Новые технологии для регионов

Передача учреждений профессионального образования на регио-нальный уровень, повышенное внимание к качеству образования со стороны общества, создание надзорного органа в сфере образования, перераспределение полномочий по проведению лицензирования, ат-тестации и государственной аккредитации учебных заведений — все это ставит новые задачи перед федеральными и региональными орга-нами управления образования.
27 — 28 сентября в Росаккредагентстве состоялось совещание «До-кументальное сопровождение и программное обеспечение лицензи-рования и государственной аккредитации образовательных учреж-дений», в котором приняли участие около тридцати специалистов лицензирующих и аккредитационных органов субъектов Российской Федерации. Уже второй раз в этом году в Росаккредагентстве собира-ются представители региональных служб лицензирования, аттеста-ции и аккредитации.
В работе совещания приняла участие Н.В. Угорелова, начальник от-дела аттестации образовательных учреждений среднего профессио-нального образования Управления лицензирования, аттестации и аккредитации Рособрнадзора, рассказав в своем выступлении о тех-нологии лицензирования, аттестации и государственной аккредита-ции федеральных ссузов.
Основная цель мероприятия — обсуждение общих проблем, решение «наболевших» вопросов, знакомство с технологиями и программным обеспечением, которое используется в работе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также новыми разработками, которые еще только предстоит внедрить.
Росаккредагентство выполняет информационно-методическое обеспе-чение государственной аккредитации федеральных образовательных уч-реждений.
Основа технологии — Центральный банк данных государственной аккредитации (ЦБД ГА). Ежегодно образовательные учреждения всех уровней представляют информацию о своей деятельности по показателям государственной аккредитации с помощью специальных программ в ЦБД ГА, сопровождаемый Росаккред- агентством.

Сведения из ЦБД ГА используются для разработки показателей и критериев государственной аккредитации, подготовки отчетов по развитию сис-темы профессионального образова-ния в России. ЦБД ГА является источником объективной информации для работы Аккредитационной коллегии.

На основе поданного учебным за-ведением заявления на государственную аккредитацию и комплекта материалов, включающего и сведения для ЦБД ГА, к заседанию Аккредитацион- ной коллегии готовятся информационно-аналитические материалы. Их особенность — сжатое представление большого объема информации, необ-ходимой для обоснованного принятия решений.
Причем подобная технология, осно-ванная на использовании Централь-ного банка данных государственной аккредитации, формируемого на федеральном уровне, используется для сопровождения работы и аккре- дитационных комиссий 14 субъектов Российской Федерации, что позво-ляет обеспечить единство подходов, объективность в принятии решений. В этом случае Росаккредагентство (по заявке регионального органа) готовит весь комплект материалов, включая проекты решений и приказов, а региональная аккредитационная комиссия принимает решение о государствен-ной аккредитации.
Одна из новых разработок Рос- аккредагентства предназначена спе-циально для региональных органов, выполняющих лицензирование и аккредитацию учебных заведений. «Система печати лицензий на право ведения образовательной деятель-ности и свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений» позволяет не только печатать документы, но и вести электронный реестр выданных учебным заведениям лицензий и свидетельств о государственной аккредитации. Реестры выданных документов ведутся в каждом органе, но сегодня стоит задача создания такого банка данных, который бы содержал информацию и обеспечивал доступ к сведениям о лицензированных и аккредитован-ных учебных заведениях России всех уровней.
Как работает данная система? На-звание программного продукта «Сис-тема печати …» отражает главный

принцип, заложенный разработчи-ками, — сбор данных на этапе их со-здания. Пользователь при подготовке лицензии или свидетельства к печати на бланках установленного образца вводит необходимую информацию, которая автоматически попадает в региональный электронный реестр выданных документов, а затем ин-тегрируется в единой федеральной базе данных. Кроме того, региональные пользователи получают доступ к информации о лицензированных и аккредитованных федеральных учебных заведениях.
Программная система реализована в двух версиях:
•    on-line: Интернет-ресурс «Регионы» region.nica.ru. Обеспечивает не только ведение регионального электронного реестра, но и просмотр сведений о лицензиях и свидетельствах образовательных учреждений, вы-данных на федеральном уровне;

•    off-line: Модуль печати лицензий и свидетельств — «усеченная» версия Интернет-ресурса «Регионы», предназначена для работы на локальном компьютере, но имеет средства для обмена информацией с on-line версией.
Интернет-ресурс и Модуль печати позволяют хранить справочную ин-формацию по всем учебным заве-дениям — от школ до ссузов и вузов. Интернет-ресурс реализует также дополнительные функции: доступ к нормативным документам по лицен-зированию, аттестации и аккредита-ции учебных заведений, справочнику по всем региональным органам, вы-полняющим данные процедуры, фе-деральной базе данных экспертов по вопросам качества образования, сертифицированных Рособрнадзором.
Интернет-ресурс позволяет:
•    создавать электронные справочники образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;
•    вести электронные реестры лицензий и свиде-тельств о государственной аккредитации, выданных уполномоченным органом субъекта;
•    обеспечивать стандартизованные методы печати на бланках лицензий и свидетельств с приложениями;
•    получать информацию о федеральных образова-тельных учреждениях, функционирующих в регионе, нормативных документах по вопросам лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений;
•    автоматизировать подготовку различных отчетов.

Очевидно, что внедрение подобной системы, охватывающей всю систему образования и все регионы России, не может пройти в сжатые сроки. Необходимо, прежде всего, обучить специалистов, провести «тонкую настройку» системы с учетом всех особенностей, отладить схемы взаимодействия «Рос- обрнадзор — региональный орган».?
Поэтому предполагается использо-вание системы сначала в нескольких субъектах (сегодня к проекту подключились региональные органы управления образования Челябинской, Белгородской областей, Ставропольского края). Доступ к Интернет-ресурсу ог-раничен, для работы с ним необходим пароль, который выдается только после обучения пользователей.
Участники прошедшего совещания получили пароли для входа в систему. Впереди их ждет сертификационный экзамен для использования программы на своих рабочих местах.
Гости Росаккредагентства расска-зали «АО» о своей работе и подели-лись впечатлениями о мероприятии.

— В нашем регионе губернатор пос-читал нужным создать службу контроля за исполнением законодательства. Это происходит далеко не везде, есть, конечно, отделы при агентствах, управлениях. А у нас — целая служба при Департаменте образования, которая занимается вопросами лицен-зирования, аттестации и аккредита-ции образовательных учреждений в пределах своей компетенции. Служ-ба существует один год. Проблем по проведению проверок много. Сегодня нас больше всего волнует разработка нормативно-правовой документации. Частично мы получили ответы на волнующие вопросы. Еще одна проблема касается подготовки экспертов, особенно по процедурам аттестации. Красноярский край огромен, здесь более трех тысяч образовательных учреждений. И за последние шесть месяцев мы провели несколько обу-чающих семинаров для экспертов. Работа и дальше будет проводиться планомерно, а по ее результатам — выдаваться сертификаты. Продол-жает формироваться база данных экспертов. Но пока не сформирова-лось взаимодействие новой службы с органами управления образования. Не отработан вопрос информатиза-ции, создания информационных про-грамм, необходимых для проведения всех процедур комплексной оценки.

Любовь Викторовна Милохина,
директор Тамбовского областного государственного учреждения «Центр экспертизы образовательной деятельности»:
— В Тамбове при Управлении обра-зования и науки, которое возглавляет Н.Г. Астафьева, создан отдел лицензирования, аттестации и аккредитации. Наш Центр экспертизы проводит лишь соответствующие процедуры.
До сих пор при аттестации образова-тельного учреждения мы не решили проблему, как можно законодательно использовать результаты ЕГЭ. Центр экспертизы интересует вопрос: как не дублировать процедуру оценки качества с результатами ЕГЭ. Также хотелось бы знать, будет ли Рособрнадзор проводить курсы по подготовке экспертов или делегирует нам это право на местном уровне.

Наталия Александровна Шеваш- кевич, консультант отдела лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений Саратовской области:
— В нашем министерстве создан специальный отдел, который зани-мается вопросами лицензирования, аттестации и аккредитации. Но в этом отделе всего три человека на три тысячи образовательных учреждений! Это, конечно, маловато для организации хорошей работы. Тем не менее служба существует более десяти лет, и за это время нам удалось создать штат экспертов. Обучаем экспертов сами, на практической основе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector