Успехи и проблемы высшего образования на Западе

Поступление в вуз не как привилегия, а как право и условие достижения желаемого статуса. Высокий образовательный уровень – гарантия от безработицы. Иные способы формирования элиты – наличие диплома. Большое значение для получения образования небогатой молодежью имеет государственное пособие на детей: независимо от дохода каждый месяц семья получает пособие при продолжении ребёнком стационарного обучения – это поощряет получать образование («Пелл-грант»). Бакалавр – магистр – доктор: после каждого уровня лучший идёт на следующий. Университет – основной тип высшей школы. Существует «табель о рангах». В США университеты исследовательские и многопрофильные (выпускают бакалавров и магистров, не докторов). Неуниверситетский сектор – 3х и 4х годичные высшие профессиональные школы. Их популярность растет. Срок обучения невелик, чёткая профнаправленность. Спрос на выпускников со стороны фирм. Для чтения курсов приглашаются университетские преподаватели. Актуальная цель – сбалансировать выпуск разных профессий. Диспропорции на рынке труда: в Японии переизбыток врачей, в США переизбыток юристов. Средства массовой коммуникации, компьютерные сети – альтернативный способ получения образования. В Японии «Университет в эфире» под контролем Министерства. Трансляция лекций, а консультации дают в учебных центрах каждой префектуры. В США появилось полуочное образование – part time study. Заочное обучение за рубежом считают признаком демократизации образования, но престижные университеты полагают, что это образование уступает стационарному. Педагогическое образование, информатика, вычислительная техника, биотехнологии, робототехника, экология, нетрадиционные источники энергии определяют научно-технический прогресс. Гуманитаризация содержания образования (Этика техники, Бизнес в художественной литературе). Формирование научных комплексов, результаты фундаментальных исследований часто не предусматривают непосредственного практического использования, но они развивают науку, потенциал сотрудников, приобщают студентов к исследованиям. Учебно-научно-промышленные объединения «парки» или «технополисы». Их центром являются университеты. Здесь исследование доводится до промышленного освоения результатов. В последние 15 лет исследовательская деятельность университета стала рассматриваться важным фактором социально-экономического развития региона. Это привлекло в университеты финансы (целевые программы). Финансирование исследований осуществляется на основе контрактов фирмы с конкретными профессорами. Карьера и реноме преподавателя зависят не столько от педагогической деятельности, сколько от участия в исследованиях и от числа персональных публикаций. Он не станет профессором, не имея научных работ. Отсюда формула среди преподавателей вузов «publish or perish». Как и у нас, проблема соотношения педагогической и исследовательской работы. Вторглись рыночные отношения – университеты состязаются за получение заказов от фирм, кафедры конкурируют в борьбе за студентов; конкурируют студенты. Преподаватели создают собственные фирмы для «продажи» идей и для их доводки. Этот процесс оценивается неоднозначно: разрушаются академические ценности. Но руководители понимают, что предпринимательская деятельность профессора будет стимулировать активность студента. Во главе университетов уже не профессура, а молодые профессиональные менеджеры, для них на первом месте финансовые проблемы, а не принципы и характер учебного процесса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector