АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ РЫНКА ТРУДА

В современных условиях перспективы социально-экономического раз­вития России в значительной степени определяются рациональностью про­водимой государством инвестиционной политики! Такое положение обу­словлено рядом факторов: введением высоких налогов; либерализация цен и повышение процентных ставок монополизированных государственных предприятий; жесткая финансовая политика; социально-политическая не­стабильность. Весь комплекс факторов обусловливают интерес зарубеж­ных экспертов к разработке государственной инвестиционной программы, что проявляется в концепциях «японского варианта», «авсгрийского под­хода», «концепции МБРР».

Возможность и приоритетные направления вовлечения в экономику Российской Федерации инвестиционных ресурсов определяются, прежде всего, эффективностью использования этих ресурсов на народнохозяйст­венном, отраслевом, региональном уровнях, уровне предприятия и физиче­ских лиц — как субъектов инвестиционного сотрудничества. За исходный при определении оптимума следует принять уровень тех субъектов собст­венности, которые непосредственно осуществляют инвестиции.

Среди возникающих новых структур в экономике. Наиболее массовыми становятся инвестиционные фонды. Феномен инвестиционного фонда за­служивает глубокого анализа рассмотрения внутренней структуры, а, сле­довательно, привлечения финансовых средств. В этой связи в целях увели­чения объема инвестиций предприятия имеют право организовать эмиссию привилегированных акций, продаваемых за пределами данного предпри­ятия, а, следовательно, предприятию предоставляется ряд налоговых льгот на налогообложение прибыли; использование инвестиционного кредита; включение в себестоимость проду5кции суммы страховых премий, упла­чиваемых в связи со страхованием инвестиций, что способствует созданию особой структуры — институционно-приватизационного траста, разрабо­танная в США Л.О.Келсо.

Внедрение Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России позволит определить меро­приятия по выходу из инвестиционного кризиса посредством создания ус­ловий увеличения потока отечественных и иностранных инвестиций в эко­номику и повышения их использования; улучшения инвестиционного кли­мата; развития правовой базы; региональной инвестиционной политики; степени эффективного развития рынка ценных бумаг; стимулирования ин­вестиционной деятельности.

За годы реформирования российской экономики произошел беспреце­дентный спад инвестиционной активности. Это связано со стабилизацией объемов долгосрочных вложений в экономику России через топливно- энергетический комплекс; непроизводственную сферу; изменение техноло­гической структуры капитальных вложений; территориальную структЗуру; повышение роли региональных бюджетов в финансировании централизо­ванных инвестиций.

Характерной особенностью российского рынка является заметная диф­ференциация инвестиционной активности по отдельным секторам эконо­мики, что проявляется и на региональном уровне. Региональную инвести­ционную политику можно назвать как антироссийскую. На практике пре­валирует пока передача субъектам Федерации в основном полномочий и функций, не подкрепляемых инвестиционными ресурсами. О неинвестици­онной ориентации региональных бюджетов свидетельствует и тот факт, что из этих бюджетов покрывается 43% расходов на народной хозяйство, 44% социально-культурных расходов на территории, в то время как ос­тальная часть данных расходов на территориях была покрыта из федераль­ного бюджета. Отчисления предприятий в эти фонды носят принудитель­ный характер, и осуществляется не из прибыли. А путем включения в себе­стоимость продукции, что повышает инфляцию издержек. Согласование интересов различных иерархических уровней и хозяйствующих субъектов разных форм собственности требует разработки ориентированного на это механизма регулирования и стимулировании инвестиций. На федеральном уровне к таким методам можно отнести регулирование ставок налогооб­ложения, ставок рефинансировании норм обязательных резервов, валютно­го курса, таможенных пошлин. На региональном уровне важно закрепле­ние финансовой базы инвестиционной деятельности в виде стабильных долгосрочных нормативов. Весьма существенным представляется разгра­ничение функций в области инвестиций между региональным и местным уровнями. Это необходимо для повышения роли местного самоуправления и устранения пренебрежения его нуждами со стороны региональных орга­нов. Для этого необходимо: подавить инфляцию, снизить инвестиционные риски, стимулировать сбережения и частные инвестиции, в том числе в форме долевого участия, представления государственных гарантий и т.д. Ключевыми задачами привлечения средств частных инвесторов здесь мо­гут быть: создание законодательной базы для повышения инвестиционной политики и защиты вкладываемых средств; снижение инвестиционных рисков; содействие мобилизации средств; снижение инвестиционных рис­ков; содействие мобилизации средств вкладчиков; расширение финансовой базы инвестиций за счет торгов и привлечения инвесторов. Это во многом позволяет исследовать связи между темпами инфляции и инвестиционной деятельностью, в оценке ожидаемого эффекта при утечке капитала за ру­беж, а, следовательно, рост процентных ставок. В настоящее время удель­ный вес долгосрочных кредитных вложений составляет 5-6% общего объ­ема предоставляемых кредитов. С другой стороны, длительность этого процесса во многом связана с возможностями предприятий повысить эф­фективность производства, что в свою очередь требует инвестиционных инъекций. Об этом свидетельствует прогрессирующая дифференциация населения по уровню доходов, хронический дефицит федерального бюд­жета, устойчивый межотраслевой перелив денежных средств.

В свою очередь концентрация денег у ограниченного круга собственни­ков естественным образом приводит к выбросу их на валютный рынок, поскольку в России нет механизма трансформации сбережений в инвести­ции, и все большая часть денежных средств привлекается к обслуживанию более прибыльных краткосрочных торгово-посреднических норм. Таким образом, финансовая и денежно-кредитная политика обусловливает кон­центрацию капитала, а опережающий по сравнению с инфляцией рост де­нежной массы способствует формированию инфляционного потенциала, что не дает оснований рассчитывать на рост инвестиций. Поскольку в ре­зультате концешрации капитала избыток денег в целом по экономике со­провождается их дефицитом в ряде секторов. Быстрый рост денежной мас­сы не только не приводит к рассасыванию неплатежей, продолжающих расти в реальном исчислении, но еще более усугубил проблему неплате­жей, негативно сказывается на инвестиционной активности предприятий, которые сами могут определить направления инвестирования.

Кризис в инвестиционной сфере России проявился не только в обваль­ном падении объемов капиталовложений и провале государственных про­грамм по вводу основных фондов. В последние годы возникла угроза раз­рушения производительных сил. Происходит систематическое «проеда­ние» основных фондов. Износ основных производственных фондов при­близился сегодня к 60%, т.е. порогу, за которым начинается физический распад производственного потенциала. Представляется, что проблему мо­билизации финансовых средств для инвестирования в условиях ограничен­ных возможностей самофинансирования необходимо увязывать с расши­рением рынка заемного капитала. Для достижения большей оборачиваемо­сти финансовых активов банки ограничиваются, как правило, предоставле­нием краткосрочных кредитов, что неприемлемо для реализации инвести­ционных проектов, носящих преимущественно долгосрочный характер.

Процесс регионализации в инвестиционной сфере идет противоречиво, что также сказывается на непроизводственной сфере. Основными причи­нами здесь выступают те же, что и в производственной, но с учетом воз­действия факторов: особенностей услуг; частного предпринимательства и форм хозяйственных отношений; крупномасштабного финансового и тор­гового капитала. Несмотря на высокий инвестиционный потенциал и при­нимаемые правительством меры по стимулированию реализации, капита­ловложения неуклонного сокращаются. Требуется так система государст­венного регулирования, в которой были бы задействованы экономические рычаги на всех этапах инвестиционного цикла — от получения реальных финансовых средств на развитие приоритетных направлений до выпуска и реализации готовой продукции и услуг, способных успешно выдержать конкуренцию. В силу специфики России механизмы регулировании капи­таловложений, характерные для стран с развитой рыночной экономикой. Не могут применяться в том же виде. Мировой опыт можно использовать только там, где он способен гармонично вписаться в государственную сис­тему управления инвестиционной деятельностью. Повышению инвестици­онной активности способствовала бы развитие законодательной и норма­тивной базы в области страхования и фондового рынка, залогового права и ипотеки, особенно в части повышения гарантий возвратности вложенных средств. При этом необходимо адекватно отобразить те экономические рычаги рыночного механизма, которые определяют функционирование и саморегулирование инвестиционной деятельности государственного и ча­стного секторов экономики.

В последнее время инвестиционные конкурсы получили известное рас­пространение в ходе приватизации. Проведению конкурсов мешает отсут­ствие денежных средств у покупателей. Нельзя не отметить возникшие в настоящее время гибкие модификации, влияющие на инвестиционные кон­курсы.

Изучение возможностей использования сбережений населения в инве­стиционных целях способствует анализу инвестиционной деятельности и привлечения финансовых средств в экономику. Чаще всего работники предпочитают хранить деньги в Сбербанке. Такой позиции придерживают­ся 43.2% рабочих и 41 Л% служащих. На втором месте среди способов сбе­режения занимает перевод денег в валюту. Третье место среди предпочте­ний работников занимают вклады в коммерческие банки, обещающие бо­лее высокую доходность, чем Сбербанк. Существенно влияют на оценки факторов, определяющих инвестиционный потенциал населения социаль­но-демографическая и социально-профессиональная структура. Так, сопос­тавление процентных распределений по образовательным группам показы­вает, что, во-первых, наблюдается снижение доли служащих со средним специальным образованием, указывающих, что их беспокоит проблема сохранения сбережений; во-вторых, самый низкий уровень обеспеченности наблюдается у рабочих со средним и служащих с высшим образованием. Среди способов сохранения сбережений по полу предпочтительным явля­ется хранение денег в коммерческих банках и валюте.

При учете уровня образования. Наиболее образованная часть рабочих и служащих предпочитает прибегать к таким способам, которые исключают их сбережения из инвестиционного потенциала населения — это относится к передаче средств в долг частным лицам, перевод средств в валюту. Вы­сокообразованные работники ориентированы на приобретение акций при­быльных предприятий. Акции «своего» предприятия намерены покупать относительно высокообразованные рабочие и служащие с самым низким уровнем образования. Обеспокоенность сохранением сбережений проявля­ется в наибольшей степени у специалистов и технических исполнителей нижнего уровня иерархии служащих, а сохранение сбережений в разных социально-профессиональных группах рабочих основное влияние опреде­ляет преобладанием ручного или механизированного труда в структуре выполняемых операций, чем уровнем квалификации. Так рабочие, занятые ручным трудом, очень стабильны по своим предпочтениям к сохранению способов сбережений. Занятые при машинах и механизмах, отмечают пе­ревести средства в валюту. Влияние социально-профессиональной струк­туры рабочих на мотивировки предпочтений более существенны. На до­ходность вкладов чаще всего ориентируются квалифицированные рабочие, занятые при машинах и механизмах.

В качестве индикаторов трудовой активности принимается участие в техническом творчестве и наличие дополнительной работы. Наличие до­полнительной работы сказывается на интересе к проблеме сохранения сбе­режений таким образом, что имеющие приработок чаще других озабочены этой проблемой. Влияние наличия дополнительных заработков на способы сохранения сбережений в зависимости от предпочтительности могут быть определены: Сбербанк, КБ, финансово-инвестиционные компании, госу­дарственные сберегательные займы, приобретение областного или местно­го займа, приобретение акций прибыльных промышленных предприятий, вложение средств в свое предприятие, перевод средств в валюту, передача денег в долг под проценты. Не менее важной в сдерживании капиталов определяющих инвестиционную деятельность является законодательное обеспечение инвестиционного процесса — это базовые законы, регулирую­щие инвестиционную деятельность; законы, правообеспечивающие от­дельные виды; законодательные акты, которые регламентируют деятель­ность финансовых институтов; законы, касающиеся условий осуществле­ния инвестиций.

Адаптация современной модели инвестирована к конкретным услови­ям предполагает мобилизацию внебюджетных источников инвестиционно­го финансирования, за счет которых обеспечивается основная часть капи­таловложений в развитых странах. Эти ресурсы различны по своему каче­ственному составу. К основным формам инвестиционного финансирования относятся: долгосрочный кредит из отечественных и внешнеэкономиче­ских источника, эмиссия ценных бумаг на внутреннем и зарубежных рын­ках, прямые и портфельные иностранные инвестиции, лизинг, франчай­зинг, факторинг и форфейтинг. Важнейшими источниками внешнего фи­нансирования инвестиций в странах с развитой экономикой являются, во- первых, кредиты банков и, во-вторых, эмиссия цебных бумаг. Долгосроч­ному кредитованию содействуют меры: государственное стимулирование деятельности коммерческих банков в отношении долгосрочного кредито­вания реального сектора; содействие формированию банков и других фи­нансовых структур, специализирующихся в области долгосрочного креди­тования; развитие систем ипотечного кредитования; привлечение ресурсов международного рынка частного капитала; использование для инвестиро­вания финансовых ресурсов других государств и международных эконо­мических организаций. В этих условиях требуется высокопрофессиональ­ное управление инвестиционным циклом, в связи, с чем появляются новые профессии, прежде всего профессия инвестиционного менеджера.

Специфические условия перехода российской экономики к рыночным началам требуют принятия большого количества решений относительно капиталовложений необходимых при широкомасштабных приватизации, конверсии, оздоровлении существующих и создании новых предприятий. Исходный импульс от традиционной для советской практики хозяйствова­ния системы составление технико-экономических обоснований инвестици­онных проектов к составлению бизнес-планов был задан с начала 90-х го­дов международными финансовыми организациями. В последнее время заслуживает внимания обоснование инвестиционной деятельности с пози­ций австрийской школы. Характерной особенностью этой школы является то, что центральную роль в экономической теории она отводит проблемам капитала и процента.

В условиях глубокого экономического кризиса и крайней ограниченно­сти ресурсов для капиталовложений в экономику России проблема при­оритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобре­тает чрезвычайное значение. Учитывая данное обстоятельство, надо вклю­чать в систему таких приоритетов и сферу малого и среднего бизнеса. Это вытекает не из конъюнктурных, политических или идеологических устано­вок, а из объективного хода социально-экономических процессов, из того, каковы место и перспективы данной сферы в решении рада остроактуаль­ных задач. (Создание конкурентной среды, повышение уровня и эффектив­ности занятости населения, отработки и распространения новых техниче­ских решений и др.). Для реализации этой концепции можно выделить не­сколько направлений совершенствования существующей системы под­держки инвестиционной деятельности:

  1. Развитие                             научно-аналитического и информационного обеспечения механизма инвестиционной поддержки.
  2. Усиление                              целевой направленности и перенесение центра тяжести процесса активизации инвестиционной деятельности малых и средних предприятий на региональный уровень.
  3. Развитие                            перспективных форм финансирования и поддержки сферы малого и среднего бизнеса.
  4. Создание                            целостной инвестиционной инфраструктуры малого и сред­него бизнеса.
  5. Роль агентств поддержки малого и среднего бизнеса в развитии кре­дитно-финансового и инвестиционного механизмов сферы малого и сред­него бизнеса.

В связи с этим первостепенной в создании деятельности наукоемких корпораций будет являться проблема решения программы ориентирован­ной на «ноу-хау», призванной создавать корпоративную мотивацию для собственных источников финансирования. Ощутимой мерой государствен­ной поддержки деятельности корпораций по созданию промышленных «ноу-хау» может стать разрешение образовывать корпоративные фонды НИОКР за счет регламентированных отчислений от прибыли предприятий- участников; при этом снималась бы мотивация специального завышения цен реализации.

Для определения инвестиционной деятельности и привлечения финан­совых ресурсов не менее важным является определение проблемы инве­стиционного климата, совокупности социальных, экономических, органи­зационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, пре­допределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему, в том числе и рынка труда, как сис­темы оценки инвестиционной привлекательности территории с позиций отдельных видов инвестиционного потенциала и видов риска.

Использование мотивации стимулирования инвестиционного климата может порождать основы увеличения занятости и социальной стабильно­сти, реструктурирование промышленности и освоение природных ресур­сов, развитие экспорта, давление международных доноров, вливания капи­тала в использование квалифицированной рабочей силы.

Становление реально регулируемого рынка труда не возможно без ре­шения проблемы утечки капитала, в том числе и интеллектуального.

Управление знаниями становится важным инструментом повышения эф­фективной деятельности всех видов организаций, современных информа­ционных и коммуникационных технологий, способствует постоянному и неизбежному обмену идей и информации, обмену масштабной информа­ции. Масштабная информация сводится к чистым издержкам ее получения в оценке агента рынка труда. При заданной величине ожидаемого дохода агенты пытаются оптимизировать свои решения, что проявляется через концепцию неполноты информации или знания. Информация здесь пони­мается как совокупность «фактов», «явлений», «процессов», позволяющих развивать, использовать и внедрять технические разработки, формировать долгосрочные стратегии использования рабочей силы.

Разрешение проблем инвестиционного климата рынка труда, позволит разрешить проблему реального вклада фактора труда в производство, в прирост валового внутреннего продукта, чрез налоговую систему. До по­следнего времени сохраняется идеология формирования всех доходов, что удовлетворяет узкую прослойку финансовых магнатов, способствует эф­фективному развитию не только «человеческого капитала», но и является фактом утечки всех форм капитала.

Одним из предложений использования, и, следовательно, возврата ин­вестиционного капитала, в том числе и рабочей силы, могла бы стать идея создания определенного органа учитывающего утечку в пользу России, пополнить человеческий капитал определенными знаниями в области эко­номики, юриспруденции и других областях, реально разрешить аспекты инвестиционной деятельности становления рынка труда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector