СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В нашей стране осуществляются реформы в системе образо­вания. Необходимость изменения содержания образования связана с новым качеством мирового развития, требующим для своего обеспечения модификации образовательной парадигмы, которая понимается как совокупность основных представлений, лежащих в основе теории и практики образовательной деятельности. Ее смена означает осознание несоответствия традиционной образовательной практики социально-гуманитарным оценкам жизненных реалий, новому мышлению. Идеи глобально-исторической теории образо­вания уже разрабатываются в научной литературе. В фундаменте этого направления лежит новая картина мира, которой образова­тельный процесс начала XXI в. пока не владеет. В ней механико- детерминистская основа мировоззрения заменяется синергетиче ски-эволюционной основой, которая показывает мир как единое целое на базе эколого-информационных представлений.

Если ранее в системе образования доминировала трансли­рующая функция, отражающая в «свернутом виде» остатки преж­него линейно-детерминистического опыта, то сейчас должна воз­расти роль его мировоззренческо-прогностической функции, стремления воплотить опережающие идеи о новых социально- природных отношениях. Система образования должна готовить членов так называемого, глобально-открытого устойчиво- безопасного эколого-информационного общества как ступени ста­новления ноосферной цивилизации. Это будет такая ступень в развитии человечества, когда начнет действовать механизм соци­альной устойчивости цивилизации, так как в условиях виртуально­го образовательного рынка развивается закон информационно- знакового приравнивания субъектов информационного взаимодей­ствия. Функционирование этого закона позволит усилить и развить способности человеческого капитала: его память, глобальный тип мышления, творческое воображение, логику, что, в свою очередь, продвигает земное сообщество в направлении новой интеллекту­альной революции. Более того, осознанное использование этого закона позволит преодолеть так называемое информационное не­равенство, обеспечит информационную безопасность человечест­ва, сообществ отдельных территорий от информационного мани­пулирования сознанием.

В условиях реформирования системы образования в Россий­ской Федерации важно не только освоить новую парадигму обра­зования, но и взять из учебно-воспитательного процесса вузов ценный опыт прежних лет. Он обобщен в тысячах диссертаций, статей, монографий, заложен в традициях, научных школах, неко­торые из которых получили мировую известность. Только сочета­ние последних научных открытий и практического опыта в обще­образовательной деятельности позволит найти правильные реше­ния при создании новой системы образования и улучшении каче­ства подготовки специалистов высшей квалификации.

Важнейшими направлениями в подготовке специалистов высшей квалификации являются учебно-воспитательный процесс и самостоятельная работа обучающихся. Критерием, улавливаю­щим эти процессы, является социальная активность. Социальную активность студентов можно условно разделить на трудовую (учебная деятельность, исследовательская работа, работа в студен­ческих строительных отрядах), общественную (обучение на фа­культетах общественных профессий, в школах молодого лектора, лекционная деятельность и др.), нравственную (уровень мировоз­зрения, семейное воспитание, моральные установки и др.).

В вузах накоплен определенный опыт по формированию со­циальной активности студентов. Цель данной статьи — обобщить этот опыт, в частности, опыт по формированию трудовой активно­сти студентов строительных отрядов и общественную активность студентов (работа школ молодого лектора и лекционная работа студентов).

На I Всесоюзном слете студенческих отрядов был принят Ус­тав студенческих отрядов. В нем были закреплены права и обязан­ности командиров и бойцов строительных отрядов, определена их организационная структура, основные принципы руководства от­рядами. В уставе были определены меры по поощрению и наказа­нию студентов, отрядная символика. Руководящие органы приняли постановление «О мерах по улучшению организации и повыше­нию эффективности летних работ студентов». В этом документе подчеркивается, что студенты, участвуя в работе строительных отрядов, воспитываются в духе коллективизма, приобретают жиз­ненный опыт и навыки организационной работы. Распределение поручений в отрядах между студентами осуществляется с учетом профилей специальностей, по которым они обучаются. Поэтому их участие в работе строительных отрядов способствует также более глубокому овладению знаниями в области будущей профессио­нальной деятельности. Они одобрили деятельность студенческих строительных отрядов и обязали местные органы оказывать сту­дентам всемерную помощь в организации строительных отрядов и создавать необходимые условия для высокой эффективности их труда. Данное постановление сыграло важную роль в улучшении работы вузов по повышению трудовой активности студентов. Вы­полняя постановления руководящих органов, на местах и в столи­це были созданы штабы студенческих строительных отрядов. Большую роль в разрешении проблем студенческого движения сыграли документы, принимаемые ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС и хозяй­ственными органами. Росту эффективности труда юношей и деву­шек в строительных отрядах способствовал приказ министра выс­шего и среднего образования СССР «О мерах по улучшению орга­низации и повышению эффективности летних работ студентов». Министерство разрешило руководству вузов производственную практику студентов заменять их участием в работе строительных отрядов по профилю будущей специальности. 23 сентября 1967 г. Президиум ВЦСПС утвердил «Типовой договор на работы, вы­полняемые студенческими строительными отрядами». Появился правовой документ, регулирующий производственную деятель­ность отрядов и их взаимоотношения с промышленными, строи­тельными и сельскохозяйственными организациями. Вопросы, связанные с деятельностью студенческих отрядов, неоднократно рассматривались в министерствах и ведомствах.

В вузах уделяли внимание формированию трудовой активно­сти студентов строительных отрядов. Успешное начало и заверше­ние трудового семестра студентов во многом определяла помощь со стороны вузовских коллективов. Ежегодно проводили совеща­ния ректоров, секретарей партийных и комсомольских организа­ций вузов, руководителей студенческих строительных отрядов. К участию в этих совещаниях привлекались руководители промыш­ленных и строительных организаций. На них детально обсуждался ход подготовки и программа работы студенческих строительных отрядов. Были созданы Красноярский краевой, Бурятский, Иркут­ский и Читинский областные штабы студенческих строительных отрядов, которые осуществляли координацию деятельности строи­тельных отрядов и непосредственное руководство ими. Штабы заслушивали отчеты командиров строительных отрядов о готовно­сти к третьему семестру, проводили учебу руководителей отрядов, решали организационные вопросы, связанные с деятельностью строительных отрядов на объектах, осуществляли контроль над состоянием охраны и техники безопасности в отрядах. Был орга­низован выпуск многотиражек краевого и областных штабов, про­пагандировались результаты трудового семестра, его значение для народного хозяйства страны и для самих участников движения. С этой целью со студентами первых курсов встречались ветераны строительного движения, рассказывали им о традициях и деятель­ности строительных отрядов, знакомили их с фотоальбомами, от­рядными газетами. В вузах Красноярска во время встреч со сту­дентами ветераны показывали фильмы о деятельности строитель­ных отрядов. На комсомольских собраниях обсуждались цель и задачи третьего семестра, устав; объяснялись принципы и нормы жизнедеятельности отрядов, их традиции. Редакции молодежных передач радио и телевидения систематически готовили материалы по вопросам третьего семестра. О готовности отрядов, о работе и результатах их труда публиковались материалы на страницах краевой и областных газет, в вузовских многотиражках, в много­тиражках краевого и областных штабов строительных отрядов. Торжественно, празднично проходили ежегодные традиционные слеты студенческих строительных отрядов, на которых присутст­вовали победители социалистического соревнования, лучшие бой­цы строительных отрядов, ветераны студенческой целины, комсо­мольские и партийные работники, ректоры вузов, Герои Социали­стического Труда, ветераны партии и комсомола. Для воспитания ответственности носить высокое звание бойца строительного от­ряда проводились митинги, воскресники, вечера, ритуалы (Посвя­щение в целинники, День строителя и др.)

В вузах формировались отряды на основе принципов устава. После сбора заявлений все кандидаты изучали строительные спе­циальности, теоретический курс по охране и технике безопасности труда, проходили медицинский осмотр и собеседование с руково­дителями отрядов. При собеседовании учитывались успехи юно­шей и девушек в учебной и общественно-политической деятельно­сти. Итоги собеседования и зачисление в отряды осуществлялись на первом отрядном собрании. На этом собрании бойцам вруча­лись комсомольские путевки, определялись названия отрядов.

Штабы руководителей отрядов стремились своевременно и качественно заключить хозяйственные договоры. Штабы совмест­но с хозяйственными организациями разрабатывали предвари­тельную дислокацию студенческих отрядов. На следующем этапе они заключали договоры с трестами, управлениями, в которых оговаривался порядок обеспечения отрядов материально- техническими ресурсами, механизмами, фронтом и объемом работ. После этого представители отрядов выезжали в промышленные строительные организации, где совместно с руководителями этих организаций знакомились с объектами.

Штабы обучали студентов строительным специальностям, безопасным приемам труда. Большая работа по подготовке строи­тельных отрядов к третьему семестру проводилась в иркутском медицинском институте. Строительный отряд института занимал первое место в соревновании среди отрядов Иркутской области в 1966-1968 гг.

В рабочий период представители вузов оказывали помощь студентам в местах дислокации. Они вникали в их хозяйственные, бытовые нужды, культурный досуг. В начале рабочего периода проводился вводный инструктаж по основным положениям охра­ны труда, технике безопасности. Такой же инструктаж для каждой бригады проводился на рабочем месте. Обучение юношей и деву­шек безопасным приемам работы способствовало повышению норм выработки, уменьшению простоев.

Штабы проводили работу по повышению производительно­сти труда. С этой целью они добивались дальнейшего совершенст­вования соревнования в отрядах; бесперебойного снабжения отря­да строительными материалами, механизмами и машинами; вне­дрения элементов научной организации и специализации труда; обеспечения санитарно-гигиенических условий в быту.

Студенты строительных отрядов внесли определенный вклад в развитие экономики. В 1959 г. число участников летнего семест­ра составляло 339 человек. Они за лето освоили 250 тысяч рублей капитальных вложений, сдали в эксплуатацию 16 объектов. В 1980 г. Всесоюзный отряд насчитывал более 822 тысяч человек. Им было освоено 1 млрд. 601 млн. рублей, сдано в эксплуатацию и под монтаж оборудования 17,9 тысяч объектов. Так, студенты вузов Иркутска, Красноярска, Улан-Удэ, Тувы, Читы и других го­родов работали на строительстве железнодорожных магистралей Решоты — Богучаны, Хребтовая — Усть-Илимск, участвовали в строительстве Братской, Красноярсой ГЭС, Братского лесопро­мышленного комплекса, Норильского горно-обогатительного ком­бината, Читинского камвольно-суконного комбината, Маккавеев- ской птицефабрики и др. Бойцы строительных отрядов электрифи­цировали часть населенных пунктов, построили животноводческие помещения, учреждения, жилые дома.

Одной из форм общественной активности является лекцион­ная деятельность студентов. Участвуя в этой работе, студенты приобретают не только пропагандистские, но и организаторские навыки. Они углубляют знания по гуманитарным наукам. Во вре­мя публичных выступлений у них появляется внутренняя потреб­ность в общественно-политической деятельности.

К лекционной работе студентов готовили в школах молодого лектора. Они были созданы впервые в вузах в начале 60-х гг. XX в. Значительный опыт по организации работы школ молодого лекто­ра накоплен в вузах Москвы, Иркутска и других городах.

С 1962 г. работала школа молодого лектора в Московском институте народного хозяйства, в которой 5 секций: международ­ная, историко-партийная, мирового коммунистического и рабочего движения, устной экономической публицистики, атеизма. Секции комплектовались на добровольных началах из студентов всех кур­сов. Обучение продолжалось 3-5 лет. Занятия проводились один раз в неделю по 2 часа. Один раз в месяц — пленарные заседания для рассмотрения общетеоретических вопросов. На занятиях в секциях изучаются проблемы частных методик и историографии.

Обучение в школе начинается с подготовки рефератов. В своем выступлении на секции слушатель должен охарактеризовать лите­ратуру по избранной теме, составить план, раскрыть его содержа­ние и ответить на вопросы. Обсуждение рефератов всегда вызыва­ет интерес у студентов. На занятии возникают дискуссии. После доработки рефератов слушатели выступали с лекциями по линии общества «Знание» в трудовых коллективах

С 1966 г. работала школа молодого лектора в Иркутском уни­верситете. Большое внимание в ней уделялось вопросам комплек­тации секций и подбора руководителей для них, а также посещае­мости студентов. Работали секции не все одинаково. Одни — год, другие два года. В ряде секций, где программа совпадает с про­фессией, студенты занимались 5 лет. Занятия длились 2-3 часа, во время них читались инструктивные лекции по определенной про­блеме. Так, 10 сентября 1979 г. в секции международников доцент М. А. Бендер читал лекцию «Международное положение СССР», а в секции на кафедре истории КПСС профессор М. И. Капустин — «О необходимости усиления критики антикоммунизма» и т. д. На занятиях рассматривались тексты лекций, библиография, обсужда­лась новая информация по различным проблемам. Большое вни­мание в школе уделялось написанию текстов лекций.

Главным показателем работы «Школы молодого лектора» яв­ляется количество и качество лекций, прочитанных студентами, а также количество лекторов, подготовленных в ней. Слушателями секции международников Иркутского государственного универси­тета в 1977/78 учебном году было прочитано 300 лекций, а в 1978/79 учебном году -510.

Школа молодого лектора Иркутского государственного уни­верситета аттестует более 100 лекторов ежегодно. Только в секции международников на историческом факультете до 1982 г. было подготовлено более 500 человек. Выпускники школы стали ква­лифицированными лекторами, учеными. Среди них можно назвать

  1. М. Бородина, К. С. Жукова, Н. Е. Единархову, В. Талдонова,
  2. Т. Третьякова и многих других.

Руководителями школы молодого лектора были преподавате­ли, идейные наставники студенческой молодежи: профессора (А. Н. Зыков, М. И.Капустин, Ф. А. Кудрявцев, Л. А. Петров и дру­гие), доценты (М. А. Бендер, И. А. Сизых и другие). Доцента ка­федры всеобщей истории Мирона Акимовича Бендера очень лю­били студенты. Они так отзывались о нем: «Перед нами всегда был одухотворенный, любящий свое дело учитель, с которого, можно делать свою жизнь, строить самого себя». Творческое изложение материала, чувство нового, идейная убежденность, ораторское ис­кусство и личное обаяние — вот слагаемые его успеха среди сту­дентов. Эти качества М. А. Бендер формировал и у своих учени­ков.

Таким образом, мы рассмотрели некоторые направления дея­тельности вузов по формированию социальной активности студен­тов. Материалы статьи показывают, что в вузах накоплен опыт, свидетельствующий о возникновении новой тенденции в культуре с точки зрения трансляции опыта между поколениями.

На современном этапе, когда все народы мира объединены электронной коммуникационной сетью, эта тенденция уже четко проявляется. Наша традиционная культура, ориентированная на передачу опыта от старших к младшим, сменяется префигуратив- ным /типом культурной организации (образ жизни старшего поко­ления не тяготеет над образом жизни младшего), ориентированной на будущее. В такой социокультурной ситуации, где происходит изменение типа отношений между поколениями, неизбежно изме­нение также и типа отношений между учителем и учениками. Эти отношения утрачивают характер принуждения и не могут быть ничем иным как отношениями сотрудничества, взаиморегуляции равных перед неведомым настоящим.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector