Функциональное назначение программы, область применения, ее ограничения

Предлагаемое учебно-методическое пособие предусматривает рассмотрение организации преемственной практики студентов, обучающихся по направлению бакалавра по социальной работе. Задача пособия – обозначить теоретические и методико-практические основы организации практики студентов, помочь преподавателям и супервизорам в реализации практико-ориентированного обучения, помочь сделать практику более управляемой, использовать позитивные возможности баз практики.

Неоднозначность  существующих в учреждениях профессионального образования подходов к организации практики студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа», заставили нас в пособии обратиться к нескольким позициям: принципам организации преемственной практики, целям, содержанию и результатам практики на разных этапах обучения, критериям оценивания практики.

В формировании компетентного специалиста в области социальной работы большое значение имеет организация практической подготовки студентов. Подготовка кадров по специальности «социальная работа» должна быть в определяющей степени направлена на будущую профессиональную деятельность студентов, т.е. иметь не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер. Одной из важнейших задач в обучении бакалавров по социальной работе является интеграция теории и практики. Поэтому особое внимание при практико-ориентированном обучении уделяется вопросам организации практики студентов (виды, их последовательность и продолжительность, содержание и формы проведения). Это связано с разнообразием клиентов и с чрезвычайно широким спектром учреждений и служб — учреждения системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, уголовно-исполнительной системы, общественные организации, — в которых студент может освоить различные виды профессиональной деятельности и изучить потребности различных категорий клиентов.

Эффективная организация практической деятельности студентов, по нашему мнению, будет способствовать освоению практических умений и требований федерального государственного образовательного стандарта.

В пособии преемственная практика раскрывается с разных точек зрения: организации и содержания деятельности конкретного  учреждения, требований федеральных государственных образовательных стандартов и стандартов профессиональной деятельности, что обеспечивается интеграцией деятельности вуза и базы практики.

Достижение стандартов и качественное выполнение заданий практики возможно при условии тесной интеграции образовательного процесса и практической деятельности. Принцип функциональной интеграции становится одним из базовых организационных принципов практико-ориентированного обучения. Одновременно он выступает в качестве важного методологического принципа, поскольку его реализация позволяет решить многие дидактические задачи, обогатить содержание образовательных программ. Второй важный принцип – компенсационный. Компенсационный подход к решению образовательных задач – это возможность восполнения недостающих знаний практического характера у студентов, поскольку высшее профессиональное образование в силу своей функциональной специфики не в состоянии с должной степенью оперативности реагировать на изменения, происходящие на практике. При организации практики студентов существенную роль играет принцип блочного построения ее содержательной структуры. При этом на различных этапах обучения в качестве базовых содержательных блоков выступают задания, направленные на формирование усложняющихся уровней компетентности; эти блоки заданий последовательно расширяются и углубляются, трансформируются в зависимости от целей и задач этапа обучения, специфики базы практики.

Содержание практики разработано в соответствии с компетентностным подходом, что означает необходимость формирования когнитивного (концептуального), деятельностного (инструментального), интегративного, прогностического, коммуникативного и личностного компонентов профессиональной компетентности будущих бакалавров по социальной работе. Организация преемственной практики обосновывается нами тем, что в процессе обучения происходит накопление и изменение объема и уровня знаний студентов, которые необходимо закреплять навыками и умениями.

В пособии проанализированы современные представления об уровнях компетентности, выделены наиболее существенные аспекты организации практики во взаимодействии вуза и социальных учреждений.

Практика направлена на формирование компетентного профессионала и поэтому основное назначение практики состоит в переходе  от учебной ситуации, где элементы практики вводятся в форме ролевой игры, решения задач или моделирования определенных ситуаций, к реальной обстановке.

Пособие содержит введение и два раздела:

Во Введении обосновывается актуальность данного учебно-методического пособия и его цель; перечисляются возможные базы практики, цель и задачи практико-ориентированного обучения.

1. Принципы и содержание преемственной практики

В разделе рассматривается интегративный характер практики; характеризуется специфика преемственной практики; обосновывается её необходимость и раскрываются принципы организации преемственной практики; предлагаются цели каждого вида практик, выделяются критерии оценки успешности практики.

2. Программы практик с первого по четвертый год обучения.

В разделе предложены программы ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной практик; раскрыты цели, задачи практики на каждом этапе обучения; выделены формы контроля; предложены варианты программ, апробированных на социально-психологическом факультете классического университета. В разделе даётся характеристика обучающего пособия по учебной практике на втором курсе с заданиями, выполнение которых предполагается на базе социального учреждения, обслуживающего взрослых клиентов; предложены общие (инвариантные) и групповые (вариативные) задания; даны рекомендации по заполнению отчетной документации студента. В программах раскрывается спектр требований  к знаниям и умениям студента, ожидаемые результаты практики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector