Сравнительная педагогика как наука. История сравнительной педагогики

Сравнительная педагогика занимается вопросами изучения образования в разных странах.

Она анализирует основные тенденции развития образования, вскрывает соотношение всеобщих тенденций и национальной или региональной специфики, выявляет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта.

В настоящее время вопросы сравнительной педагогики относятся к приоритетным направлениям фундаментальных исследований, их теоретическая концептуализация и технологическая проработка составляет одну из задач академической науки.

Первым исследователем, который наметил цели и методы сравнительной педагогики, был Марк Антуан Жюльен Парижский (1775-1848), получивший имя отца сравнительной педагогики. В 1817 году в его работе «Очерк и предварительные замечания к исследованию по сравнительной педагогике» впервые употребляются термины сравнительная педагогика и сравнительное воспитание.

Он видел в сравнительной педагогике способ разработки общей для всех европейских стран педагогической теории, которая бы способствовала культурному прогрессу и сплочению народов. Он предлагал создать из представителей различных стран международную комиссию. И это было сделано: первыми центрами сравнительной педагогики стали национальные и международные информационные и статистические учреждения: Служба просвещения в Вашингтоне (1866), Музей педагогики в Париже (1879).

В конце 19 века появляются сравнительные педагогические исследования в России: некоторые работы К. Ушинского, Л. Толстого, П. Каптерева. При всей разнице подходов и точек зрения, авторов сближает общая идея: ценно не слепое копирование, а творческое использование зарубежного опыта в практике отечественной педагогики.

Анализ состояния зарубежной школы привёл К. Ушинского к выводу о национальных особенностях систем образования: «Общая система народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания».

В первой половине 20 века расширилась сеть организаций, занимающихся сравнительно-педагогическими исследованиями. Координационным центром стало Международное бюро просвещения. Появились специальные периодические издания.

В 1950 г. учёные предложили транснациональный подход: сравнивать показатели систем образования в разных странах, контролируя основные переменные.

После Второй мировой войны появились организации, занимающиеся сравнительными исследованиями:

США-1956, Лондон – 1961,

Институт международных педагогических исследований во Франкфурте-на-Майне (ФРГ),

Институт сравнительной педагогики в Зальцбурге (Австрия),

Институт сравнительной педагогики при университете КЮСЮ и Государственный институт педагогических исследований (Япония).

Действуют Европейское общество и Всемирный совет по сравнительной педагогике.

В России ряд учёных: Б. Вульфсон, А. Джуринский, И. Курдюмова, З. Малькова, Н. Никандров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector