Финансовая устойчивость страховой компании и направления ее государственного регулирования

Регулирующая  функция  государства  в  страховой  деятельности  может проявляться в различных формах: принятие законодательных актов,  регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования, проведение специальной  налоговой политики, установление различного рода льгот страховым  компаниям  для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого  правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием  страховщиков.  Выполнение  регулирующей  функции  государства,  как  правило,  возлагается на специальный  орган — государственный  страховой  надзор.

В России таким органом страхового надзора являлась Федеральная служба  страхового надзора (Росстрахнадзор),  созданная  в  1993 г.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14.08.96 г. № 1176 функции  Росстрахнадзора были переданы Министерству финансов РФ, в составе которого был образован Департамент по страховому надзору. В настоящее время до принятия закона о страховом надзоре служба по надзору за страховой деятельностью именуется «Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью».

Согласно законодательству государственный надзор за страховой  деятельностью учрежден для соблюдения требований законодательства  Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг,  защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных  лиц и государства. Важность государственного регулирования страхового рынка  определяется следующими причинами.

Во-первых, страхование является особой отраслью, которая является гарантом бесперебойности и стабильности общественного производства. Любые  нарушения в деятельности страховщиков могут негативно сказаться на всем  процессе производства.

Во-вторых, необходимость государственного надзора вытекает из самой  сущности договоров страхования. Страхование не является таким простым  товаром, о котором каждый человек может составить правильное понятие.

Дело осложняется тем, что страховой договор обычно заключается на  длительный срок. Необходима твердая, прочная уверенность в том, что страховая  компания будет в состоянии выполнить свои обязательства в любое время.  Неосведомленный в страховом деле страхователь не может защитить своих  интересов. Для этого нужна помощь государства.

В третьих, страховые компании аккумулируют огромные финансовые  ресурсы. Собственный капитал страховщика составляет относительно  небольшую часть по сравнению с теми средствами, которые он собирает со  страхователей, и которые, по существу, принадлежат последним.

Финансовая мощь страховых компаний, оказывающих большое влияние на  финансовый рынок, имеет важное значение для размещения государственных  займов.

Учитывая особую роль страхования как фактора, обеспечивающего  стабильность общественного производства, служба страхового надзора  предъявляет наиболее высокие требования к обеспечению финансовой  устойчивости страховых компаний.

Такой подход в нынешних условиях является вполне разумным. Это  объясняется тем, что становление российского страхового рынка осуществляется  в чрезвычайно сложных условиях. Подавляющее число страховщиков не имеет  достаточного опыта работы, отсутствует достоверная статистика, в силу чего  большинство принимаемых на страхование рисков в нужной степени не изучены.  С другой стороны, в силу неразвитости механизма защиты прав потребителей,  отсутствия нормального режима судопроизводства, клиенты практически  лишены возможности самостоятельно удовлетворить претензии к страховому  предприятию в случае невыполнения последним своих  обязательств.

 Отличительной особенностью российского страхового рынка является  также неразвитость внутренних механизмов регулирования рынка, к которым  принято относить деятельность создаваемых страховщиками самостоятельно  союзов и ассоциаций, а также страховых и перестраховочных пулов. Поэтому  установление государством обязательных требований по обеспечению  финансовой устойчивости страховщиков, а также деятельность специализированного государственного органа — ведомства страхового надзора,  направленная на контроль за соблюдением этих требований, становятся  объективно  необходимыми.

,

Безусловно, если риск нераспознаваем, т.е. если нельзя точно определить  вероятность его наступления и его размер, то никакие технические действия  страховщика  или  решения  государственных  органов  не  способны  обеспечить  его покрытие. Но активная роль государства позволяет придать стройность  системе страховой защиты,  максимально использовать имеющиеся резервы  и  емкость рынка, оптимизировать использование  финансовых  ресурсов. В научной литературе понятие финансовой устойчивости страховой компании начало изучаться в последние годы. Раньше проблема обеспечения финансовой устойчивости страховщика не была актуальной, так как для Госстраха СССР она обеспечивалась автоматически за счет огромного страхового поля. В литературе исследовалась финансовая устойчивость страховых операций, как постоянное сбалансирование или превышение доходов над расходами страховщика в целом по страховому фонду. Для оценки финансовой устойчивости страховых операций применяется коэффициент Ф.В. Коньшина, который показывает степень вероятности дефицитности средств страхового фонда для предстоящих выплат.

Финансовая устойчивость страховщика — способность  выполнять  принятые  обязательства  по  договорам  страхования  при  возникновении  чрезвычайных  убытков  и  неблагоприятных  изменениях  экономической  конъюнктуры.

Действующее законодательство устанавливает, что основой  финансовой  устойчивости  страховщиков  является  наличие  у  них  оплаченного  уставного  капитала  и  страховых  резервов,  а  также  система  перестрахования.  Необходимо  признать,  что  здесь  упомянуты  далеко  не  все   факторы,  обеспечивающие  финансовую  устойчивость  страховщика.  Источником  информации  о  финансовом  положении  предприятия  является  составляемая  им  и  представляемая  в  установленном  порядке  учредителям  и  контрольным  органам  финансовая  отчетность. Как известно, финансовая отчетность включает  в  себя  два  основных  документа:  баланс  предприятия  и  отчет  о  прибылях  и  убытках  (в  российской  практике  — «Отчет  о  финансовых  результатах»).

На  основании  данных  финансовой  отчетности  можно  выделить  пять  факторов,  обеспечивающих  финансовую  устойчивость  страховщика:

√ достаточный  собственный  капитал;

√ обязательства   (включая  технические  резервы);

√ размещение  активов;

√ ограничение  единичного  риска  (перестрахование);

√ тарифная  политика.

Рассмотрим  каждое  из  направлений,  обеспечивающих  финансовую  устойчивость  страховщиков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector