работника
  • Определение стандартов качества, которые социальный работник обязуется придерживаться
  • Проверку деятельности социального работника на предмет соответствия стандартам
  • Работу с социальным работником по усовершенствованию результатов их деятельности

Изучение зарубежного опыта предполагает профилактику ошибок на пути профессиональной подготовки. Вместе с тем не следует использовать зарубежные модели без их критического осмысления и без учета отечественного менталитета, сложившихся подходов, как в социальной работе, так и в системе образования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector