МЫСЛИ ОБ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ И ПОСЛОВИЦАХ

«Разум — это высшая форма отражения объективной действительности, способность точного и целенаправленного регулирования отношения человека к окружающей среде…». Разум — это способность оценивать явления, делать соответствующие выводы, своевременно применять знания. Он формируется не врожденно, а в общественной среде, семье, в жизни, учебной работе, а в более запланированном виде — в воспитательном процессе. Широкое место сущности этого характерного для человека социально-психологического качества отводится и в этике Ислама. В хадисах, посвященных пророкам, об этом говорится: «Первое, что сотворил Аллах — это разум.». Аллах благоволит: «Я создал тебя, как величественное существо и сделал выше и дороже всех созданий» «Но с моей помощью я приказываю (своим слугам), удерживаю их (от дурных дел), а с твоей помощью наказываю их».

Все вышесказанное показывает, что для любого общества очень важно воспитание разумного гражданина. Для этого существует разные способы и методы воздействия. Одним из таких способов является национальная память народа, устное народное творчество, фольклор, соединяющиеся в самом мышлении. Для ясности мы обратились к такой теме. Поскольку голова — это член разума, ее называют «венцом тела»: из афоризмов типа: «Голова — венец тела». Это потому, что народ гласит: «Мудрец известен знаниями, а не происхождением» (ассирийская пословица), «Ум — это нечто гораздо большее, чем сила. Там, где сила бесполезна, выручит ум» (египетская пословица) (на современном языке без правильной работы мозга невозможна нормальная деятельность разума, сознания). Из афоризмов типа «Ум — не в годах, а в голове», «Для каждого сказанного слова есть слушащее ухо», «Слушать — значит слышать», «Не верь ушам, верь глазам» еще раз можно увидеть, что разум — это многостороннее качество, связанное с комплексом органов сложных чувств (зрение, слух и т.д.): он возникает в голове (т.е. в мозге, нервной системе) в процессе деятельности на основе материалов, данных органами зрения — глазами и органами слуха — ушей и других ор­ганов чувств, а также регулирует действия человека.

В азербайджанских народных сказках и пословицах имеется ряд признаков ума: быть грамотным, слушаться мудрых старцев, из простого положения продвинуться к высшему уровню, упустив возможность не проигрывать в бою, быть осторожным и предусмотрительным, предотвратить угрозу, рассудительно приобретать то, что можно взять мечом, быть бесшумнее, добрее, глубокомысленным, не враждовать там, где нужна дружба (не делать зло там, где нужно делать добро), делать для себя положительные выводы из того, что свершилось с другими, найти сумму сложных дел, научившись ремеслу, заработать имя, уметь различать возможное от невозможного, коротко говоря, быть совершенным во всем! Вот сила народных сказаний.

Ум в азербайджанских народных сказках и пословицах так же высоко оценивается, как и в современной психологии. Например, для того чтобы показать сегодня большую роль ума, разума, в народе говорят: «Без ума судьба не свершит дела», «Счастье без ума — дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь» (русская пословица).

Без ума и физическая сила не даст нужного результата. Сама по себе имеющая большие возможности физическая сила беспомощна перед умом. Пословица гласит: «Кто умен, тот и силен», «Велик телом, да мал разумом», «Мудрость в голове, а не в бороде» [2, 35].

О том, что ум ценят труженики, говорят такие сказки, как: «Сказка Телета», «Лысый Мухаммед», «Мелик Мемет», «Сулейман шах и муравей», «Коварная коза», «Вредная Джульфа и лысый», «Сказка Оххая», «Летающий ковер», «Шахла Везир», «Сказка умной девицы», «Два соседа», «Ржавый меч», а также такие пословицы, как: «Коль разгневается Бог, отымет вначале ум», «Дерево без плодов — дрова, тучи без дождя — дым, а человек без ума — животное», «Без петуха и утро не настанет», «Без костей мясо не бывает».

Ум — это главное качество человека, отличающего его от других живых существ, и оно гораздо ценнее золота, драгоценностей, богатства, денег. Вот почему народ гласит: «Рукой победишь одного, а головой — тысячи», «Ума за морем не купишь, коли его дома нет». В азербайджанских народных сказках и пословицах показывается, что в своей повседневной жизни человек должен пользоваться умом, потому что во всем мире ум превышает все. «Умная голова может взять от всего выгоду», хотя для тупого человека жить бывает чуть сложнее: «Лучше быть слугой мудреца, чем господином глупца» и т.д.

В решении общественно-политических вопросов также всегда следует действовать с умом. С этой целью события в сказках построены так, что для решения важных вопросов, касающихся государства, многие шахи обычно призывают умных людей: советуются с ними, от них узнают путь к выходу из положения.

Правда, сделать выводы из этих идей в сказках оказывается сложным для детей. Однако следует объяснить детям, что если хочешь стать образованным, высокодолжностным человек, ты должен быть умным. Тупому человеку не поручают никакого дела.

Труженики оценивают разумность путем порицания противоположных ей качеств. Известно, что противоположные уму стороны в азербайджанской устной народной литературе (невежество, глупость, сумасшествие и т.д.) крайне порицаются. По мнению народа, умный враг лучше невежественного, глупого друга. Мудрые пословицы гласят: «Не бойся врага умного, бойся друга глупого», «Глупый умного, пьяный трезвого не любит», «На чужой роток не накинешь платок», «Не бойся врага умного, бойся друга глупого». Этими изречениями народ пытался держать молодое поколение вдали от подобных лиц, быть умнее.

А что нужно для умственного развития? Знание, грамотность, наука! Народная мудрость гласит: «Ученье свет, неученье — тьма», «Достоинство в уме, а не в благородстве», «Быть ученым легко, а человеком — нет», «Знание — зеркало ума», «Наука — наследство человека», «Человек без науки, как дерево без плода», «Наука — это стезя, которая выравнивает человека» [2, 44-45].

Наука, знание, грамотность прокладывают свет в сознание, просветляют ум, избавляют человека от невежества, жалкого состояния, умопомрачения, «сиротства», делают его трудолюбивым и владельцем чина: «Не тот сирота, что потерял отца, а те, кто безграмотны», «Сироты не, кто потерял матерей, а те, кто безграмотны», «Пишущая рука, никогда не останется пустой», «Рука, держащая перо, не откроется вопросу», «Перо — это султан, дающее чин грамотным» и т.д.

Хотя азербайджанские труженики долгое время были лишены органи­зованного и запланированного образования, однако они понимали, каким большим горем являются безграмотность, невежество и необразованность, и мечтали о такой жизни, чтобы там каждый мог овладеть знаниями и наукой.

Видя способ овладения наукой, грамотой, знаниями в литературе, народ призывал изучать ее: «Приобретенное мною — принадлежит моим отцу и матери, изученное мною — мне».

Также большое число составляют азербайджанские пословицы, которые представляют собой призыв к овладению наукой. По народному афоризму, подобно тому, как лошадь проявила себя и прославилась не своим внешним видом, цветом, красотой, торсом, а походкой, так и человек прославляется своей головой, знаниями: «Умелому — везде место», эти народные поговорки должны уже с раннего возраста прививаться детям.

Первобытные люди, которые питались собранными ими в природе съедобными семенами и фруктами, корнями и стволами диких растений, в последующем стали выращивать эти растения рядом с их жилищами, ухажи­вали за ними, разрыхляли корни, орошали почву, некоторые из них окулировали, наблюдая за этими растениями, пытались удовлетворить свои потребности. В результате они получили культурные растения. Другими словами, постепенно научились изменять природу, делать ее лучше, интереснее, значимее. Кроме того, они научились приручать полезных для себя птиц (курица, утка, гусь), пользовались мясом и кожей большинства этих животных (некоторыми и в хозяйстве). Приобретенные в этой области знания и умения путем примеров, практической работы или живым словом (беседы, сказки, изложения, загадки и т.д.) они передали молодому поколения. В результате еще с раннего детства ребенок приучался ухаживать за огородом, садом, начал познавать зерновые, дикие и культурные растения (например, гречишник, кормовые, борщевик, мак, кукуруза, ячмень, просо, земляная груша, подсолнух, тюльпан, ежевика, грибы, роза, сумах, шафран, лимон, апельсин и т.д.), а также овощи (фасоль, капуста, перец, репа, бурак, лук, морковь, огурец, тыква, дыня, арбуз и т.д.), фрукты (лох, мушмула, кизил, инжир, яблоко, груша, грецкий орех, орех, вишня, виноград, гранат, тут и т.д.), животных (баран, коза, корова, буйвол, лошадь, кошка, заяц, змея, ящерица, еж и т.д.), птиц (курица, утка, гусь, воробей, ворона, ласточка, куропатка, голубь и т.д.), насекомых (бабочка, пчела, паук, муравей, комар, улитка, скорпион, саранча и т.д.), различать их, иметь определенные пред­ставления о цвете, форме, строении каждого из них.

В материалах азербайджанского устного народного творчества имеется достаточное количество образцов, знакомящих нас с частями тела отдельных животных и указывающих на то, какая из них более полезна (говоря немного шире, дающие человеку, хоть и простые, но анатомические знания, обогаща­ющие его ум знаниями о живом организме, а также о формах и строении рас­тений, животных и людей).

В сказках дается большое количество поучительных тестов. Например, в «Сказке Ильяса» девушка посылает весточку интересующемуся ею молодому человеку: «У меня есть одна коровушка, не тощая, не жирная; коль убью я ее, сколько жира она даст?». Молодой человек посылает ответ: «согласен». Логика этой вопросно-ответной загадки такова: девушка хочет сказать, что ты меня не видел, не знаешь худая я или толстая, красивая или дурная, может, если ты увидишь меня, то не сочтешь достой тебя?! В ответ на это молодой человек говорит, что какая бы ты не была, ты желанна для меня.

В той же сказке девушка посылает молодому человеку вторую загадку, но в другой форме (наглядно): ножницы, бумагу, Коран, гранат и стопку игл. Молодой человек вонзает игла в гранат, кромсает бумагу ножницами и целует Коран. Этим девушка хотела спросить у него, смогли он сохранить тайну, в ответ на что, молодой человек отвечает: «Клянусь Кораном, если даже в меня пустят стрелы, меня разрежут на куски, я никому не раскрою свою тайну».

Подобные тесты встречаются и в сказках «Ученик-портной Ахмед» и «Три царевны». Такие загадки заставляют задуматься и развивают мышление. Понимая суть все этого, наши отцы и деды очень много использовали в умственном развитии молодого поколения сказки, пословицы и поговорки. Труженики осознавали большую роль языка в умственном развитии, усвоении и правильном выражении знаний и пришли к выводу: «Сколько языков будешь знать, столько и ты человек». Нередко герои азербайджанских народных сказок знают несколько языков. Например, в сказке «Гюльнар» Гюльнар читает табло, написанное на сорока языках. В «Сказке Ширзада» говорится, что «За пять лет Ширзад научился от своих учителей семи языкам», в «Сказке Амираслана» читаем, «Когда Амираслан вырос, купец Ахмед нанял для него хорошего учителя, и он стал изучать мирские науки. Амираслан научился от этого учителя семи языкам». «Путь к сердцу в языке». Понимающий всю силу языка в жизни человека, воспитательной работе и умственных упражнениях, народ в воспитании, умственном развитии детей всегда употреблял и продолжает употреблять его. Ласкающий своего новорожденного ребенка словами «Да будут жертвой моему чаду змеи, когда ж оно станет молвить», родитель уже с первых пор заботится о том, чтобы «научить ребенка говорить» и начинает это дело с колыбельных песен. Первое слово, первый звук, которые новорожденный слышит, — это колыбельная матери. Под звуки колыбельной он ласкается, дремлет, отдыхает, оживает, веселится, начинает говорить, растет, приучается к гармонии, тонкости и мелодичности родного языка. Умение наслаждаться колыбелью, понимать с ее помощью язык будто передается человеку через материнское молоко. С возрастом, начав говорить, ребенок глубже начинает осознавать гармоничность и величие родного языка. В этом деле ему помогают народные песни, народные стихи, пословицы и поговорки, загадки, дастаны и анекдоты, сказки, а также написанные специально для детей сказки и песни, потому что созданные для детей образцы фольклора, как мы отметили выше, обладают простой композицией, с точки зрения звукового созвучия, ясности мысли, образности и художественных особенностей овладевают чувствами младенцев. В качестве примера можно представить сказки: «Шенгулюм, Шунгюлюм, Менгулюм», «Сказка завистливого», «Джик-джик ханум», «Заяц», «Коварная коза», «Голодный червь», «Лиса и змея», «Шакал» и т.д. или «дюзгу» (складывание) «Зябнул я озябнул», «Иголочка-иголочка», «Руку ножом сруб­ило», «Ох тешти, тешти», «Лисичка-сестричка», «Лысый», «Хады-Дуду». Ребенок не может остаться равнодушным такому повторяющемуся созвучию, как в сказке «Шенгулюм, Шунгюлюм, Менгулюм»: «Шенгулюм, Шунгюлюм, откройте дверцу я войду; во рту я воду принесла, на рогах травки принесла, а в груди молочка» или же в «дюзгу» «Лисичка-сестричка» — «Лисичка-сестричка, медведь простофиля, свинья колотушка, совий голосок, как волк сильна, как змея плетена, кукаречишь как петух».

Язык фольклорных образцов бывает простым и сокращенным. Чаще большая их часть имеет вид диалога (Сказки «Шакал», «Лиса и змея», Лисичка-сестричка», «Дет лис и аист», «Лиса и куропатка», «Лиса и курица», «Лиса и волк», «Лиса и червь», «Лисья хитрость», «Пыс-пыса ханум и мышь Солуб бек», «Лев и заяц», «Голодный волк», «Друг другу равен», «Петух и падишах» и т.д.). Плавность, меткость, созвучность и поэтичность говора в этих произведениях занимают одно из главных мест. Такие преимущества играют важную роль в усвоении детьми языка.

Общение, речь связаны с мышлением, нравственными качествами. Принимая это во внимание наши праотцы предлагали поучительные мысли об общении, речи.

Трудолюбивый народ считал нужным серьезно следить за речью и гов­ором, думать, прежде чем говорить, не заниматься пустословием и всегда высоко оценивал культуру речи. Наши мудрые праотцы, седовласые бабушки умело используя слова, крайне просто и легко выражали глубокозначимые философские, педагогические обобщения. Ярким доказательством тому служат, созданные ими тысячи баяты, пословиц, поговорок, реплик, анекдотов, а также идеоматических выражений, гипербол и сравнений (например, «Нашла коса на камень», «Ложь — не правда, уксус — не мед», «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь», «Говорить как заве­дённая», «Сила силу ломит», «Как будто обдали кипятком», «Превратить в котлету», «Рубить капусту» и т.д.). Каждый из таких образцов народного творчества является произведением, питающим умы, делающим выразительной и трогательной речь. Слово в них употреблено правильно, своевременно и с большим мастерством. К тому же, эти слова, выйдя из узкого словарного значения, приобрели широкий смысл и большую силу воздействия.

Материалы устного народного творчества еще раз свидетельствуют о том, что сила традиции говорить коротко, выразительно велика. В самом деле, еще в древности крестьяне привыкли думать быстро и стойко. Сладкое изречение, сладкая беседа, красивый говор перешли к людям по наследству. Народ гласит: «Правдивое слово всегда горько», «Раненный мечом вылечится, словом — никогда», «Разжуй слово, прежде чем изо рта его вынуть», «Тогда слово — слово, когда оно вовремя сказано», «Все беды человека от его языка», «Язык острее меча», «Иной язык мед принесет, другой беду накличет», «Язык — мяса кусок: куда захотел, туда поволок», «Много на сердце — много и на языке», «Сладкими речами змею из норы выманивают». Людям, говорящих невпопад на мероприятиях, в коллективе, говорят: «чтоб ты онемел», «Типун тебе на язык», «мозолишь глаза», «как извозчик ругается». И наоборот, об учтиво, сладко и красиво говорящем человеке говорят: «человек со сладким языком», «как масло по душе льется». Когда в разговор этого человека хочет вмешаться другой, он говорит: «да оборву я на полуслове тебя на свадьбе твоих детей». Подобные отношение и отмеченные выше изречения, пословицы и поговорки на протяжении истории были вескими средствами воспитания сотней поколений в духе овладения мастерством слова. Можно привести много примеров тому из жизни и признаний литературного наследия. В качестве примера, достаточно показать строки Низами Гянджеви из «Сокровищницы тайн», написанные «О слове», изречение «сделай слово кратким, говори сладко» из «Ты мудрец» Насими, стихотворение С.Вургуна «Слава слова».

Для умственного развития свих детей народ в качестве важного средства пользовался материалами фольклора. Созданные народом сказки, дастаны, анекдоты, мудрые изречения, пословицы и поговорки, песни, гошма (форма стихотворения с парными рифмами), баяты, загадки и т.п. своим учебно-воспитательным воздействием на протяжении истории вершили над сознанием и чувствами людей, окрыляли их воображения, приближали к реальной жизни, обучали быть рассудительными по отношению другим. Не случайно, что сам трудолюбивый народ говорит о пословицах и поговорках таким образом: «С пословицей не поспоришь», «Пословицами на базаре не торгуют», «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка», «Из поговорки слова не выкинешь», «На пословицу ни суда, ни расправы», «На рынке пословицы не купишь», «Пословица несудима», «Без пословицы не проживешь» т.д.

Велика роль загадок с точки зрения умственного развития. Подобно тому, как пословицы и поговорки разглаживают и развивают ум человека, а песни — его вкус, таким же образом загадки разглаживают, обогащают разум, мышление и память, дают человеку знания о любой части жизни, расширяет круг взглядов. В этом плане мы не ошибемся, если скажем: «главная цель загадок — умственное воспитание или же самым сильным средством умственного воспитания в рамках фольклорных материалов являются загадки».

И загадками, и сказками-загадками, гыфылбедами, дейишме (состязаться в импровизации стихов и пении) использовались в деле умственного образования в основном путем бесед. Беседы, будучи наиболее употребительными приемами народной педагогики, играют несравнимую роль в вооружении детей богатым воображением, раскрытии загадок, развитии у них способности самостоятельно рассуждать.

Говоря о приемах, способах и средствах передачи знаний, следует отметить, что в народной педагогике они составляет комплекс. Трудолюбивые массы для передачи детям знаний в быту, процессе трудовой деятельности одновременно пользовались комплексом приемов, способов и средств (загадка, сказка, анекдот, легенда, дейишме, пение песен и т.д.). К тому же данный процесс происходил или в форме индивидуальных, или же коллективных «занятий». Например, загадки, дейишме, пение песен, чтение анекдотов или сказок … может проводиться как между двумя человеками, или между группой людей. Такая работа наблюдается и сегодня.

Во время привития детям знаний в народе следовали и продолжают учитывать определенные требования (современным языком, дидактические принципы). Одним из них является наглядность.

Поскольку труженики хорошо понимали важность опыта и наблюдения в деле овладения знаниями, постольку они высоко оценили роль наглядности. Нижеперечисленные пословицы являются живым примером тому: «Глаз — чтобы видеть, ум — чтобы распознавать», «Лучше один раз увидеть, чем два раза услышать», «Не верь ушам, верь глазам» и т.д.

Из этих афоризмов становится ясно, что знания, приобретенные человеком благодаря наглядному примеру предметов и явлений, являются основным условием зарождения у него свободных мыслей. Поэтому для легкого, быстрого, самостоятельного понимания ребенком той или иной мысли необходимо всегда знать объект и предмет мысли. Отсюда народ пришел к верному заключению: «Умней не тот, кто много знает, а тот, кто много видел», «Чем больше крыша, тем больше на ней снега».

Афористические мысли трудолюбивого народа: «Лучше один раз увидеть, чем два раза услышать», «Устами младенца глаголит истина» — напоминают нам слова К.Д.Ушинского: «Детская натура требует ясной наглядности. Пытайтесь научить ребенка пяти неизвестным ему словам; он долгое время и впустую будет мучиться над ними. Однако связав двадцать подобных слов с наглядностью, ребенок с легкостью усвоит их. Вы объясняете ребенку простую мысль, а он не понимает вас; объясните тому же ребенку сложную картинку, и он очень быстро поймет вас. Одно и то же явление объясните одинаково одаренным детям: расскажите одному с помощью картинок, другому без картинок и тогда поймете значимость картинки для ребенка».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector