Установление четких гарантий местного самоуправления, безусловно, является ключевым фактором формирования основ местного самоуправления в Российской Федерации. В Конституции РФ закрепляется целый комплекс гарантий прав местного самоуправления, способствующих их практической осуществимости. Такое внимание к данной теме объясняется тем, что «переход от системы Советов народных депутатов к муниципальной демократии должен сопровождаться сужением рамок государственного вмешательства в дела территориальных коллективов»
Гарантии местного самоуправления образуют единую и целостную систему. А при изучении любой системы большое значение имеет выявление элементов этой системы и того, как они взаимодействуют между собой.
В научной литературе выделяются самые различные виды гарантий местного, самоуправления. Но наиболее часто гарантии местного самоуправления подразделяются на общие, к которым относятся экономические, политические, духовные гарантии, и специальные (юридические). При этом и общие, и специальные гарантии тесно между собой взаимосвязаны. Целевым назначением гарантий является обеспечение организационной и материально-финансовой самостоятельности местного самоуправления, а также защита прав местного самоуправления. В законодательстве Иркутской области система гарантий местного самоуправления формулируется несколько иначе. В статье 87 Закона Иркутской области «О местном самоуправлении в Иркутской области» речь фактически идет о финансово-экономических, организационных и правовых гарантиях местного самоуправления. Такое разделение гарантий производится в зависимости от их целевого назначения.
Важное место в системе гарантий местного самоуправления, обеспечивающих прежде всего финансовую самостоятельность местного самоуправления, занимает право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. При постоянно снижающихся доходах местных бюджетов и отсутствии финансирования расходов на выполнение отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления наличие данной гарантии особенно актуально. Из анализа статьи 5 Закона РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» видно, что такие решения могут быть выражены в принятых федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, а также в ином виде. По сравнению со статьей 133 Конституции РФ в статье 38 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 4 Закона РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» помимо права на компенсацию дополнительных расходов предусмотрено и право на компенсацию потерь при уменьшении доходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Думается, что такая формулировка более точна и, соответственно, в большей мере отвечает интересам местного самоуправления. Выделенные в качестве компенсации ассигнования поступают на основании статьи 60 Бюджетного кодекса РФ в местный бюджет.
Однако на практике, по мнению И.И. Овчинникова, данная гарантия не получила применения. Например, пунктом 3 постановления губернатора Тверской области №60 от 3 февраля 1998 года «О повышении оплаты труда работников бюджетной сферы» главам муниципальных образований было рекомендовано провести повышение оплаты труда работников бюджетной сферы за счет местных бюджетов. Такое повышение влекло за собой рост расходов местных бюджетов, но в постановлении компенсации этих расходов органам местного самообеспечения не предусматривалось. В целом можно согласиться с ука- заводом. Но следует также отметить и то, что суды все чаще на защиту прав местного самоуправления и признают подгонов правовые акты недействующими и не подлежащими применено. Так, в одном из субъектов. Российской Федерации был принят закон, вводящий районный коэффициент в;размере 1,4 вместо районного коэффициента в размере 1,15, предусмотренного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Данный закон был обоснованно признан судом недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку он противоречил статье 38 Закона РФ <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (В нем не были указаны источники дополнительных выплат в связи с увеличением районного коэффициента, а выплаты подлежали за счет средств хозяйствующих субъектов и бюджетов муниципальных образований) .. Таким образом, органам государственной власти необходимо более внимательно подходить к разработке различных правовых актов, влекущих дополнительные расходы или уменьшающих доходы местных бюджетов. В свою очередь органы местного самоуправления должны активнее защищать свои права и в случае подобных нарушений законодательства без промедления обращаться в суд.