МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Задания для творческой работы

Сделайте анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова: «Sentez», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк». Соотнесите мотив чтения с библейскими образами и мотивами. Проследить эволюцию художественной картины мира Лермонтова от ранней лирики к зрелой.

Внимательно прочитайте приведенные ниже стихотворения, сделайте комплексный анализ, в котором определите роль мотивов «чтения» и «страницы» в контексте художественной картины мира.

Передо мной лежит листок

Совсем ничтожный для других,

Но в нем сковал случайно рок

Толпу надежд и дум моих.

Исписан он твоей рукой,

И я вчера его украл,

И для добычи дорогой

Готов страдать – как я страдал!

                          (1, 172)

Ключевые аспекты анализа:

Сделать анализ лирического потока мысли. Какова природа лирического самораскрытия?

Определить семантику оппозиции «Я» и другие.

Прокомментировать мотив  «воровства».

Образ «листка» в контексте взаимосвязанных мотивов «письма» и «чтения».

Я не для ангелов и рая

Всесильным Богом сотворен;

Но для чего живу страдая,

Про это больше знает он.

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник.

Для мира и небес чужой:

Прочти, мою с его судьбою

Воспоминанием сравни,

И верь безжалостной душою,

Что мы на свете с ним одни.

                             (1, 249)

 

 

 

 

 

Ключевые аспекты анализа:

Онтологическая картина мира и судьбы героя.

Проблема мировых оппозиций Бог / демон по отношению к лирическому «я».

Миро-творение и стихо-творение как факт лирического события, роль мотива чтения в романтической картине мира. Функция лирического адресата в творческом процессе.

           В АЛЬБОМ

          (Из Байрона)

Как одинокая гробница

Вниманье путника зовет,

Так эта бледная страница

Пусть милый взор твой привлечет

И если после многих лет

Прочтешь ты, как мечтал поэт,

И вспомнишь, как тебя любил он,

То думай, что его уж нет,

Что сердце здесь похоронил он.

                              (1, 406)

Ключевые аспекты анализа:

Мотив чтения как лирическое событие ритуального действия.

Прокомментировать художественное сравнение страницы с гробницей, стихотворения с надгробной надписью.

Мотив «похорон сердца» на альбомном листе и семантика «альбома».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector