Инновационные подходы к определению и достижения качества квалификации будущих педагогов в соответствии с требованиями Болонского соглашения

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОЕКТА

 

Название проекта

Инновационные подходы к определению и достижения качества квалификации будущих педагогов в соответствии с требованиями Болонского соглашения

Заявитель Кемеровский государственный университет, межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики. Юридический адрес: 650043, Российская Федерация, Кемеровская область, г. Кемерово, ул Красная, д. 6.

Тел. Служ. (384-2) 58-29-55 Факс (384-2) 58-38-85 E-mail:cm@kemcity.ru

Проблема    В 2003 г. Россия подписала Болонскую Декларацию, одно из основных положений которой  актуализирует необходимость интеграции отечественной и европейской систем оценки качества образования в сфере российского высшего образования. В связи с этим перед преподавателями российской высшей школы стоят следующие вопросы:  готовность преподавательского состава к грядущим изменениям; понимание сути качества подготовки будущих педагогов с новых позиций, требований; оценка качества образованности будущих специалистов. В аспекте проблемы качества образованности рассматривается познавательная деятельность студентов в учебном процессе, именно ее организация и обеспечивает качественное насыщение. Предполагая тезис о конкурентноспособности «продукции» на сегодняшнем рынке, в слагаемые качества входят: культура мышления молодого специалиста, всестороннее глубокая информационная насыщенность, умения профессионально грамотно и творчески применять полученные знания, мобильность во всех смыслах, в том числе и потребность в непрерывном образовании.

В настоящее время в КемГУ целенаправленно осуществляется деятельность по интеграции отечественной и европейской систем оценки качества образования, в  которой  принимают активное участие  межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики. (Что именно происходит в настоящее время – какие программы, проекты реализуются, на какой стадии реализации находятся?). Кафедра перестраивает содержательные ориентиры своей деятельности в направлении организации учебного процесса с позиций определения критериев качества, оценки качества получаемой квалификации будущих педагогов и социальных работников, эффективности деятельности преподавателей, выявление путей по достижению качества.  Однако существуют противоречия, снижающие эффективность деятельности кафедры в данном направлении, среди них:

  • Противоречие между необходимостью создания новой концепции качества и отсутствием определённых исходных параметров качества выпускаемой «продукции»; отсутствием анализа международных стандартов качества; стратегических ориентиров по реализации мер обеспечения качества; оценочного аппарата.
  • Противоречие между необходимостью сохранения, повышения конкурентноспособности  выпускников КемГУ на российском и европейском рынках труда, повышением эффективности познавательной деятельности студентов и  неконкурентноспособным, устаревшем технологическом инструментарием обучения,  содержанием  учебных программ и методов обучения.
  • Противоречие между необходимостью проведение целенаправленной долгосрочной деятельности в указанном направлении и недостатком имеющихся средств для осуществления работы.

Вхождение отечественной высшей школы в европейское образовательное пространство делает необходимым определить исходные параметры качества выпускаемой «продукции»,  для изложения концептуальных основ качества проанализировать международные стандарты, выработать стратегические ориентиры по реализации мер обеспечения качества и, что не менее важно, выработать оценочный аппарат.

Для улучшения  изучения предметов и стимулирования самостоятельной познавательной деятельности студента важно в учебном процессе апробировать и внедрять инновационные технологии, модульно-рейтинговые системы обучения, обновлять учебные программы, применять адекватные современным требованиям обеспечения качества методы обучения, используя при этом современные информационные и технические средства.

Данный проект т является как  механизмом  интеграции деятельности  межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики в общую деятельность  КемГУ в указанном направлении, так и непосредственно средством достижения качества квалификации будущих педагогов в соответствии с требованиями Болонского соглашения.

 

Общая цель проекта

 

Так как фонды приветствуют, если в цели отражено место проекта в более широкой системе социальных отношений, а также основной механизм реализации проекта, то

Содействие  процессам интеграции традиционной отечественной и европейской (международной?) систем оценки качества в КемГУ путём внедрения в учебный процесс кафедры межвузовской общей и вузовской педагогики международной системы оценки качества квалификации будущих учителей и социальных работников.

Основные направления достижения цели

 

 

 

 

  • изучение стандартов, норм и требований  к понятию качества, системы мер обеспечения качества и его контроля на основе требований Болонского соглашения;
  • Выявление  проблем в области финансового обеспечения  и управления процессами функционирования системы оценки качества кафедры межвузовской общей и вузовской педагогики.
  • выявление уровня информированности преподавателей высшей школы о современных требованиях в русле международных требований, о путях достижения качества подготовки будущих учителей и социальных работников;
  • осуществление контактов с зарубежными специалистами по изучению системы оценивания качества и организации самостоятельной познавательной деятельности студента;
  • разработка концепции качества, включающей сопоставимые европейские и отечественные критерии и методологию, разработка организационных, управленческих, финансовых механизмов, технологий реализации концепции (т.к. будет происходить внедрение), разработка программы мониторинга реализации проекта;
  • Проведение обучающих семинаров для педагогов и персонала кафедр по использованию в учебном процессе и его обеспечении новой системы  оценки качества обучения;
  • Внедрение в учебный процесс системы кредитов (зачетных единиц трудоемкости), модульно-рейтинговой системы, направленных на обеспечение и поддержание качества;
  • Проведение эксперимента по применению разработанной системы контроля качества с использованием  различных механизмов и технологий, направленных на приобретение будущими специалистами в области педагогики квалификации,  соответствующей европейскому уровню.
  • Распространение опыта реализации проекта через обучающие семинары, через публикации по его проблематике и распространение публикаций среди  организаций сходного профиля.
  • Вовлечение  граждан (студентов, преподавателей, представителей общественности) в процессы развития системы управления качеством КемГУ, содействие появлению и поддержка деятельности независимых общественных институтов в области управления качеством образования на   кафедре межвузовской общей и вузовской педагогики, интеграция  деятельности общественных институтов в деятельность кафедры по  развитию системы управления качеством образования.

 

Результаты проекта

 

 

  • обучен технологии достижения и оценки качества обучения студентов преподавательский состав кафедры общей и вузовской педагогики; персонал кафедры обучен алгоритму обеспечения процессов функционирования новой системы оценки качества обучения;
  • разработан алгоритм обеспечения качества подготовки учителей;
  • разработаны критерии качества обученности будущих специалистов;
  • использованы информационные технологии и применены современные методы по обеспечению качества результатов познавательной деятельности будущих учителей;
  • внедрена модульно-рейтинговая система организации учебного процесса, система кредитов или зачетных единиц в рамках изучаемых дисциплин; проведён мониторинг эффективности её реализации в рамках эксперимента;
  • Проведён мониторинг эффективности реализации проекта;
  • Изданы и распространены в (где, в скольких учр-х?) методические рекомендации по проблеме проекта, результатам мониторинга эффективности его реализации.
  • Инициированы процессы гражданской активности в направлении развития системы управления качеством образования  на   межвузовской кафедре общей и вузовской педагогики КемГУ,  деятельность независимых общественных институтов поддержана и интегрирована в    деятельность кафедры по  развитию системы управления качеством образования.
  • Усовершенствованы, адаптированы к европейским стандартам механизмы организации, управления и  финансового обеспечения системы оценки качества межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ
Продолжительность проекта 24 календарных месяца

 

Сведения о квалификации руководителя и участников проекта Касаткина Наталья Эмильевна, доктор пед. наук, профессор, заведующий межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ

Шмырева Наталья Александровна, кандидат пед. наук, доцент межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ

Филатова Елена Витальевна, кандидат пед. наук, доцент кафедры социальной психологии и социальной работы социально-психологического факультета КемГУ

Примерная запрашиваемая сумма 97 тысяч долларов

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector