Принципы и содержание преемственной практики

Практическая деятельность является одним из важнейших условий перевода требований образовательного стандарта специалиста по социальной работе в готовность осуществления профессиональной деятельности будущих специалистов по социальной работе. В образовательном процессе вуза одним из этих педагогических условий является практика, которая должна соответствовать содержанию и структуре профессиональной деятельности.

Эффективная организация практической деятельности студентов, по нашему мнению, будет способствовать решению проблем организации практики, освоению практических умений и требований стандарта.

Проанализировав исследования, касающиеся организации практики студентов специальности социальная работа, мы может констатировать, что единого подхода к организации практики студентов специальности социальная работа не выработано.

Нами разработаны мероприятия, проводимые студентами в ходе практики, общие (инвариантные) и групповые (вариативные) задания, заполнение отчетной документации (рекомендации по заполнению отчетной документации). В период прохождения практики руководителем организуются методические занятия с различной тематикой.

План прохождения практики составляется совместно преподавателями вуза и работниками тех организаций, где она проходит. Содержание практики разработано в соответствии с компетентностным подходом, что означает необходимость формирования когнитивного (концептуального), деятельностного (инструментального), интегративного, прогностического, коммуникативного и личностного компонентов профессиональной компетентности будущих специалистов по социальной работе. Организация преемственной практики обусловлена тем, что в процессе обучения происходят изменения объема и уровня знаний студентов, которые необходимо закреплять навыками и умениями.

Принципы организации преемственной практики:

—       максимальная информация о практике социальной работы и специализация в профессиональной деятельности;

—       использование индивидуального потенциала студента;

—       последовательное усложнение заданий (добавление практических заданий), выполняемых студентами – практикантами при прохождении всех видов практик (от ознакомительной до производственной);

—       взаимодействие с учреждениями, в которых осуществляется практика;

—       совмещение практических навыков с теоретическими знаниями, получаемыми студентами в ходе учебного процесса (совмещение задач и разработанных заданий, которые необходимо решить студентам в ходе прохождения практики с теоретическими знаниями, получаемые в ходе учебного процесса);

—       использование результатов практики в дельнейшем процессе обучения и научно-исследовательской деятельности.

За время обучения в вузе студенты проходят через различные виды практик. На младших курсах – ознакомительная и учебные, на старших курсах – производственные, преддипломные практики. Каждый вид практик имеет свою конкретную задачу – подготовить специалиста, имеющего не только определенный запас знаний, умений и навыков, но и способного быстро использовать их на практике. Мы уделяем большое внимание практике на 1,2,3 курсах, т. к. именно в этот период студенты знакомятся с выбранной профессией, направлениями социальной работы, требованиями, предъявляемыми профессией к специалисту, осуществляют выбор будущей специализации и т.д. Поэтому практика должна быть организована таким образом, чтобы первый личный опыт студентов не носил негативного оттенка. Неудачи в реализации запланированного, разочарование в выбранной профессии не способствует формированию положительного восприятия профессии, а, значит, интериоризации внешних регуляторов (профессиональных норм, принципов) во внутриличностный план, в результате чего формируется система профессиональных ценностей ориентаций и субъектная позиция будущего специалиста, как система его взглядов и установок в отношении собственного личностного и профессионального саморазвития.

На 4 курсе во время прохождения производственной практики студенты вырабатывают умения использовать теоретические знания и практические умения, дальнейшее определение и развитие профессиональных интересов, профессионально-личностных качеств будущих специалистов, которые начали формироваться на предыдущих курсах. Во время преддипломной практики, на завершающем этапе обучения, студенты выбирают тему своей дипломной работы и место своей дальнейшей профессиональной деятельности. На наш взгляд, от того, на сколько эффективно будет организован воспитательно-образовательный процесс подготовки будущих специалистов по социальной работе в вузе, на сколько успешно на будет пройдена зависит готовность будущих специалистов к выполнению профессиональных задач (функций, обязанностей) и выбор будущего места работы.

Мы использовали возможности всех видов практики (учебной и производственной) для формирования профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.

         В период прохождения практики студентам должна быть представлена возможность участия в мероприятиях организации. Эти и другие условия согласовываются представителями вуза (руководителями практики в вузе) и учреждения заблаговременно. При согласии стороны подписывают договор о сотрудничестве.

         Определив возможности практики для формирования концептуального (когнитивного), инструментального, интегративного, коммуникативного, компонентов профессиональной компетентности специалиста по социальной работе, нами организована преемственная практика в течение пяти лет обучения. Начиная с первого курса, студенты знакомятся с учреждениями социального обслуживания населения, клиентами, услугами, которые предоставляются. На втором и третьем курсах  — детальное знакомство с деятельностью одного из выбранных учреждений, нормативной документацией, формами и методами работы социального работника / специалиста по социальной работе, применение одного из методов на практике. На четвертом курсе студенты могут попробовать себя в роли ассистента специалиста, в процессе которого формируются необходимые умения, навыки большое внимание уделяется профессиональным качествам. Таким образом, можно наблюдать определенную последовательность в формировании основных компонентов профессиональной компетентности будущих специалистов по социальной работе. Если на первом курсе студенты получают общие сведения о социальной работе, то далее, обучаясь на старших курсах, «нанизываются» знания основ социальной работы, особенностей и потребностей различных групп населения, знания о технологии, формах и методах работы специалиста с той или иной категорией, формируются профессиональные качества, умения, навыки работы с различными категориями социальной работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector