Принципы и содержание преемственной практики

Обучающее пособие состоит из разделов, отражающих наиболее важные стороны профессиональной деятельности социального работника: понимание принципов ухода, понимание опыта и непосредственных нужд пользователей услуг, достижение безопасности в работе.

В первом разделе «Понимание принципов ухода» даны задания (в раздел включены задания), касающиеся этических принципов (обязательств) социального работника по отношению к коллегам, клиентам. Например, студентам необходимо перечислить основные этические обязательства социального работника по отношению к своим коллегам, клиентам коллег (этические принципы социального работника по отношению к своим коллегам, клиентам коллег) и в каких документах они обозначены. С учетом этих обязательств (принципов) ответить на вопросы практических задач (ситуаций) (разрешить ситуацию).

Будущий специалист должен  владеть коммуникативными умениями и навыками, которые включают в себя способность входить в контакт с клиентом и поддерживать общение с ним, что предполагает наличие знаний о видах коммуникации.

При заполнении второго раздела нашего пособия студентам необходимо перечислить документы, руководящие указания или инструкции, которым должен следовать персонал (работники) и нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней необходимых специалиста по социальной работе / социальным работникам при оказании социальной помощи клиентам учреждения социального обслуживания населения, определяющие характер и объем социальных услуг; регламентирующие профессиональные отношения сотрудников, процесс аттестации персонала, правила техники безопасности на рабочем месте.

У будущего специалиста важно сформировать навыки организационно работы. Практиканту необходимо научиться ориентироваться в различной документации, выработать собственные алгоритмы получения информации от клиента и регистрация этой информации. Клиенты учреждений социальной защиты различаются по возрасту, состоянию здоровья, психологическим особенностям. Пониманию индивидуальных нужд (потребностей) клиентов посвящен третий раздел нашего обучающего пособия. Выполняя упражнения из этого раздела, студенты демонстрируют не только навыки работы с документацией, но и способность выделять главное, ставить проблему, выдвигать гипотезу, собирать нужную информацию, разрабатывать план действий, реализовывать его и определять (предвидеть, оценивать) его результаты. Эти умения формируются через выполнение следующих упражнений, в которых студентам необходимо описать клиента, его потребности, проблему, план оказания помощи  (решение проблемной ситуации), определить виды необходимых социальных услуг, какие специалисты могут предоставить эти услуги, описать предполагаемый результат действий специалиста по социальной работе / социального работника. Выполнение этого задания сложно (невозможно) без теоретических знаний, полученных в процессе изучения различных курсов, например,  «Теории социальной работы», «Технологии социальной работы», что также является примером интеграции полученных теоретических знаний в практическую деятельность. Так например, одно из заданий заключается в описании ситуации по предложенному плану, в основе которого лежит алгоритм решения проблемы клиента учреждения социального облуживания (определение сути проблемы —  постановка цели решения проблемы — определение подходов и создание условий для решения проблемы — выбор форм и видов необходимой социальной помощи, обеспечение средствами – предполагаемый результат).

         Раздел 4 «Достижение техники безопасности на рабочем месте» направлен (включает) на изучение того, что может причинить вред людям, может быть опасным и какие меры предосторожности следует предпринять. Совместно с руководителем базы практики студенты обсуждают непредвиденные ситуации, которые могут быть опасны, меры безопасности, оказание срочной помощи.

Раздел 5 «Понимание эффекта влияния набора услуг на обеспечение обслуживания» посвящен пониманию работником того, как чувствует себя человек, получающий помощь, включая страхи и беспокойство по поводу различных проживания в учреждениях, например, в доме-интернате для пожилых инвалидов. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: «Федор Евгеньевич скоро переедет в дом-интернат. Он всегда смотрит ночные передачи по телевидению. Он немного и недолго спит. Он просыпается, одевается, завтракает уже в 6 утра». Студентам необходимо ответить какие, по их мнению, пожилой человек может переживать опасения. Что они, как специалисты, могли бы сделать, чтобы минимизировать его страхи (опасения).

Одна из основных проблем организации практики — это способ оценки успешности практиканта (оценка за прохождение практики студента). Мы выделили такие критерии:

—       умения, которые необходимы для выполнения профессиональных функций, их уровень выраженности;

—       проявление профессиональных качеств;

—       проявление творчества при выполнении заданий;

—       умение анализировать;

—       проявление профессиональных качеств;

—       уровень профессиональных знаний (способность применять полученные знания в практической деятельности, на практике);

—       качество заполнения отчетной документации.

По результатам практики студенты получают дифференцированный зачет (оценку). Оценка ставится руководителем практики с места прохождения практики и руководителя практики от учреждения.

         При оценивании прохождения студентами практики нами выделены критерии, по которым оценивается уровни сформированности профессиональной компетентности, и показатели, по которым руководителем от учреждения оценивалось прохождение практики студентами: уровень профессиональных умений, проявление профессиональных качеств, качество выполнения заданий, уровень проявление творчества при выполнении заданий, уровень анализа, уровень профессиональных знаний, качество заполнения отчетной документации.

         Практика оценивалась по четырехбальной системе (шкале): отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector