ПРАВО НА КОМПЕНСАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ, ВОЗНИКШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕШЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Установление четких гарантий местного самоуправления, безус­ловно, является ключевым фактором формирования основ местного самоуправления в Российской Федерации. В Конституции РФ закреп­ляется целый комплекс гарантий прав местного самоуправления, спо­собствующих их практической осуществимости. Такое внимание к дан­ной теме объясняется тем, что «переход от системы Советов народ­ных депутатов к муниципальной демократии должен сопровождаться сужением рамок государственного вмешательства в дела территори­альных коллективов»

Гарантии местного самоуправления образуют единую и целост­ную систему. А при изучении любой системы большое значение имеет выявление элементов этой системы и того, как они взаимодействуют между собой.

В научной литературе выделяются самые различные виды гаран­тий местного, самоуправления. Но наиболее часто гарантии местного самоуправления подразделяются на общие, к которым относятся эко­номические, политические, духовные гарантии, и специальные (юриди­ческие). При этом и общие, и специальные гарантии тесно между со­бой взаимосвязаны. Целевым назначением гарантий является обес­печение организационной и материально-финансовой самостоятель­ности местного самоуправления, а также защита прав местного само­управления. В законодательстве Иркутской области система гарантий местного самоуправления формулируется несколько иначе. В статье 87 Закона Иркутской области «О местном самоуправлении в Иркут­ской области» речь фактически идет о финансово-экономических, ор­ганизационных и правовых гарантиях местного самоуправления. Такое разделение гарантий производится в зависимости от их целевого на­значения.

Важное место в системе гарантий местного самоуправления, обеспечивающих прежде всего финансовую самостоятельность мест­ного самоуправления, занимает право на компенсацию дополнитель­ных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. При постоянно снижающихся доходах мест­ных бюджетов и отсутствии финансирования расходов на выполнение отдельных государственных полномочий органами местного само­управления наличие данной гарантии особенно актуально. Из анализа статьи 5 Закона РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» видно, что такие решения могут быть выра­жены в принятых федеральных законах и законах субъектов Россий­ской Федерации, а также в ином виде. По сравнению со статьей 133 Конституции РФ в статье 38 Закона РФ «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 4 Закона РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» помимо права на компенсацию дополнительных расходов предусмотрено и право на компенсацию потерь при умень­шении доходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Думается, что такая формулировка более точна и, соответственно, в большей мере отвечает интересам местно­го самоуправления. Выделенные в качестве компенсации ассигнова­ния поступают на основании статьи 60 Бюджетного кодекса РФ в ме­стный бюджет.

Однако на практике, по мнению И.И. Овчинникова, данная гаран­тия не получила применения. Например, пунктом 3 постановления гу­бернатора Тверской области №60 от 3 февраля 1998 года «О повыше­нии оплаты труда работников бюджетной сферы» главам муниципаль­ных образований было рекомендовано провести повышение оплаты труда работников бюджетной сферы за счет местных бюджетов. Такое повышение влекло за собой рост расходов местных бюджетов, но в постановлении компенсации этих расходов органам местного самообеспечения не предусматривалось. В целом можно согласиться с ука- заводом. Но следует также отметить и то, что суды все чаще на защиту прав местного самоуправления и признают по­дгонов правовые акты недействующими и не подлежащими примене­но. Так, в одном из субъектов. Российской Федерации был принят закон, вводящий районный коэффициент в;размере 1,4 вместо район­ного коэффициента в размере 1,15, предусмотренного постановлени­ем Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Данный закон был обос­нованно признан судом недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку он проти­воречил статье 38 Закона РФ <<Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» (В нем не были ука­заны источники дополнительных выплат в связи с увеличением район­ного коэффициента, а выплаты подлежали за счет средств хозяйст­вующих субъектов и бюджетов муниципальных образований) .. Таким образом, органам государственной власти необходимо бо­лее внимательно подходить к разработке различных правовых актов, влекущих дополнительные расходы или уменьшающих доходы мест­ных бюджетов. В свою очередь органы местного самоуправления должны активнее защищать свои права и в случае подобных наруше­ний законодательства без промедления обращаться в суд.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector