Студенческое самоуправление в учебном заведении и тенденции его развития

Вопросы студенческого самоуправления сегодня выносятся на обсуждение во многих институтах гражданского общества. Они вызваны как требованиями, возникающими после вхождения России в европейское образовательное пространство, так и насущной необходимостью ведения воспитательной работы среди студенческой молодежи. Для того, чтобы студент стал специалистом, наиболее адаптированным к требованиям рынка, он должен за время обучения в вузе получить не только качественное образование, но и опыт общественной активности, немаловажный в дальнейшем применении своих сил и способностей.

В условиях экономических преобразований государство мало интересовалось, кто представляет4 студенческие проблемы и реализует идеи учащейся молодежи в учебных заведениях. Вместе с тем активность студенческих профсоюзов вызвала вполне закономерную потребность создать и другие формы самоуправления. Министерством образования РФ было рекомендовано Союзу ректоров создавать в учебных заведениях студенческие советы и студенческие союзы, которые могли бы стать альтернативой студенческим профкомам. Хотя, на наш взгляд, гораздо логичнее найти организации, которые смогли бы занять нишу, покинутую комсомолом. Таким образом, к 2003 году возникла необходимость проанализировать, какие общественные организации представляют интересы учащейся молодежи, кто занимается вопросами студенческого самоуправления в учебных заведениях. Немалую роль в этом сыграли конкурсы моделей студенческого самоуправления, проводимые Министерством образования РФ.

Следует отметить, что интерес к анализу возрастающей активности студенчества можно проследить по научной литературе и публикациям в журналах. Одним из основных методов изучения социализации молодежи являются массовые опросы студенческой и учащейся молодежи в учебных заведениях. Лаборатория социологических исследований ИГУ уже в течение 20 лет является участником исследований по данной тематике в ходе мониторинга «Абитуриент ~ студент — выпускник».

В. А. Луков, исследуя молодежное движение как субъект государственной молодежной политики, пришел к выводу, что «сущностные основания социальной активности молодежи и молодежного движения… восходят к социальным потребностям и интересам как основе социальной деятельности и социальных движений» и определяет «молодежное движение как способ самодеятельного участия молодежи в процессе смены и преемственности поколений, освоения и реализации своей социальной субъектности в соответствии с реальным или желаемым социальным статусом»74.

В 2004 году сотрудниками лаборатории социологических исследований ИГУ по заказу городского студенческого совета, работающего при администрации города Иркутска, было проведено исследование студенческой молодежи Байкальского региона, одной из задач которого было выяснение уровня социальной активности студенческой молодежи и информированность ее о деятельности както- либо форма студенческого самоуправления в учебных заведениях. Проявление социальной активности молодежи является одной из основных задач работы студенческого самоуправления. В исследовании участвовали студенты из высших и средних учебных заведений города Иркутска, Братского и Бурятского государственных университетов, обучающиеся на 1 — 5 курсах.

Большинство респондентов осведомлены о таких формах студенческого самоуправления как студенческий профсоюз (64,9 %), каждый второй знает о старостате (51,4 %) и значительно меньшее количество о студенческом совете (17,8%). Единично были названы студенческий комитет, стройотряд и служба студенческого предпринимательства. Это подтверждает наше мнение о том, что студенты не особенно задумываются над выражением «студенческое самоуправление» и относят к этому виду деятельности любые проявления студенческих инициатив, формально работающие над реализацией отдельных идей и проектов.

Информирован ность респондентов о деятельности студенческого самоуправления трактуется таким образом: твердо ответили, что знают о работе ССУ 16, 2 %, кое- что — 53, 9 %, ничего не знают 22,2 % опрошенных. Как видим, самоуправление в учебных заведениях есть, и более половины учащейся молодежи знают об его работе. Возникает естественный вопрос, откуда получают сведения о наличии и работе какой-либо формы студенческого самоуправления? Основным и самым доверительным источником информации выступают знакомые и друзья. На вторых — третьих местах в рейтинге источников информации выступают работники и активисты студенческого самоуправления и администрация учебных заведений

Немаловажным носителем информации являются материалы со стендов и из газет, как корпоративных, так и общедоступных, названных как «другие средства массовой информации». Это означает, что при разработке маркетинговой стратегии любая студенческая общественная организация должна строить свои взаимоотношения с учащейся молодежью через информирование о своей деятельности любыми доступными способами. А лидерам студенческого самоуправления нельзя ни в коем случае пренебрегать постоянным и повсеместным проведением рекламной кампании в своей деятельности. Только таким образом можно информировать своих потенциальных «клиентов» и будущих активистов и «работников».

Сегодня молодые люди будут участвовать в деятельности тех организаций, где можно пообщаться, «потусоваться», получить дополнительные навыки и заработать. Участие студенческой молодежи в общественной жизни учебного заведения путем включения в деятельность какой -либо организации, являющейся представителем студенческого самоуправления, воспринимается, судя по всему, как включение в работу бюрократической машины. Это является архаизмом, доставшимся молодежи от прежней системы воспитания через общественные организации, когда государство постперестроечного времени не приветствовало активное участие молодежи в строительстве гражданского общества, боясь ее чрезмерности и неуправляемости. Заниженная социальная активность молодежи, ее пассивная позиция по отношению к какой-либо общественной деятельности являются следствием недоверия. Студенты воспринимают самоуправление необходимой и неотъемлемой частью, но сами не спешат принимать участие в работе ССУ. Так 81,6 % опрошенных студентов и учащихся считают, что самоуправление в учебном заведении нужно, но лишь 10,9 % участвуют в его работе. Респонденты, принимающие участие в деятельности каких-либо форм студенческого самоуправления, стремятся к самореализации, хотят принести реальную пользу обществу.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector