Основной задачей высшей школы является подготовка творческих специалистов

Основной задачей высшей школы является подготовка творческих специалистов, способных использовать достижения науки и техники для постановки и решения новых задач, обеспечивающих создание продукции мирового уровня. Педагоги новаторы уделяют серьезное внимание развитию творческих способностей студентов.

Проблема развития творческих способностей становится все более актуальной в связи с повышением роли двух факторов развития современной  техники: конкуренции качества и кибернетизации интеллектуальной деятельности инженера. Творческие способности нужны специалисту любой профессии и их развитие обеспечивается при изучении всего комплекса дисциплин данного профиля.

Общеобразовательные предметы являются базой для освоения специальных дисциплин в вузах. Начертательная геометрия является также теоретической основой для приобретения навыков чтения и выполнения чертежей деталей машин и механизмов. Работа инженера является наиболее творческой деятельностью, т.к. на всем протяжении истории развития человечества она связана с поиском, изобретением, разработкой и освоением новых машин, приборов и оборудования, новых технологий и материалов. Экспериментальные программы и инновационные технологии открывают реальные возможности для развития творческих способностей студентов. Каждый преподаватель, знающий и уважающий свою профессию заинтересован в результатах своего труда, его эффективности и продуктивности. Экзамены рассматриваются ими как подведение итогов их работы.

Зачем нужны экзамены? Ведь экзаменационная сессия – время нелегкое в жизни студента. Активная умственная деятельность, высокое нервно-эмоциональное напряжение – все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Казалось бы, можно оценить знания на основе результатов практических занятий, рефератов, индивидуальных заданий, олимпиад, конкурсов и т.п. Попытки организовать учебный процесс без экзаменов делались неоднократно. Однако, для проверки качества усвоения содержания предмета не удалось найти более эффективного способа. Экзамен – это не только проверка знаний, а продолжение учебного процесса, его самая ответственная часть. Это процесс обобщения и осмысления всего предмета, систематизация полученных знаний. Обстановка на экзамене и при подготовке к нему способствует концентрации напряжения воли, сознания и овладение навыками вести дискуссию, владеть собою, своими мыслями и речью. По результатам экзаменов можно в известной мере судить о постановке всего учебного процесса и работе преподавателей.

 Экзамены появились в Европе очень давно. Как проверка знаний студентов, необходимых для занятия тех или иных должностей или как форма завершения учебных занятий. В России первые экзамены ввел Петр 1, и проводились они по математике, что давало право на занятие офицерской должности. В 30 годах XYШ  века экзамены в России назывались «истязаниями», но проводились вдумчиво и гуманно. Преподавателям предписывалось вопросы задавать четко, ясно и гласно, неправильный ответ поправлять ласково, чтобы юность в конфуз не привести. В этом был большой педагогический смысл, который на сегодня очень актуален. Экзамен должен проводится с высокой требовательностью, но с большим педагогическим тактом и вниманием к юношескому возрасту. С течением времени экзамен превратился  в формальную процедуру, когда студенты ожидают не знаний, а того, что будет требовать преподаватель. Тимирязев К.А. отмечал, имея в виду дореволюционную школу, что все сводится к экзамену, а экзамен – к нулю. В советское время в вузах, в отличие от средней школы, была отменена текущая успеваемость, внимание было сосредоточено на курсовых экзаменах в установленные сроки. Это способствовало развитию творческой самостоятельности студентов. В то же время студенты были хорошо подготовлены. Проходило время, высшая школа развивалась, а форма проведения экзаменов не изменилась, что привело к критическому положению. К распространенным нарушениям в проведении экзамена относились: затягивание экзамена, необъективность оценок, эмоциональная перегрузка студентов и преподавателя, задание нечетких дополнительных (каверзных) вопросов, завышение  или занижение оценок с учетом посещаемости лекций и занятий и т. д. В связи с этим возникла необходимость вести поиск новых форм и способов контроля знаний студентов.

 В последние годы многие авторы обращаются к проблемам экзаменов [1 – 123…]. Существуют разнообразные методики проведения экзаменов, критерии оценки знаний, учитываются психологические аспекты и специфические особенности дисциплин.

В новых учебных программах дисциплины начертательная геометрия и черчение объединены в общий курс. Черчение логически согласовано с разделами начертательной геометрии и изучается после них. Таким образом, экзамен по начертательной геометрии становится промежуточным связующим этапом в изучаемой дисциплине. На экзамене проверяется не только усвоение теории начертательной геометрии, но и возможность базироваться на ней при дальнейшем изучении инженерной графики. Экзамен по начертательной геометрии имеет много специфических особенностей. Главная из них заключается в том, что на экзамене оцениваются не только знания, и практические навыки выполнения графических построений. Не осознанная субъективность в оценке знаний студентов, а иногда и тенденциозность, неотделима от традиционных (устных) форм приема экзаменов (влияние присутствия посторонних, ответов предыдущих студентов, настроения, негативной адаптации студентов (можно разжалобить, выпросить оценку), предшествующих оценок в зачетке, обаяния личности и т. п.). Естественно, что осознанные намерения преподавателя  добиться хорошего результата вследствие нажима (просьбы) или «сведения счетов» со студентом не допустимы, как противоречащие нормам морали или юридическим нормам.

Устная форма проведения экзамена по начертательной геометрии не уместна  и традиционно никогда не применялась. Как правило, устной беседе преподавателя со студентом предшествует выполнение графического задания, что соответствует деятельности будущего инженера. Письменная форма проведения экзамена (широко применяющаяся в Киевском инженерно-строительном институте) имеет много преимуществ: повышение объективности оценки знаний, создание условий для формализации контроля знаний, сокращение сроков проведения и т. д. Формализация экзаменационного процесса позволяет использовать технические средства и ЭВМ. Отсутствие личного контакта не позволяет преподавателю вскрыть всю глубину знаний студента, а студенту выяснить допущенные промахи и ошибки. Таким образом, экзамен становится формальной процедурой по констатации факта знания (или не знания) по предложенным вопросам, не предполагающей творческого процесса познания.

Оптимальным вариантом приема экзамена является полу формальный метод по специально разработанным картам, сочетающий в себе вышеотмеченные преимущества устного и письменного экзаменов [8, 9].

Результаты экзамена тесно связаны с текущим межсессионным контролем: чем лучше контроль и выше аттестация в семестре, тем лучше результаты на экзаменах. Проведение контрольной работы основного раздела «Позиционные задачи» по то же методике, как на экзамене, является как бы главной репетицией перед экзаменом. Примерно, за три недели полезно прогнозировать экзамен и принимать меры. Каналами информации для прогноза экзамена являются: активность восприятия студентов на лекциях, посещение  консультаций, результаты контрольных работ, защита эпюров и т.п.

В последние два десятилетия получила широкое распространение рейтинговая система определения качества учебы студентов [3, 5, 12, 19, 26, 27. 29, 46, 62, 66, 67, 68, 71, 81, 82, 88, 103, 123…]. На страницах журналов и газет в рамках дискуссии по вопросам применения рейтинговой технологии при обучении в высшей школе прошло много публикаций о накопленном опыте. Основным  преимуществом рейтинга является его организующее и активизирующее  влияние  на учебный процесс. Существенным недостатком системы рейтинга с самого начала была необходимость формирования в баллах оценки выполняемых работ. Традиционно на кафедрах начертательной геометрии и графики всегда имело место ранжирование студентов по результатам выполняемых графических работ. И студенты, даже самые нерадивые, всегда проявляют большой интерес  к его результатам, отражающимся в журналах преподавателей. Рейтинговая система предполагает строгий учет, который по инженерной графике проводится не  в балльной системе, а осуществляется графически на экране успеваемости. Рейтинг — это шкала достижений студентов по данному предмету, которая традиционно переводится на баллы (числа). Очевидно, что использование непосредственно этой шкалы очень наглядно и удобно для пользования.  Если, в случае необходимости, надо будет соотнести успехи в обучении данного предмета с другими дисциплинами, то всегда можно произвести пересчет на баллы. Экран успеваемости представляет собою бинарное поле или таблицу с двумя входами: фамилии студентов и перечень выполняемых работ. Работы, выполненные в соответствии с графиком или его опережением, отмечаются красным цветом,  а работы, выполненные с отставанием графика, фиксируются синим цветом. Студенты досрочно и качественно выполняющие текущие работы освобождаются от элементарных заданий и выполнят творческие графические задания, привлекаются к  участию в олимпиадах, конкурсах графических работ, написании рефератов и научно-исследовательской работе. Индивидуальные творческие задания подбираются студентам в результате бесед, проводимых с ними по теоретическим вопросам курса. Если формой итогового контроля по результатам семестра является зачет, то студенты, успешно справившиеся с предложенным объемом работ, автоматически  освобождаются от его сдачи. Если формой итогового контроля по результат семестра является экзамен, то студенты, успешно справившиеся с предложенным объемом работ,  получают так называемый допуск до сдачи экзамена. Студенты, не справившиеся с установленным объемом работ, фактически не допущены до экзамена. Единственным стимулом для систематической и успешной работы в семестре является возможность сдачи экзамена по результатам текущего контроля учебной работы в семестре (автоматом) [98, 105…]. Обучение в высшей школе требует от учащихся значительного интеллектуального и эмоционального напряжения, доходящего в период зачетных и экзаменационных сессий до пределов возможностей. Налагаясь на другие (социально-бытовые, экологические и т.д.) причины, это приводит к развитию нервно-психических заболеваний учащихся, среди которых часто оказываются и наиболее способные и целеустремленные студенты.

Очевидными преимуществами рейтинга являются: сокращение пропусков занятий без уважительных причин, ответственное отношение к своевременному выполнению и защите графических работ, стимулирование познавательной активности студентов, объективность оценки знаний, индивидуальны подход и творческое развитие личности. Положительным моментом рейтинговой системы является также то, что дифференцировано оценивания ту или иную работу студента, можно оказывать мотивированное влияние на необходимую сторону его деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector