Кемеровский государственный университет

Кемеровский государственный университет — ведущее научно-образовательное высшее учебное заведе­ние Кемеровской облас­ти. История универси­тета — это часть истории культуры, истории ста­новления системы под­готовки высококвали­фицированных кадров Кузнецкого края. В статусе высшего учеб­ного заведения КемГУ находится с 1954 года, когда был образован его предшественник — Кеме­ровский государствен­ный педагогический институт (КГПИ). За время существования вуза число подготовлен­ных в его стенах специ­алистов превысило 34 тысячи человек.

 

 


Формирование спектра образователь­ных программ в университете склады­валось традиционно, прежде всего ис­ходя из потребностей региона. Однако с ростом уровня подготовки профессор­ско-преподавательского состава в вузе значительно расширился выбор обра­зовательных услуг, в частности, по на­иболее востребованным направлениям «Экономика», «Юриспруденция», «Пси­хология», «Новые информационные тех­нологии» и их применение в различных отраслях реальной экономики. Именно растущие потребности региона и воз­росшие возможности вуза привели к тому, что на территории Кузбасса Кеме­ровский государственный университет

Филиал КемГУ в г. Анжеро-Судженске, Новокузнецкий филиал-институт, Беловский институт (филиал), Филиал КемГУ в г. Прокопьевске,

 

Филиал КемГУ в г. Улан-Баторе, Представительство КемГУ в г. Мариинске

у| биологический, математический, со­циально-психологический, факультет истории и международных отношений, факультет романо-германской филологии, факультет физической культуры и спорта, физический факультет, факультет филологии и журналистики, фа­культет политических и социологических наук, химический факультет, эконо­мический факультет, юридический факультет.

(

Межрегиональный центр повышения квалификации с 19 специальностя­ми повышения квалификации, 4 специальностями переподготовки Институт дистанционного образования

Аспирантура по 37 специальностям, докторантура по 7 специальностям Факультетдовузовской подготовки

Научно-исследовательский институт региональной политики и социаль­ных отношений

Кузбасский центр исследования общественного мнения Областной центр новых информационных технологий Научная библиотека, которая насчитывает более 1 млн. томов науч­ной, учебной, художественной литературы, имеет два зала открытого доступа к Интернет-ресурсам и электронным журналам, более 10 тыс. наименований

Учебно-научный центр «Валеология»

Учебно-научный центр физико-химических проблем современного мате­риаловедения Филиал ИХТТиМ СО РАН

Проблемная научно-исследовательская лаборатория спектроскопии твердого тела

Издательство «Кузбассвузиздат»; типография Технопарк с 5 производствами

Лаборатория и отдел СО РАН (Кузбасская лаборатория археологии и этнографии)

3 базы практик, в т. ч. биостанция, 2 этноэкологических музея-заповед­ника (Кемеровский район, Горная Шория)

 


В структуре сегодняшнего КемГУ
филиалы и одно представительство:

Музей «Археология, этнография и экология Сибири», 132 тыс. единиц хранения Планетарий

образовал филиалы, каждый из кото­рых имеет свой набор образователь­ных услуг. Прочная материальная база, состоящая из «кирпичиков» — учебных площадей и жилья для преподавателей, наличиеу каждого филиала бюджетного набора студентов — позволяет осущест­влять подготовку по широкому спектру специальностей на контрактной осно­ве, что дает возможность филиалам иметь собственный фонд социального развития. Появившиеся внебюджетные средства идут не только на обеспече­ние образовательной деятельности, но и служат значительным подспорьем для развития приборной базы, библи­отечных фондов, внедрения новейших образовательных технологий, развития возможностей повышения квалифика­ции профессорско-преподавательского состава, развития творчества студентов и т. д.

На сегодняшний день в КемГУ (с фи­лиалами) работает свыше 1000 препо­давателей, из них 35 действительных членов и членов-корреспондентов Рос­сийской и других академий наук, 100 докторов наук, профессоров; более 450 кандидатов наук, доцентов. 18 сотруд­ников имеют звание «Заслуженный».

Только на дневном отделении вуза и его филиалов обучается около 11 тыс. студентов (всего около 22 тыс. студен­тов и слушателей на дневной, заочной, вечерней и дистанционной формах обучения). Подготовка специалистов осуществляется на 70 кафедрах по 43 направлениям и специальностям, сре­ди которых наиболее популярны и вос­требованы: «Прикладная математика и информатика», «История», «Юрис­пруденция», «Журналистика», «Романо- германская филология», «Физическая культура и спорт», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предпри­ятии», «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Международные отно­шения», «Социальная работа», «Миро­вая экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Инфор­мационные системы», «Информатика и вычислительная техника (автомати­зированные системы обработки инфор­мации и управления)», «Геоэкология», «Педагогика и методика начального об­разования», «Информатика», «Социо­логия», «Политология», «Математичес­кое обеспечение и администрирование информационных систем», «Управле­ние персоналом», «Математические методы в экономике», «Бухгалтерский учет и аудит», «Прикладная информа­тика в экономике».

Традиционно сложившиеся специаль­ности и направления являются основой имиджа вуза, однако современные реа­лии требуют расширения этого перечня, что, в свою очередь, ведет к развитию устоявшихся научно-педагогических коллективов и школ и становлению вновь образующихся. Спектр образова­тельных услуг должен соответствовать складывающемуся рынку труда и пред­восхищать его запросы на несколько лет вперед. Эта задача по плечу лишь координированной системе профес­сионального образования, включающей федеральные и региональные компо­ненты.

В настоящее время многоступенча­тый процесс регламентации образова­тельной деятельности вуза (лицензи­рование, аттестация, аккредитация как отдельных образовательных программ, так и вуза в целом) усилиями Федераль­ной службы приводится к виду комплек­сной проверки и передачи необходимых пакетов документов «в одно окно». Цель такой оптимизации сводится к переходу от пиковых нагрузок раз в пять лет к постоянному мониторингу деятельности вуза на основе внутривузовской систе­мы менеджмента качества. Изменение показателей деятельности и критериев аккредитации, отражающих государс­твенную политику в области образова­ния, требует от вуза постоянной рабо­ты по приведению своих параметров к необходимым. А изменение процедур оформления отчетности нуждается в обязательном методическом сопровож­дении со стороны Федеральной службы и Росаккредагентства.

Известно, что аккредитация образо­вательных учреждений дает право пос­ледним выдавать документ об образо­вании государственного образца. Это обязывает ко многому: не только к про­хождению основного бизнес-процесса оказания образовательной услуги, но и к полному осуществлению воспитатель­но-образовательной функции.

Главная цель аккредитации вузов — оценка качества высшего образования. Существует несколько характеристик качества высшего образования: основ­ная, принятая во всем Европейском со­юзе, основанная на соответствии цели. В соответствии с Болонским процессом могут быть названы четыре главные цели высшего образования: соответс­твие рынку труда, развитие личности, подготовка к жизни в демократическом обществе, готовность получать образо­вание в течение всей жизни. В послед­нее время вузы (особенно негосударс­твенные) начали обращать внимание только на первую цель. При аккредита­ции делается попытка оценить, как об­стоят дела и с тремя другими целями. Соответствие рынку труда наиболее важно для профессиональных программ обучения, но академические програм­мы должны в равной степени включать в себя и остальные три цели. Главной «изюминкой» подготовки и проведения аккредитации в такой ситуации стано­вится осознание процессов, происходя­щих в вузе и в окружающей среде, всем коллективом учебного заведения, а не только его руководством (разработка миссии и политики в области качества).

с

с

с

Задача аккредитационной комиссии должна сводиться не только к призна­нию достигнутого вузом уровня, но и к оценке того, может ли вуз выполнять свои главные задачи, а если нет, то чем ему можно помочь. Аккредитация — это не контроль, не аудит, не только отчет вуза о проделанной работе, а еще и выработка оптимальной стратегии раз­вития вуза. Кроме того, именно аккре­дитация обеспечивает гарантии потре­бителям услуги, тем, кто получает или собирается получать высшее образова­ние в данном вузе.

Трудности с аккредита­цией чаще возникают у не­государственных вузов, но при изменении учредителем аккредитационных критери­ев и в условиях совершенс­твования механизма проце­дуры аккредитации такие проблемы могут возникнуть и у государственных вузов, оказавшихся без прежней поддержки. Изыскиваемые ресурсы не всегда позволяют сохранить былой статус, по­этому и возникают условия для организации системы управления вузом в новых реалиях.

с

о

Аккредитация — это от­ветственная процедура, поз­воляющая определить не только статус данного вуза, но и динамику его развития. Так, со времени предыду­щей аккредитации (1999 год) наш университет вырос и окреп. На основании дискри- минантного анализа данных Централизованного банка го­сударственной аккредитации вероятность принадлежнос­ти КемГУ к группе универси­тетов увеличилась с 0.85 до 1.00. Если сравнивать лепест­ковые диаграммы информа­ционно-аналитических карт 1999 и 2004 гг., то заметен явный рост отдельных основ­ных аккредитационных пока­зателей:

Вместе с этим необходимо отметить увеличение за этот период времени контингента студентов в головном вузе с 4800 до 6600 человек (днев­ное отделение) и с 2500 до 3100 (заочное отделение), числа аккредитованных спе­циальностей и направлений с 14 до 19 в головном вузе, а число аккредитованных образовательных программ возросло в головном вузе вместе с филиалами с 20 до 32.

Это стало возможным благодаря планомерной и целеустремленной работе руководства вуза и всего коллектива, а также широкой поддержке местных органов управления.

Аккредитационный параметр 1999 2004
Процент ППС с учеными степенями и званиями 53.0 60.9
Процент ППС докторов наук, профессоров 8.4 11.0
Число профилей реализуемых основных ОП * 6
Число отраслей наук, в рамках кот. вып. НИР * 13
Число отраслей наук по спец. аспирантуры * 13
Процент штатных преподавателей * 88.6
Число аспирантов на 100 студентов привед. конт. * 3.6
Объем НИР на единицу ППС 23.1 30.5
Объем фундамент, и прикладн. научных исследований 23.1 27.7
Востребованность НИР (доля внешн. исслед.) 17.33 17.4
Количество монографий (на 100ППС) 5.07 5.5
Количество учебников и учебных пособий 4.78 (всего) 1.6 (с грифами)

* — показатель ранее не оценивался

Высшее профессиональ­ное образование по оп­ределению предполагает формирование творческой личности. В классическом университетском образова­нии, основой которого явля­ется фундаментальная под­готовка по соответствующим отраслям наук, заложены широкие возможности фор­мирования творческой лич­ности будущего специалиста. Однако без высокого уровня организации воспитательно- образовательного процесса само собой это не произой­дет. Творческая личность

Научные школы универ­ситета давно уже стали центрами, объединяющи­ми широчайший круг как маститых, так и молодых единомышленников. На­пример, «Физико-химия неравновесных процес­сов в твердом теле», возглавляемая заслужен­ным деятелем науки РФ, членом-корреспонден­том РАН, действитель­ным членом МАН ВШ и РАЕН Ю.А. Захаровым; «Эколого-физиологичес- кие аспекты адаптации человека и животных в условиях интенсивно раз­вивающегося региона», руководитель — заслужен­ный деятель науки РФ, д.б.н., действительный член МАН ВШ Э.М. Казин; «Исследование проблем непрерывного образо­вания», возглавляемая членом-корреспонден­том МАН ВШ, заслужен­ным работником высшей школы РФ, д.п.н., проф. Н.Э. Касаткиной; «Архео­логия степей Евразии и эт- нографияЮжнойСибири», возглавляемая заслужен­ным деятелем науки РФ, действительным членом РАЕН А.И. Мартыновым, д.и.н., действительным членом МАН ВШ, проф. В.В. Бобровым, д.и.н., проф. Я.А. Шером.

может быть сформирована только там, где атмосфера вуза пронизана духом твор­чества, поиска, где научная работа представляет собой не самоцель, а является ор­ганической составляющей деятельности вуза.

Постоянное внимание и поддержку научные школы, ректорат, молодежные орга­низации оказывают научно- исследовательской работе студентов. Эффективной формой мобилизации усилий молодежи в научном твор­честве являются региональ­ные творческие конкурсы среди студентов и аспиран­тов. Широкая сеть научных семинаров студентов и аспи­рантов, ежегодные научные конференции научной мо­лодежи способствуют росту активизации научного твор­чества. Возможность участия во всероссийских и междуна­родных (в т.ч. и за рубежом) конференциях для молодых талантов обеспечивается как за счет научных грантов, так и внебюджетных средств, зарабатываемых факульте­тами.

О высокой востребован­ности специалистов, подго­товленных в КемГУ, говорят данные по их трудоустройству — 95 % выпускников КемГУ распределяются в соответс­твии с заявками предприятий и организаций региона. По­вышение конкурентоспособ­ности выпускников универ­ситета достигается именно умением давать достойный ответ в подготовке специа­листов на меняющиеся пот­ребности общества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector