закрепление и выработка умений использовать теоретические знания

Продолжительность ознакомительной практики две недели. В течение недели в расписании уделяется один день для прохождения практики. При прохождении практики студенты впервые знакомятся с учреждениями социальной сферы, клиентами этих учреждений, их проблемами, различными жизненными ситуациями и формами их разрешения. Студенты еще не  очень хорошо знакомы с профессией, поэтому важно, чтобы на этом этапе практики они могли познакомиться с максимально широким спектром направлений социальной работы: учреждениями социального обслуживания, органами управления социальной защиты, клиентами социальных служб и их потребностями, методиками и технологиями удовлетворения этих потребностей. Именно поэтому список учреждений, с которыми должны познакомиться студенты, достаточно широк. Это: Коррекционная школа-интернат VIII вида, Дом – интернат для инвалидов и престарелых, Детский дом, Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями, МУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Губернаторская специальная общеобразовательная школа, Центр социальной адаптации населения, Комплексный центр социального обслуживания населения, Центр занятости населения.

         Логика исследования позволила нам разработать систему заданий для учебной практики, которая организуется на втором и третьем курсах. В период учебной практики создаются условия для трансформации в личностно-значимые мотивы будущих специалистов по социальной работе таких ценностей как творческий характер труда (применение творческих способностей) активность в профессиональной деятельности, общение с клиентами и коллегами. Выполнение студентами предложенных заданий, способствовало (позволяет, побуждает) переводить полученные знания из логики учебных предметов в логику решения практических задач.

Целью производственной практики на четвертом курсе являлись (является) закрепление и выработка умений использовать теоретические знания и практические умения в конкретных условиях предстоящей профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, развитие профессионально-личностных качеств будущих специалистов.

         Распределение студентов по местам прохождения практики производилось (производится) в соответствии с уже выявленными интересами. В качестве места практики рекомендовалось выбирать учреждения, профиль которых совпадает с тематикой курсовых работ.

Рассматривая особенности профессиональной деятельности социального работника, нам хотелось бы обратить внимание на подход И. А. Зимней. Исследователь выделяет шесть уровней профессиональной деятельности социального работника: практическая работа с клиентом, организация, управление социальной работой на уровне социальных служб, департаментов; наставничество; супервизорство в социальной работе; исследование в социальной работе. Соответственно  выделенным уровням И. А. Зимняя называет шесть групп профессиональных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, исследователь [И. А. Зимняя]. Данные уровни, на наш взгляд, можно рассматривать как основные этапы становления социального работника как профессионала. Следовательно, нельзя перейти на более высокий уровень, не пройдя предыдущего. Например, специалист не может заниматься организацией или управлением социальной работы, если он не знает в чем заключается непосредственно социальная работа с различными категориями населения, их особенности, потребности, не имеет представления о методах и формах работы, не владеет навыками общения, взаимодействия непосредственно с клиентами учреждений социальной защиты. Опираясь на данные идеи, нами разработано обучающее пособие для прохождения учебной практики (для  2 и 3 курсов).

Обучающее пособие, разработанное нами для студентов, проходящих практику в учреждениях социальной защиты, дает представление о профессиональной деятельности социального работника. При выполнении практических заданий студенты совместно с руководителем не только поэтапно знакомятся и отвечают на предложенные вопросы, опираясь на ранее полученные знания, но и получают дополнительные, которые к тому же подкрепляются практикой.

Обучающее пособие разработано на основе государственных образовательных стандартов, стандартов профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, включающее задания для студентов. Каждая рабочая книга разработана для использования в любой службе, которая предоставляет услуги по уходу за взрослым.

Выполненные задания обеспечат понимание того, что от студента ожидается в контексте профессиональной деятельности и поведения. Достижение запланированных результатов, выполнение заданий всех рабочих книг увеличит компетентность студента и обеспечит основу для последующего  совершенствования, т.к. в процессе заполнения обучающего пособия обучающиеся получают не только знания, но и  умения, способы поведения в той или иной рабочей ситуации.

Задания могут быть выполнены несколькими способами. Студенты могут выполнить задания самостоятельно, либо с помощью руководителя практики, или сделать черновые заметки своих ответов и обсудить их с руководителем практики, прежде чем заполнять обучающее пособие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector