ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ К РАБОТЕ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Эффективность современного высшего образования связана с реализацией его различных функций, основной из которых является подготовка кадров высокого профессионального уровня. Этот уровень определяется сегодня не только наличием фундаментальных знаний и профессиональных умений, но и сформированностью адекватных условиям профессиональной деятельности мотивационных установок, а также целым рядом качеств личности, дающих возможность выпускникам успешно самореализоваться в современных социально-экономических реалиях российского государства. Уровень знаний и профессиональных умений выпускников ВУЗов спортивной направленности обеспечивается, прежде всего, содержательной стороной образовательного процесса. Мотивационные установки, ценности, деловые качества личности, модели поведения и самооценки будущих менеджеров, реализуемые в дальнейшем на рабочем месте, — «поведенческой средой» образовательного учреждения или его организационной культурой (ОК). Представляя собой набор ценностных ориентаций, определенных способов поведения сотрудников ВУЗа, ОК влияет на способности будущих специалистов к личностному и профессиональному самоопределению в динамичных условиях рынка, к самостоятельному профессиональному росту в условиях выбора и личной ответственности [2, с. 31].

Следовательно, организационная культура является важнейшим фактором формирования психологической готовности выпускников ВУЗа к работе в современных условиях, а преемственность организационных культур ВУЗа и коммерческих физкультурно-спортивных организаций (ФКСО) облегчает процесс адаптации специалистов на рабочем месте, способствует их успешному трудоустройству.

Описание исследования

Изучение вопросов специфики культур в общностях разного типа, культурных влияний на формирование ценностно-мотивационных установок, поведенческих реакций, профессионально важных качеств личности выпускников ВУЗов позволило сформулировать гипотезу, которая легла в основу эмпирического исследования.

Гипотеза: существенным фактором формирования психологической готовности будущих спортивных менеджеров к профессиональной деятельности в современных рыночных условиях является организационная культура факультета Физической культуры и спорта (ФКС) как образовательного учреждения.

Цель эмпирического исследования: выявление зависимости психологической готовности студентов к профессиональной деятельности от организационно-культурных условий обучения в ВУЗе.

Эмпирическое исследование состояло из 2-х этапов.

Цель первого этапа: выявление степени соответствия ОК ВУЗа ОК коммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности, анализ содержательных характеристик ОК, их различий; диагностика психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.

Целью второго этапа явилось создание программы психологической подготовки спортивных менеджеров, ориентированной на формирование психологической готовности студентов, отвечающей требованиям профессиональной деятельности в рыночных условиях.

С исследовании принимали участие: пятьдесят студентов дневного отделения старших курсов факультета ФКС Нижегородского государственного университета (ННГУ) им.Н.И.Лобачевского, тридцать преподавателей того же факультета, пятьдесят шесть студентов факультета Физической культуры Марийского государственного педагогического института (МГПИ) им.Н.К.Крупской, тридцать шесть преподавателей того же факультета, пятьдесят менеджеров высшего и среднего уровня коммерческих физкультурно-спортивных организаций г. Нижнего Новгорода.

Используемые методики:

  • Методика диагностики актуального и предпочтительного типов ОК ОСА1 (К.Камерон и Р.Куинн [4]);
  • Анкетирование менеджеров высшего и среднего уровня физкультурно- спортивных организаций, беседы с преподавателями факультета ФКС, направленные на выявление содержательных характеристик ОК;
  • Наблюдение проявлений ОК по Ф. Харрису и Р. Морану [1, с. 57];
  • Методика диагностики мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман);
  • Контент-анализ сочинений на тему «Я-менеджер ФКС»;
  • Адаптированная методика «Конфликтные ситуации (Л.Н.Захарова). Результаты исследования

Для анализа результатов исследования использовалась «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей» К.Камерона, Р.Куинна [4, с.63-78]. Данный подход основан на большой базе эмпирических исследований, теоретически выверен, «соответствует задачам совершенствования управления людьми в организации» [3, с.136] и имеет надежный диагностический инструментарий. К.Камерон и Р.Куинн выделяют два главных измерения в организационной культуре: стабильность, контроль — гибкость, динамичность; вешний фокус, интеграция — внутренний фокус,

дифференциация. Оба измерения образуют четыре квадранта, каждый из которых представляет группу критериев, по которым выносится суждение об организационной культуре. Четыре стержневые ценности, являющиеся базисным допущением каждого типа ОК, являются попарно противоположными. Клан характеризуется ценностью человеческих отношений, рынок — ценностью успеха; адхократия — ценностью творчества, бюрократия — ценностью порядка.

Результаты исследования говорят о том, что, несмотря на доминирование кланово-бюрократических характеристик в реальном состоянии ОК и ВУЗа, и коммерческих ФКСО (табл.1), тенденции развития ОК данных структур противоположны: по мнению преподавателей необходимо значительно наращивать клановый компонент ОК ВУЗа (табл.1), одновременно снижая рыночный; руководители коммерческих ФКСО видят необходимость в значимом усилении адхократического и рыночного компонентов ОК ФКСО, снижении кланового. Этот факт свидетельствует об отсутствии преемственности в организационных культурах образования и бизнеса.

Таблица 1

Структура состояния ОК ВУЗа и коммерческих ФКСО

Тип

культуры

Реальное состояние ОК деловых орг- й

(в %)

Желаемое состояние ОК

деловых орг-й

(в %)

Т-

критерий Вилкоксо на

Реальное состояние ОК ВУЗа по оценке преподавател ей

(в %)

Желаемое

состояние

ВУЗа по

оценке

преподават

елей

(в %)

Т-

критерий Вилкоксо на

Клан 47.8 37.7

25.5**

32.1 43.9 15.5**
Адхократия 17.2 26.4

25.5**

18.6 17.8 12,83
Рынок 14.4 16.8

12.17**

19.7 16.4 16.81**
Бюрократия 20.7 18.9

25.4**

29.2 21.5 19.81**

Примечание: * — р<0,05; ** — р<0,01.

Для более успешной работы в современных рыночных условиях менеджеры видят необходимость усиления активного, творческого отношения сотрудников к работе, поиска новых конкурентных преимуществ,

соответственно менеджеры заинтересованы в приеме на работу выпускников, психологическая готовность которых характеризуется принятием ценностей успеха, креативного подхода к организации профессиональной деятельности, стремлением к самосовершенствованию, реализации потребности в самоактуализации в процессе труда.

Исходя из этого, следует, что для увеличения возможностей формирования психологической готовности выпускников, адекватной требованиям рынка и предпочтениям работодателей, необходим переход к усилению делового (адхократическо-рыночного) компонента ОК ВУЗа.

В ходе диагностики психологической готовности будущих менеджеров к работе в условиях деловой ОК, как отвечающей тенденциям развития коммерческих ФКСО, были выделены две подгруппы: психологически готовых студентов (ПГ), их составило 30% испытуемых, и психологически неготовых (ПнГ) — 70%. В подгруппе ПГ-студентов оказались испытуемые, которые параллельно с учебой в ВУЗе работают в коммерческих ФКСО (кроме одного). В подгруппу ПнГ вошли студенты, занимающиеся только учебой.

Характеристики психологической готовности выпускников по результатам диагностики

Соответственно характеристики психологической готовности студентов первой подгруппы существенно отличаются от характеристик второй (табл. 2), что свидетельствует о влиянии на их психологическую готовность ПГ- студентов не только ОК ВУЗа, но тех организаций, в которых работают данные студенты.

Таблица 2

Компоненты готовности

ПнГ-студенты ПГ-студенты

Мотивационный

Мотивационная нацеленность на установление и сохранение доброжелательных взаимоотношений в рабочем коллективе; Мотивационная нацеленность на успех, нахождение конкурентных преимуществ; видение профессиональных задач, творческую активность в их решении;

  нахождение и поддержание личностных связей; реализацию потребности в любви и уважении активную позицию в отношении развития физкультурно-спортивной организации, саморазвития, самореализации
Целевой Сформированная концептуальная модель реализации профессиональной деятельности в условиях экономической стабильности Сформированная концептуальная модель реализации профессиональной деятельности в динамичных условиях рынка
Операциональный Выбор способов поведения при принятии решений с высокой степенью ответственности и низкой открытостью.
Регуляционный Высокая степень процессуальной рефлексии

В концептуальную модель профессиональной деятельности ПнГ- студентов входят представления о целях управленческой деятельности, заключающихся в сохранении стабильности, поддержании рентабельности, гуманных взаимоотношений в ФКСО, высокого уровня доверия в коллективе, сплоченности. Соответственно, эти студенты видят результатом управленческой деятельности — упорядоченную инфраструктуру в организации, сплоченный коллектив с налаженными межличностными взаимоотношениями.

В концептуальную модель профессиональной деятельности ПГ- студентов входят представлениями о целях управленческой деятельности, заключающихся в победе на рынке ФКС-услуг на основе конкурентных действий и достижений, обретения новых ресурсов и решения проблем. Результат управленческой деятельности они видят в обладании уникальной новейшей фитнес-технологией или спортивной продукцией, лидерстве на рынке ФКС- услуг, достаточно высоком заработке как для менеджмента, так и для членов коллектива организации.

Дальнейшая диагностика показала, что при принятии решений операциональная составляющая готовности студентов обеих групп характеризуется выбором способа поведения с высокой степенью ответственности и низкой открытостью. Такой способ поведения более характерен для рыночных взаимоотношений, т.е. для деловой ОК. Таким образом, в ходе диагностики проявилось несоответствие мотивационно- целевого и операционального компонентов психологической готовности студентов первой группы. В характеристике их психологической готовности мы видим мотивационную нацеленность на работу в условиях клановой ОК, в то же время они показывают выбор способов поведения, характерных для рыночной ОК.

Диагностика регуляционной готовности показала высокую степень процессуальной рефлексии в обеих группах студентов (применения готовых и стереотипных средств). Ожидалось, что у ПГ-студентов при их характеристике мотивационной, целевой и операциональной готовности будет наблюдаться высокая степень личностной рефлексии, (осмысления ценностно-смысловых аспектов проблемы), что обеспечивает возможность креативного творческого подхода к решениям в практических ситуациях. Но этого не произошло. Характеристики регуляционной готовности второй подгруппы студентов встали в противоречие с их показателями мотивационно-целевой готовности. Эта группа студентов мотивационно готовы к применению в профессиональной деятельности своего творческого потенциала, более того, они значительно чаще, чем ПнГ-студенты реализуют этот потенциал для решения практических задач, но по- видимому, осознания необходимости действовать таким образом у них нет (т.е. мотивационная готовность и способы поведения, которые выбирают ПГ-студенты, для них неосознаваемы).

Приведение в соответствие всех компонентов психологической готовности студентов, ее адекватности требованиям деловой ОК стало целью разработки программы психологической подготовки спортивных менеджеров.

Усиление адхократическо-рыночного компонента ОК ВУЗа проявляется в деятельностном характере разработанной программы психологической подготовки, который обусловлен тем, что ее центральным моментом является моделирование студентами будущей профессиональной деятельности. Рефлексивно-деятельностный подход, составляющий основу данной программы, предполагает высокую степень активности в овладении профессиональной деятельностью, осознанности, рефлексивности мышления будущих менеджеров.

Программа психологической подготовки менеджеров ФКС Технологически психологическая подготовка к работе в условиях деловой организационной культуры, может быть реализована через три относительно        самостоятельных             образовательных                                  модуля:

«Профессиональная характеристика менеджера ФКС», «Установки спортивного менеджера на успешную деятельность в условиях рынка», «Технология реализации профессиональной деятельности менеджера ФКС». Каждый модуль имеет свои цели, содержание и способы достижения этих целей [5].

Первый модуль «Профессиональная характеристика менеджера ФКС» направлен на расширение ориентировочной основы профессиональной деятельности будущих менеджеров сферы ФКС через формирование представлений о направлениях работы руководителя физкультурно- спортивной организации, его функциях, целях и результатах управленческой деятельности. От решения задач этого этапа психологической подготовки зависит и адекватное развитие профессиональной мотивации, и оптимальное построение концептуальной модели деятельности, и овладение операциональной стороной управленческой деятельности.

Содержание занятий данного модуля определено результатами диагностики студентов. В него входят следующие темы:

  1. Определение подхода к понятию «управление» ФКСО.
  2. Виды ФКСО, их основные стратегические цели.
    1. Структура и основные направления деятельности менеджера ФКС, его функции.
    2. Должности, занимаемые менеджерами ФКС.
      1. Типы структур управления.
      2. Критерии успешности деятельности менеджера в зависимости от вида ФКСО.

Основные формы занятий этого этапа психологической подготовки: лекции с использованием таких приемов, как мозговой штурм, самостоятельный поиск определений и содержания понятий, схематизация понятий, вопросы к аудитории; семинары с предварительной самостоятельной работой студентов над изучением литературы, использованием диалогического общения на заданные темы. Важно знакомство студентов с особенностями состояния современного рынка ФКС- услуг, актуальными физкультурно-спортивными и оздоровительными направлениями, потребностями рынка на современном этапе. Для преподнесения этой информации необходимо использование результатов опубликованных маркетинговых исследований, наблюдений.

Результатом использования модуля «Профессиональная характеристика менеджера ФКС» является расширение у студентов ориентировочной основы управленческой деятельности.

Второй модуль «Установки спортивного менеджера на успешную деятельность в условиях рынка» направлен на обеспечение формирования мотивационно-целевого компонента психологической готовности студентов. Практические задания, используемые на данном этапе, ориентированы на осознание студентами потребности в самоактуализации (актуализации своих возможностей, реализации своих потенциальных способностей) как преобладающего мотива профессиональной деятельности, формирование индивидуального профиля самосовершенствования, определение целей развития своей профессиональной деятельности.

В содержание занятий второго этапа входят следующие темы:

  1. Мотивационное обеспечение управленческой деятельности.
  2. Целевое обеспечение профессиональной деятельности менеджера.
  3. Исполнительское обеспечение управленческой деятельности.
  4. Организационная культура как косвенный метод управления.
  5. Психологическая компетентность менеджера ФКС.

Основные формы занятий сохраняются, как и на первом этапе.

Результатом работы первых двух этапов психологической подготовки является формирование мотивационно-целевого компонента психологической готовности «делового» типа.

Третий модуль «Технология реализации профессиональной деятельности менеджера ФКС» направлен на формирование операционально- регуляционного компонента психологической готовности студентов. Содержание включает в себя формирование аналитических и проектировочных умений у студентов, развитие рефлексивного мышления, умений практического использования психологических знаний в ходе теоретического и практического моделирования профессиональной деятельности, а также занятие по теме «Творчество как одна из важнейших характеристик профессионализма, основа формирования конкурентных преимуществ менеджера ФКС». Работа по этому модулю содержит в себе проработку различных вариантов решений проблемных ситуаций, типичных для деятельности коммерческих ФКСО, их последствий для разных категорий акционеров, рассмотрение понятий «рефлексия», «рефлексивное мышление», «творчество», «креативный процесс», отработку умений использовать рефлексивное мышление, а также этапы креативного процесса для решения практических ситуаций.

Основная форма работы — практические занятия.

Результатом работы по данному модулю является развитие рефлексивного мышления, аналитических и проектировочных умений студентов, умений анализировать поведенческие, когнитивные и эмоциональные стили реализации профессиональной деятельности, оценивать свое положение в системе отношений, в жизнедеятельностном контексте, предвидеть последствия принимаемых решений.

Данная программа психологической подготовки успешно прошла апробацию на базе факультета ФКС ННГУ им.Н.И.Лобачевского и показала свою состоятельность в формировании полного обеспечения психологической готовности выпускников к работе в условиях деловой ОК.

Мониторинг эффективности программы осуществлен с помощью следующих методов: определение динамики организационно-культурных предпочтений по Р.Камерону и К.Куинну, динамики мотивации по В.Э.Мильману, рефлексивное осмысление конкретных ситуаций с различными скрытыми ценностными приоритетами по Л.Н.Захаровой. В результате зафиксировано статистически значимое усиление мотива творческой активности студентов при самоопределении в управленческой деятельности, рост управленческих самоидентификаций, усиление предпочтения ОК делового типа. Большее значение для студентов приобретают ценности личного успеха, успеха организации в целом; возрастает приоритет ценностей результата над ценностями отношений; усиливается желание творческой самореализации в управленческом труде; улучшаются показатели развития рефлексивности мышления будущих спортивных менеджеров. Выводы:

1. Результаты исследования подтверждают заявленную гипотезу: существенным фактором формирования психологической готовности будущих менеджеров к профессиональной деятельности является организационная культура факультета ФКС как образовательного учреждения. Характеристики психологической готовности студентов, сформированной в организационно-культурных условиях ВУЗа без использования специальной программы обучения, не соответствуют требованиям профессиональной деятельности в условиях рынка.

  1. Формирование психологической готовности, адекватной требованиям рынка и предпочтениям работодателей, возможно при переходе к усилению адхократическо-рыночного компонента ОК ВУЗа, позволяющего увеличить возможности формирования деловых качеств выпускников, их активной мотивационной готовности к работе в современных экономических условиях.
  2. Усиление деловой ОК спортивного факультета возможно через введение в образовательный процесс специализированной программы психологической подготовки менеджеров ФКС с заданными характеристиками адхократическо-рыночной ОК.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector