Диагностическая деятельность социального педагога как основа для организации работы по профилактике девиантного поведения подростков

В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье. Остро встали вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания. В результате стала востребована работа социального педагога. Это не только помощь и перевоспитание, но и принятие мер по профилактике, предотвращению кризиса в семье, что невозможно без организации работы с детьми, без создания благоприятных условий для нормального развития и жизни, социализации.

Назначение социального педагога проявляется в создании условий, способствующих развитию личности школьника, через участие в разнообразных видах деятельности. Он также координирует и корректирует воздействие среды на личность ребенка, концентрирует и интегрирует ее положительное влияние. Социально-педагогическая деятельность – это направленная деятельность социального педагога; деятельность по диагностике и прогнозированию, коррекции и перевоспитанию.

Тенденция подростковой преступности, раннее приобщение к употреблению психоактивных веществ ставит вопрос о создании в школе системы ранней профилактики отклоняющегося поведения детей, системы непрерывного воспитания. Системе образования, школе наряду с традиционными функциями обучения и воспитания, пришлось актуализировать, подключить и расширить и другие функции: социально-защитную, профилактическую, что предполагает осуществление системы мер, направленных на выявление и устранение причин, негативно влияющих на физическое, нравственное здоровье несовершеннолетних, на предупреждение девиантного, в том числе и аддиктивного поведения.

Одна из первостепенных задач социального педагога – установление связей между специалистами различных служб и ведомств. Социальный педагог, является связывающим звеном между структурами, выступающими в интересах детей, обеспечивает взаимодействие с сотрудниками наркологического кабинета, ПДН, Центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, Центром помощи семье и детям, учреждениями дополнительного образования, Центром по профилактике и борьбе со СПИДом, Центром охраны репродуктивного здоровья.

На основании договора сотрудничества и плана совместных мероприятий социальными педагогами и психологом кабинета медико-психологической и наркологической помощи в школах было проведено анонимное анкетирование учащихся 7-11 классов.

Целью данного анкетирования являлось изучение информированности учащихся данной возрастной категории о проблемах, связанных с ведением здорового образа жизни. Анонимная анкета затрагивали вопросы вреда курения, алкоголя (в частности пива),  а также привычных способов преодоления подростками негативного состояния. Проведенный опрос помог выявить, каков процент в окружении у подростков знакомых, употребляющих психоактивные вещества, отношение ребят к людям, употребляющим наркотические и токсические вещества. Выяснили, из каких источников ребята получают информацию, касающуюся вопросов отрицательного воздействия на организм курения, алкогольных напитков, опасности употребления наркотических и токсических веществ, а также, из каких источников хотелось бы получить ее. В ходе анонимного анкетирования с ребятами велась доверительная беседа, которая помогла выяснить и уточнить некоторые детали опроса.

В результате анонимного анкетирования было обследовано 513 человек.

Результаты исследования, выводы и выстроенные на их основе перспективы работы приводятся ниже.

Учащиеся, отвечая на вопрос анкеты, отмечают у себя «плохое» или даже «злобное» настроение. Свое негативное состояние дети объясняют тем, что многие из них являются свидетелями семейных ссор, участниками конфликтов между сверстниками, недоразумениями, связанными с учебой и взаимоотношениями с преподавателями.

Методом снятия негативного эмоционального состояния подростки  по всем опрошенным параллелям выбирают «прослушавание музыки». «Остаться наедине с собой», со своими чувствами стараются учащиеся 7 и 8 классов. «Встречи с друзьями» предпочитают учащиеся 9-10 классов. 11-ти классники разделились во мнениях. Половина (29%) выбрали ответ «уединяюсь», 27% «иду к друзьям». «Употребление спиртных напитков» по всем параллелям стоит на последнем месте, что дает основание предположить, что алкоголь не расценивается детьми как средство разрешения проблем.

То, что курение приносит вред организму, считает большинство участников опроса. Но 6 % опрошенных отрицают вред курения, объясняя, что не видят наглядного вреда табака. К тому же подростки отметили, что слова и поступки взрослых расходятся, а раз так, у подростков закрадываются сомнения в правдивости сказанного

Самый маленький процент курящих в 7-х классах – 5.5 %, но в этом возрасте идет тенденция в приобщению к курению. В 8-х классах резко возрастает процент курящих и доходит до 17 %. Этот всплеск объясняется психологическими особенностями возраста, идет процесс группирования со сверстниками. В 9-10 классах процент курящих удерживается в пределах 25 процентов. Ребята объясняют свое приобщение к курению тем, что не хотят отставать от других. В 11-х классах отмечается снижение процента курящих. Девушки объясняют это с тем, что некоторые из них встречаются со старшими ребятами, которые запрещают им курить. Многие подходят более осознанно к своему здоровью, чем несколько лет назад, когда главным было желание выделиться. Многие используют сигарету, как средство привлечения внимания к себе, повод для знакомства, поддержания непринужденной обстановки во время посещения кафе, увеселительных мероприятий (сведения из бесед). Отрадным является тот факт, что к окончанию школы все же более половины обучающихся не курят.

Курение – одна из распространенных вредных привычек подростков. Основным поводом для начала курения является «интерес». Высокие показатели данного мнения прослеживаются по всем параллелям. Подростку обо всем хочется составить свое мнение, не хочется признаться в некомпетентности. В действиях детей присутствует осознанный интерес – попробовать. «Почувствовать себя взрослым» дали ответ более 6 процентов учащихся 7 классов. С возрастом процент ответивших таким образом уменьшается. «Проблемы» в отношениях со сверстниками, учителями, родителями, с которыми подросток не знает, как справиться, занимают второе место по приобщению к курению учащихся 7-х классов (30%) и первое у ребят 8-10 классов (38%, 30%, 33%). Не умея снять нервное напряжение, стрессовое состояние, подростки прибегают к помощи психоактивных веществ.

В 11-х классах «проблемы» уходят на третий план (22%), уступая место «интересу» (42%). Начиная с 9-го класса в большом процентном соотношении прослеживается ответ «от нечего делать» и к 11-му классу доходит до 25%. В подростковом коллективе начинает работать механизм группового подражания и побеждает стремление быть как все. Восемь процентом 8-классников дали ответ «научили взрослые». Из бесед выяснилось, что под «взрослыми» подразумевались ребята старшего возраста. Желание «понравиться противоположному полу» присутствует в ответах опрошенных ребят 8-9 классов (4%).

Причины привыкания к курению различны. Как мы выяснили, на первых порах это «интерес», «подражание», «проблемы». Но, начиная с 8-го класса, появляется ответ «втянулся, не могу бросить». К 11-му классу почти у 15% курение становится образом жизни. Но, не смотря на это, лишь чуть больше половины курящих осознают данную проблему. Предполагаем, что те, кто ответил «не могу бросить» пробовали избавиться от этой привычки, но не смогли сделать это самостоятельно, т.к. привычка переросла в зависимость. Начиная с 9-го класса вновь видна причина — незанятость данной категории учащихся. Подростки не находят позитивной реализации своих потенциалов, что в свою очередь приводит к данным последствиям.

Первое употребление алкогольных напитков все опрошенные подростки отмечают в возрасте 11-12 лет. К 13-му возрасту лишь четвертая часть учащихся не употребляли спиртных напитков (23%). С возрастом этот процент падает. Если в 8-х классах он составлял 15%, то в 9-10-х классах держится в пределах 7%. К 11-му классу все учащиеся имеют опыт употребления алкоголя. Настораживает тот факт, что многие считают пиво безвредным напитком. На вопрос о частоте употребления алкогольных напитков 41% опрошенных 7-ми классников дают ответ «совсем не приходится». В параллелях 8-х классов на первое место выступает ответ «на праздники» (35%). «Совсем не приходится» отодвигается на второй план и составляет 28%. В 9-10 классах не употребляют алкогольные напитки 13%. К 11-му классу только 4% опрошенных дают положительный ответ на данный вопрос. В основном, ребята связывают свой отказ от алкоголя с состоянием здоровья. Определенная часть аргументирует свою позицию тем, что времяпрепровождение в подобных компаниях они заменяют другой деятельностью, умеют противопоставить себя окружению, не поддаются на уговоры. Если проанализировать ответы подростков, выбирающих «по праздникам», то в 7-8 классах к праздникам относят Новый Год, дни рождения родителей, свой день рождения. Начиная с 9-го класса «праздником» считается получение паспорта, дни рождения друзей, удачно сданный экзамен, официальные праздники. В этом возрасте ослабевает контроль родителей над своими детьми, их авторитет. Подростки все чаще становятся предоставленные сами себе.

Так как общение в данном возрасте выступает на первый план, подростки собираются компаниями, где без спиртных напитков не обходится, отсутствует и культура пития. Употребление пива учащимися 10-11 классов считается нормой (15%). Учащиеся хорошо осведомлены о различных сортах пива. В небольших компаниях, когда собираются по 2-3 человека, чаще всего пьют пиво (5%). Если компания большая, предпочитают крепкое пиво (9%), за один вечер выпивая по 2-3 больших бутылки.

Основным источником получения информации, касающейся вопросов влияния наркотических веществ на организм, по всем возрастным параллелям являются средства массовой информации (65%-96%). Гораздо меньше информации подростки узнают от родителей (18%-31%). Из индивидуальных бесед с родителями выяснено, что многие из них не знают, как лучше преподнести эту информацию своим детям. Боясь спровоцировать употребление, они предпочитают не затрагивать данную тему в разговорах. Работа педагогов, врачей по предупреждению злоупотреблением спиртными напитками, наркотическими и одурманивающими веществами прослеживается с 9 по 11-е классы. 6-9% подростков 8-9 классов получают сведения от сверстников, которые, возможно, имели опыт употребления данных веществ или знакомы с теми, кто их употребляет. В этих же параллелях информация исходит от родственников-наркоманов (1.5-2.5%). 14% 14-15-летних подростков (8-9 классы) о наркотиках почти ничего не знают. Свое незнание они объясняют тем, что с этой проблемой они не сталкиваются.

Среди наркотических веществ, употребляемых в своем окружении, подростки относят: план, драп, анашу, ханку, вдыхание паров бензина, ацетона, некоторых сортов клея. Травку используют в смеси с табаком. Немногие из опрошенных знакомы с теми, кто употребляет наркотические вещества внутривенно. В основном это ребята старшего возраста, общения с которыми подростки стараются избегать. Большинство подростков не знакомы с последствиями употребления препаратов конопли, считая курение травки совершенно безобидным. Если сравнить процент присутствия в окружении сверстников, употребляющих наркотические вещества среди юношей и девушек, мы наблюдаем следующую картину. До 9-го класса больший процент встречается в окружении у мальчиков, в 10-11 классах с ощутимым перевесом преобладают ответы девушек. Одним из вариантов объяснения данной ситуации мы считаем то, что девушек  среди респондентов было изначально большее количество. Второй вариант объяснения – это круг общения, окружения подростков. Многим девушкам неинтересно в компании сверстников, они предпочитают более старшую компанию, где увеличивается риск знакомства с наркоманами.

 Большинство (50-74%) 7-9 классников испытывают «ненависть» к тем, кто употребляет наркотические вещества. В 7-8 классах чувство страха отсутствует, возможно, из-за того, что ребятам не приходилось сталкиваться с данной категорией людей. «Равнодушие» занимает второе место по ответам. К 9-му классу процент равнодушных возрастает и к 11-му классу занимает первое место. Начиная с 8-го класса, в ответах появляется  графа «жалко», с возрастом все больше подростков испытывают чувство жалости к тем, кто употребляет ПАВ. В ходе беседы с учащимися выяснено, что подростки знают, что после нескольких приемов возникает непреодолимое влечение, появляется физическая и психическая зависимость. Отравление организма наркотиками приводит к необратимым изменениям нервной системы. Большинство из опрошенных считают, что людей, употребляющих наркотики, необходимо лечить (54-85%). Начиная с 8-го класса, все меньше ребят соглашаются с тем, что наркоманов нужно лечить, а указывают, что их необходимо уничтожать. Свой ответ они обосновывают тем, что наркомания – социальная болезнь, что наркоманы опасны, они отбросы общества. Необходимость постоянного поиска денег толкает их на путь преступления. Наркомания  способствует деградации личности и разрушению организма, а это, в конечном счете, дело не только самого наркомана. «Наказание» как средство пресечения наркомании предложили учащиеся 7-11 классов. Начиная с 9-го класса, подростки начинают осознавать, что в данной ситуации необходима помощь психолога, хотя количество таких подростков и невелико. Для получения информации и помощи дети предпочли бы почитать специальную литературу, послушать лекции и принять участие в индивидуальных беседах со специалистами. Немногие респонденты согласны на беседу с родителями или друзьями.

Последние данные могут служить основой для организации работы, ориентируясь на мнение самих подростков.

Наши исследования подтверждают, что подростки впечатлительны, не умеют смиряться с запретами, поражениями, болезненно переживают неудачи. Употребление алкоголя, психоактивных веществ – это способ борьбы с депрессией, со стрессовыми жизненными ситуациями. В связи с этим, мы сочли необходимым вести просветительно-пропагандистскую работу среди детей и подростков, направленную на пропаганду здорового образа жизни, использовать нестандартные формы работы. Учитывая естественную потребность школьников в активном образе жизни, важное место необходимо уделять воспитательной работе, в том числе физическому воспитанию подростков, которое решает не только свои специфические задачи – укрепление здоровья, но и формирует привычки здорового образа жизни, создает особую микросреду, в которой расширяются уровни общения и повышается эффективность педагогических воздействий.

Из бесед с подростками и старшеклассниками стало ясно, а наши исследования позволили уточнить проблему, что в районе практически отсутствуют секции, кружки по интересам для детей данной возрастной группы Учащиеся 14-16 лет выпадают из поля зрения учреждений дополнительного образования, общественности. В попытках организовать свое свободное время дети совершают ошибки. При отсутствии условий для позитивной реализации своих интересов, внутреннего потенциала, процессы самоутверждения у детей могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным последствиям.

Являясь координатором, связующим звеном между школой и специалистами различных служб и ведомств, выступающих в интересах подрастающего поколения, социальные педагоги разработали профилактические меры, учитывая особенности подросткового возраста и отношения детей к данной проблеме.

Совместно с завучем по воспитательной работе, педагогами-организаторами, учителем физической культуры, учреждениями дополнительного образования нам удалось привлечь к участию в социально значимой деятельности большое число подростков, ранее пренебрежительно ее оценивавших или не имевших возможности подобрать себе занятие. Мы расширили круг участников спортивных, культурных мероприятий, создали кружки и секции, возобновили шефскую работу.

На основании полученных данных анонимного анкетирования ясно, что следует оказать помощь родителям не только по поводу осуществления контроля за детьми, но и по поводу организации и содержания бесед со своим ребенком об опасности употребления алкоголя, ПАВ.

В вопросах формирования здорового образа жизни школа тесно сотрудничает  с кабинетом медико-психологической и наркологической помощи подросткам, Областным и городским Центром по профилактике и борьбы со СПИДом, Центром охраны репродуктивного здоровья. Специалисты Центров организовывали лекции, индивидуальные консультации для подростков и родителей.

Психологом наркологического кабинета проводится групповая работа с элементами тренинга. Школьные психологи ведут групповые занятия с подростками, состоящими на внутришкольном контроле, с целью  помочь осознать свое поведения, развития умений и навыков общения (вступление в контакт, выравнивание нервно-эмоционального напряжения, аргументация своей позиции в различных ситуациях, выражение ее в поведении).

Но школа не в состоянии одна решить все проблемы воспитания. Важнейшим условием эффективности воспитания является интеграция сил всех социальных институтов, составляющих окружающую среду школьника. Однако специфика внешкольной среды в том, что она является чрезвычайно сложной для педагогического управления в работе с учащимися.

Поиск путей интеграции воспитательных условий становится как никогда актуальным и побуждает использовать возможности учреждений дополнительного образования, социальных служб, государственных и частных предприятий и организаций. Это позволяет решать задачу нравственного совершенствования внешкольной среды, предупреждения духовной пустоты в сфере быта, свободного времени, моделирования единой, непрерывной системы воспитания взрослых и детей по месту жительства.

Потому социальные педагоги объединяют усилия и возможности разных социальных институтов, заинтересованных в воспитании молодежи, вовлекает в их среду воспитанников. Работа социального педагога «в одиночку» малоэффективна. Поэтому в образовательных учреждениях создаются прообразы медико-социально-психологических служб, структурные компоненты которых органически связаны так же, как все проблемы человека (психологические, медицинские, экономические, правовые). Они интегрируют арсенал средств и возможностей учреждений, устраняют их разобщенность и разворачивают на комплексное решение проблем каждого человека. Направленность их – превентивная работа, укрепление нравственного и физического здоровья человека, семьи, социокультурной среды.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector