Формирование профессиональной компетентности будущих социальных работников в условиях двухуровневого образования

Актуальность профессионального образования будущих социальных работников, в особен­ности проблемы формирования профессиональной компетентности, обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, специальной подготовки социальных работников в нашей стране до 1993 г. не велось. Это привело к тому, что до сих пор на должности специалиста по социальной работе работают люди, не имеющие специального образования.

Во-вторых, недостаточный профессионализм специалистов непосредственно отражается на результативности работы всего  учреждения.

В-третьих, процессы модернизации социальной сферы потребовали от специалистов решения задач, к выполнению которых они оказались не совсем готовы. Необходимо включаться в поиск новых методов и технологий работы с клиентами, создавать методические пособия, обновлять устаревшую систему работы с кадрами, повысить уровень психолого-педагогической и методической помощи сотрудникам, освоить новые формы работы по по­вышению квалификации сотрудников. Анализ существующей системы деятельности специалистов свидетельствует о том, что они недостаточно готовы профессионально вы­полнять указанные задачи.

Проведенное нами предварительное исследование профессиональной деятельности работников социальных служб, профессиональных затруднений и образовательных потребностей специалистов позволили нам выделить группу противоречий, обусловливающих актуальность проблемы и требующих разрешения:

-между возросшими требованиями к деятельности работников социальной службы и сохраняющи­мися стереотипами работы, обусловленными недостаточным уровнем профессиональной компе­тентности специалистов;

-между осознанием специалистами необходимости и потребности обладать профессиональной компетентностью и недостаточной разработанностью научно-обоснованных рекомендаций по организации данного процесса в системе профессионального образования;

-между высокими требованиями профессиональной деятельности и низкой информированностью будущих специалистов – студентов вуза о содержании профессиональной деятельности специалистов по социальной работе;

— между наличием социальных проблем и недостаточной готовностью специалистов по социальной работе к их разрешению и вмешательству в связи с недостаточной разработанностью содержания, организационных форм, методов формирования  компетентности.

 Указанные противоречия преодолимы и связаны с решением пробле­мы: Каковы теоретические основы, педагогические ус­ловия и средства формирования профессиональной компетентности студентов – будущих бакалавров и магистров социальной работы.

Мы предполагаем выявить цели, принципы, подсистемы непрерывного образования в контексте современной социальной работы, разработать компетенции бакалавров и магистров социальной работы, а также педагогические условия профессиональной подготовки социальных работников в условиях двухуровневого образования.

Мы предполагаем, что профессиональная компетентность может быть достигнута, если:

 — разработана и функционирует модель поэтапного формирования профессиональной компетентности на основе стандартов профессиональной деятельности;

— создана специально организованная образовательная среда (профессионально ориентированная среда) путем разумного сочетания теоретической и практической подготовки;

— разработана и реализована программа преемственной практики;

— разработано и внедрено организационно — методическое обеспечение подготовки наставников (супервизоров) практики;

-организовано социальное партнерство между факультетом и работодателями;

-подготовлены технологические карты, используемые в процессе профессиональной подготовки студентов;

— студенты вовлечены в волонтерское движение;

-осуществляется повышение квалификации практикующих социальных работников.

В связи с присоединением России к Болонскому процессу вузы Кемеровский государственный университет начал процесс по переходу на двухуровневую систему подготовки кадров.

Для адаптации высшего профессионального образования к общемировым требованиям мы предполагаем использовать компетентностную модель бакалавров и магистров. Мы полагаем, что набор компетенций различен для различных уровней высшего профессионального образования, поскольку он связан с задачами профессиональной деятельности. При этом магистр должен обладать как теми же компетенциями, что и бакалавр, так и дополнительными, которые он должен получить на втором уровне профессиональной подготовки. Мы выделяем социально-личностные, организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные и специальные компетенции. Каждая компетенция должна быть обеспечена определенным набором дисциплин,  что требует специальных исследований. При переходе на двухуровневую подготовку достижение профессиональной компетентности выпускника обеспечивается при соблюдении следующих условий:

-увеличение доли самостоятельной работы студента;

-внедрение кредитно-зачетной системы оценки знаний;

-использование интенсивных технологий обучения;

-организация социального партнерства между вузом и производством.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector