Практика по социальной работе

 

 Введение

    Практика по социальной работе – один из обязательных компонентов практической подготовки выпускника специальности 350500 – Социальная работа.  Практика проводится в интересах профессионализации студентов по избранной специальности.

     Практика способствует повышению профессионального мастерства студентов, приобретению навыков управленческой, организаторской, диагностической работы. Практика позволяет закрепить знания, полученные студентами в процессе обучения, а также развить умения, навыки и овладеть передовыми методами. Она проводится  в социальных службах, территориальных центрах социальной защиты отделах городского и областного департамента социальной защиты и представляет собой практическую деятельность, в ходе которой осуществляется формирование профессиональных умений, широкое ознакомление с реальной профессиональной деятельностью по специальности, приобретение навыков работы в коллективе. Практика представляет собой самостоятельное выполнение студентом в условиях предприятия определенных программ учебных и производственных задач.

В формировании высоко компетентного специалиста в области социальной работы большое значение имеет организация практической подготовки будущих специалистов. Подготовка кадров по специальности «социальная работа» должна быть в определяющей степени направлена на будущую профессиональную деятельность студентов, т.е. иметь не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер. Одной из важнейших задач в обучении студентов социальной работы является интеграция теории и практики. Поэтому особое внимание при подготовке специалистов по социальной работе уделяется вопросам организации практики студентов по этой специальности (виды, их последовательность и продолжительность, содержание и формы проведения). Это связано с чрезвычайно широким спектром учреждений и служб разных ведомств (образование, социальная защита населения, здравоохранение, юстиция), а также общественных организаций, в которых будущий специалист по социальной работе может оказывать различные виды социальной помощи (защита, поддержка реабилитация и др.) детям различных категорий (дети «группы риска», несовершеннолетние правонарушители, дети-инвалиды, дети-сироты и т.д.). Эти особенности определяют особые требования к организации подготовки и проведению практики студентов вузов по этой специальности.

Практика направлена на формирование будущего компетентного профессионала и поэтому основное назначение практики состоит в переходе  от учебной ситуации, где элементы практики вводятся в форме ролевой игры, задач или моделирования определенных ситуаций, к реальной обстановке. Во время прохождения практики студенты имеют возможность пробовать себя в деятельности (в работе) под руководством опытных наставников. Практика является существенным элементом профессиональной подготовки социальных работников за рубежом. Процесс дополнения знаний и умений, полученных в теоретическом курсе обучения к знаниям, приобретенных в практическом курсе, по мнению ученых, приводит к интеграции теории и практики, что помогает сформировать профессионала, хорошо чувствующего все аспекты социальной работы.

Целью практики является практическое освоение общих и частных технологий социальной работы с различными группами населения, развитие профессиональных ценностных ориентаций и профессионального мышления студентов, а также практическое применение теоретических знаний: понятий, концепций, моделей социальной работы.

 Кроме проверки теоретических знаний и умений и получения практических навыков прохождение практики способствует формированию установок у будущего специалиста, профессиональной направленности, мотивации, профессионально личностных качеств (добросовестность и пунктуальность, толерантность, чувство ответственности, уважение к профессии и профессиональной деятельности), профессиональное самосознания (идентификации с профессиональной деятельностью).

Важным моментов является организация практики, при которой необходимо учитывать следующие моменты: создание условий прохождения практики, которые обеспечивают максимальную ее эффективность; организация процесса обучения на практике;  оценка профессиональной компетентности будущих социальных работников; организация взаимодействия университета с учреждениями социальной защиты. При планировании необходимо четко обозначить вид практики, цели, какие знания и умения должны приобрести в процессе практического обучения, задачи практики, формы оценки (форма отчета).

Особенностью организации практического обучения по специальности «Социальная работа» является то, что практика организована на основе принципа преемственности, это означает, что этап прохождения практического обучения в социальных учреждениях предусмотрен на каждом курсе. Это постоянная практическая работа студента в социальном учреждении в течение всего периода обучения в вузе.

За время обучения в университете студенты проходят через различные виды практик. На младших курсах – учебные (ознакомительные), на старших курсах – производственные, преддипломные практики. Каждый вид практик имеет свою конкретную задачу – подготовить специалиста, имеющего не только определенный запас знаний, умений и навыков, но и способного быстро использовать их на практике.

Организаторами практики являются кафедра социальной работы и учреждения социального обслуживания населения, с которыми вуз имеет договоры о сотрудничестве по проведению практики студентов.

Для проведения практики студенты специальности «Социальная работа» направляются факультетом в учреждения и организации, которые являются базами практики. Базами практиками могут быть:

  • организации и учреждения, решающие социальные, психологические и социологические задачи, имеющие психологические и социологические службы и структуры, психологические центры, квалифицированных специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность;
  • учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты населения;
  • социально-психологические центры правоохранительных органов;
  • государственные и иные учреждения и организации, отвечающие потребностям рынка труда в сфере бизнеса, маркетинга, рекламы, средств массовой информации.

Студенты дневного отделения проходят практику в учреждениях, определенных вузом; студенты заочного и очно-заочного отделений – по месту своей работы либо в учреждениях социального обслуживания.

Базами практики для студентов ОЗО, очно-заочной форм обучения и второго высшего образования могут являться места их основной работы, если они удовлетворяют вышеперечисленным требованиям.

Для прохождения практики необходимо наличие пакета учебно-методических документов, которые обязательно должны включать в себя план прохождения практики, основные задачи, индивидуальные задания студентов.

Особое внимание должно быть уделено разработке критериев оценки профессиональной компетентности будущих специалистов по социальной работе (оценки личности студентов), которые могут включать в себя:

— понимание и применение на практике этических принципов ухода за клиентами учреждений социального обслуживания;

— умение общаться и располагать к общению;

— знание особенностей клиентов и их потребности и уметь понимать и решать их проблемы;

— учить клиентов самостоятельно решать свои проблемы;

— оценивать ситуацию и планировать ее с учетом своих конкретных действий;

— уметь работать в организации и соблюдать ее правила, понимать роль организации (политика организации);

— знать меры безопасности в работе;

— иметь навыки профессиональной самооценки и рефлексии.

    

    Задачами практики являются:

  • закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков работы социального работника в организации и проведении социальной работы с различными категориями населения на предприятиях, в центрах и социальных службах;
  • отработка основных приемов, форм и методов работы специалиста социальной работы; получение навыков индивидуальной работы с клиентом, консультирования и составления психологического портрета личности, социального портрета района;
  • формирование и развитие профессиональных качеств, необходимых современному социальному работнику;
  • формирование готовности к самостоятельной профессиональной деятельности;
  • установление и поддержание профессиональных отношений с коллегами и руководством учреждений (организации);
  • стимулирование интереса к научно-исследовательской работе;
  • активизация познавательной деятельности студентов;
  • изучение и осмысление опыта социальной работы, знакомство с современным состоянием социальной работы;
  • получение практики проведения и использования результатов социологических, социально-психологических исследований территориальными социальными службами.
  • выработка умений анализировать материалы и делать из них выводы.
  • выработка навыков применения полученных знаний при решении практических задач в организационной и управленческой деятельности.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector