Принципы консультирования легко выучить, но нелегко применить на практике. Из-за этого консультанты и совершают ошибки. Ниже приводятся некоторые из наиболее часто встречающихся ошибок:
- Контроль, а не поощрение спонтанного выражения клиентом своих чувств и потребностей;
- Осуждение, выраженное в заявлениях, из которых видно, что клиент не отвечает требованиям консультанта;
Чтение морали, проповедей, выражение чрезмерной опеки, поучения как вести себя или как жить;
- Навешивание ярлыков вместо попыток выяснить мотивы, страхи и тревоги пациента.
Необоснованное успокаивание – попытка внушить необоснованный оптимизм, недооценивая сложность проблемы в понимании клиента;
Неприятие чувств клиента – заявления, что его чувства должны быть другими;
- Предоставление советов либо слишком рано, либо до того, как клиент получил достаточно информации, чтобы принять собственное решение;
- Допрашивание – задавание вопросов обвинительным тоном. Вопросы «Почему?» могут восприниматься как обвинение;
- Поощрение зависимости – усиление потребности клиента в присутствии и руководстве консультанта;
- Лесть – убеждение клиента принять новый тип поведения при помощи комплиментов или обмана.
Формирование непродуктивной профессиональной установки легко может привести к «сгоранию», если у консультантов присутствуют все или хотя несколько из следующих убеждений:
- Я должен быть успешен со всеми моими пациентами.
- Если дела идут в нежелательном направлении – это моя вина.
- Мои оценки и интерпретации всегда должны быть точными.
- Поскольку я работаю с людьми, у меня не должно быть собственных психологических проблем.
- Все мои пациенты должны меня любить и быть благодарны за мой труд.
- Если пациенты разочарованы в нашей совместной работе, значит, я что-то делаю не так.
- Мои пациенты должны быть такими же ответственными, мотивированными и работящими, как я.
- Я должен осознавать все свои иррациональные убеждения, «слепые пятна» и быть в состоянии их контролировать.