Зачем нужны экзамены?

Зачем нужны экзамены? Ведь экзаменационная сессия – время нелегкое в жизни студента. Активная умственная деятельность, высокое нервно-эмоциональное напряжение – все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Казалось бы, можно оценить знания на основе результатов практических занятий, рефератов, индивидуальных заданий, олимпиад, конкурсов и т.п. Попытки организовать учебный процесс без экзаменов делались неоднократно. Однако, для проверки качества усвоения содержания предмета не удалось найти более эффективного способа. Экзамен – это не только проверка знаний, а продолжение учебного процесса, его самая ответственная часть. Это процесс обобщения и осмысления всего предмета, систематизация полученных знаний. Обстановка на экзамене и при подготовке к нему способствует концентрации напряжения воли, сознания и овладение навыками вести дискуссию, владеть собою, своими мыслями и речью. По результатам экзаменов можно в известной мере судить о постановке всего учебного процесса и работе преподавателей.

 Экзамены появились в Европе очень давно. Как проверка знаний студентов, необходимых для занятия тех или иных должностей или как форма завершения учебных занятий. В России первые экзамены ввел Петр 1, и проводились они по математике, что давало право на занятие офицерской должности. В 30 годах восемнадцатого  века экзамены в России назывались «истязаниями», но проводились вдумчиво и гуманно. Преподавателям предписывалось вопросы задавать четко, ясно и гласно, неправильный ответ поправлять ласково, чтобы юность в конфуз не привести. В этом был большой педагогический смысл, который на сегодня современен. Экзамен должен проводится с высокой требовательностью, но с большим педагогическим тактом и вниманием к юношескому возрасту. С течением времени экзамен превратился  в формальную процедуру, когда студенты ожидают не знаний, а того, что будет требовать преподаватель. Тимирязев К.А. отмечал, имея в виду дореволюционную школу, что все сводится к экзамену, а экзамен – к нулю. В советское время в вузах, в отличие от средней школы, была отменена текущая успеваемость, внимание было сосредоточено на курсовых экзаменах в установленные сроки. Это способствовало развитию творческой самостоятельности студентов. В то же время студенты были хорошо подготовлены. Проходило время, высшая школа развивалась, а форма проведения экзаменов не изменилась, что привело к критическому положению. К распространенным нарушениям в проведении экзамена относятся: затягивание экзамена, необъективность оценок, эмоциональная перегрузка студентов и преподавателя, задание нечетких дополнительных (каверзных) вопросов, завышение  или занижение оценок с учетом посещаемости лекций и занятий и т. д. В связи с этим возникла необходимость вести поиск новых форм и способов контроля знаний студентов.

 В последние годы многие авторы обращаются к проблемам экзаменов [1 — 71]. Существуют разнообразные методики проведения экзаменов, критерии оценки знаний, учитываются психологические аспекты и специфические особенности дисциплин.

В новых учебных программах дисциплины начертательная геометрия и черчение объединены в общий курс. Черчение логически согласовано с разделами начертательной геометрии и изучается после них. Таким образом, экзамен по начертательной геометрии становится промежуточным связующим этапом в изучаемой дисциплине. На экзамене проверяется не только усвоение теории начертательной геометрии, но и возможность базироваться на ней при дальнейшем изучении инженерной графики. Экзамен по начертательной геометрии имеет много специфических особенностей. Главная из них заключается в том, что на экзамене оцениваются не только знания, и практические навыки выполнения графических построений. Устная форма проведения экзамена по начертательной геометрии не уместна  и традиционно никогда не применялась. Как правило, устной беседе преподавателя со студентом предшествует выполнение графического задания, что соответствует деятельности будущего инженера. Письменная форма проведения экзамена (широко применяющаяся в Киевском инженерно-строительном институте) имеет много преимуществ: повышение объективности оценки знаний, создание условий для формализации контроля знаний, сокращение сроков проведения и т. д. Формализация экзаменационного процесса позволяет использовать технические средства и ЭВМ. Отсутствие личного контакта не позволяет преподавателю вскрыть всю глубину знаний студента, а студенту выяснить допущенные промахи и ошибки. Таким образом, экзамен становится формальной процедурой по констатации факта знания (или не знания) по предложенным вопросам, не предполагающей творческого процесса познания.

Для успешного проведения экзаменов необходимы критерии оценки знаний. Очень часто критерии оценки знаний сильно различаются не только для разных вузов и преподавателей, но и у одного преподавателя по отношению к разным студентам, в зависимости от присутствия посторонних («фактор присутствия»), ответов предыдущих студентов, настроения, негативной адаптации студентов (можно разжалобить, выпросить оценку), предшествующих оценок в зачетке, обаяния личности и т. п. Конечно, осознанные намерения преподавателя  добиться хорошего результата вследствие нажима (просьбы) или «сведения счетов» со студентом не допустимы, как противоречащие нормам морали или юридическим нормам. Но не осознанная субъективность в оценке знаний студентов, а иногда и тенденциозность, неотделима от традиционных форм приема экзаменов.

Оптимальным вариантом приема экзамена является полу формальный метод, сочетающий в себе вышеотмеченные преимущества устного и письменного экзаменов. Экзамен проходит одновременно у всей группы или потока. На экзамене присутствует один или несколько преподавателей. Вместо традиционных билетов, включающих три или четыре вопроса, студентам предлагается развернутая экзаменационная карта с большим количеством вопросов или задач. Начинается экзамен с графического ответа на первый вопрос, оцениваемый на хорошо (предварительная ориентация). С самого начала прохождения экзамена преподаватель подходит к студентам и оценивает их деятельность, задавая конкретизирующие и уточняющие вопросы. В зависимости от результата, полученного на первый вопрос, студент переводится к следующему вопросу такого или пониженного уровня. Идет этап подтверждения  суждения. Затем предлагается задача повышенной сложности, т.е. делается попытка повысить уровень знаний. Потом, снова подтверждение уровня и получение окончательной оценки. На всех этапах студент самостоятельно приводит графическое решение задач на своем рабочем месте (число решаемых задач не более четырех), а преподаватель обходит всех студентов, поочередно беседуя с ними. Такая схема прохождения экзамена соответствует сеансу одновременной игры с гроссмейстером и требует от преподавателя тщательной подготовки к экзамену. Для повышения объективности оценки знаний, исключения списывания и разгрузки преподавателя существует специальная схема раскладки экзаменационных карт, содержащих четыре разных варианта. Составление экзаменационных билетов является самым сложным и ответственным моментом в подготовке к экзамену. Необходимо тщательно проводить отбор материала, включенного в экзаменационные билеты. Основные разделы курса начертательной геометрии, имеющие значение для дальнейшего изучения черчения, должны найти отражение в каждом билете. При присвоении того или иного балла (оценки) вопросам или задачам экзаменационного билета, необходимо руководствоваться известными в педагогике гипотезами об уровнях усвоения, когда студент способен воспроизвести его в той форме, как он изложен на лекциях или в учебнике. Оценка хорошо соответствует уровню усвоения, позволяющему использовать знания для продуктивной деятельности по ранее известным образцам. Наконец, оценке отлично соответствует высший уровень усвоения, когда обучаемый способен на основе имеющихся знаний отыскать новые пути в процессе деятельности.

Результаты экзамена тесно связаны с текущим межсессионным контролем: чем лучше контроль и выше аттестация в семестре, тем лучше результаты на экзаменах. Проведение контрольной работы основного раздела «Позиционные задачи» по то же методике, как на экзамене, является как бы главной репетицией перед экзаменом. Примерно, за три недели полезно прогнозировать экзамен и принимать меры. Каналами информации для прогноза экзамена являются: активность восприятия студентов на лекциях, посещение  консультаций, результаты контрольных работ, защита эпюров и т.п.

Консультация перед экзаменом для студентов первого курса имеет большое значение. Первая консультация перед экзаменом назначается в начале подготовки к экзамену, т.е. после сдачи предыдущего экзамена. Цель этой консультации систематизация полученных знаний, уточнение программных вопросов, информация о проведении экзамена, оказание помощи в организации самостоятельной работы. Вторая консультация назначается за день до экзамена и имеет целью уточнение не ясных вопросов. Доброжелательность и индивидуальный подход к студентам на консультациях позволяет даже самым робким разобраться в сложных вопросах. Для студентов заочного отделения в период подготовки к экзаменам большую пользу приносит специально оборудованная моделями, плакатами и техническими средствами аудитория с дежурным преподавателем.

Экзаменатор должен обязательно знать и учитывать психологические факторы, Эмоциональное напряжение  на экзамене динамично зависит от оценки испытываемых его значимости и их успеваемости. Чтобы снизить травмирующее воздействие эмоционального напряжения необходимо устранить стрессоры – стимулы ее повышающие.  Самое высокое напряжение отмечается в период   ожидания за дверью, имеет место так называемый «стрессор ожидания». Предложенная методика позволяет его избежать.

 Результаты экзаменов должны аккуратно оформляться и анализироваться. Плохие результаты на экзаменах являются следствием упущений в работе кафедры и не достаточно четкой организации учебного процесса.

К сожалению, нельзя дать рекомендации на все случаи жизни по проведению экзаменов. Необходимо постоянно вести поиск новых форм контроля знаний студентов и критериев их оценки.

В последние годы наметилась либерализация учебного процесса Объявлено свободное посещение занятий (или не посещение занятий). Идут поиски новых форм подведения итогов учебной деятельности студентов: выполнение письменных контрольных работ, лабораторные работы и исследования, семинарские занятия, защита тех или иных выполненных заданий, охватывающих наиболее важные темы курса, и т. д. Известно, что во многих странах, особенно на Западе, широко распространена рейтинговая система определения качества учебы студентов. При ней не наблюдается та пиковая стрессовая ситуация, обычная для наших вузов, когда во всех коридорах и на всех этажах у дверей в волнении до оброчного состояния часами ждут, как экзекуции, студенты вызова на ковер, то бишь, к экзаменационному столу. Да и преподавателям достается с раннего утра до посинения высиживать «тройки», иногда – «четверку» и как редчайшее проявление божеского чуда – «пятерку». Три недели гудят студенты перед заветными дверями, а потом еще две недели на всех досках объявлений у кафедр красуются листки с датами пересдачи экзаменов задолжников. Экзамен как бы растянут во времени. Студент постоянно находится под преподавательским контролем. Составлен экран успеваемости. Студент и сам преподаватель видят как идет подготовка и заранее знают какой будет итог (прогнозируют результаты экзамена).

Оптимальным вариантом приема экзамена является полу формальный метод, сочетающий в себе вышеотмеченные преимущества устного и письменного экзаменов. Экзамен проходит одновременно у всей группы или потока. На экзамене присутствует один или несколько преподавателей. Вместо традиционных билетов, включающих три или четыре вопроса, студентам предлагается развернутая экзаменационная карта с большим количеством вопросов или задач. Начинается экзамен с графического ответа на первый вопрос, оцениваемый на хорошо (предварительная ориентация). С самого начала прохождения экзамена преподаватель подходит к студентам и оценивает их деятельность, задавая конкретизирующие и уточняющие вопросы. В зависимости от результата, полученного на первый вопрос, студент переводится к следующему вопросу такого или пониженного уровня. Идет этап подтверждения  суждения. Затем предлагается задача повышенной сложности, т.е. делается попытка повысить уровень знаний. Потом, снова подтверждение уровня и получение окончательной оценки. На всех этапах студент самостоятельно приводит графическое решение задач на своем рабочем месте (число решаемых задач не более четырех), а преподаватель обходит всех студентов, поочередно беседуя с ними. Такая схема прохождения экзамена соответствует сеансу одновременной игры с гроссмейстером и требует от преподавателя тщательной подготовки к экзамену. Для повышения объективности оценки знаний, исключения списывания и разгрузки преподавателя существует специальная схема раскладки экзаменационных карт, содержащих четыре разных варианта. Составление экзаменационных билетов является самым сложным и ответственным моментом в подготовке к экзамену. Необходимо тщательно проводить отбор материала, включенного в экзаменационные билеты. Основные разделы курса начертательной геометрии, имеющие значение для дальнейшего изучения черчения, должны найти отражение в каждом билете. При присвоении того или иного балла (оценки) вопросам или задачам экзаменационного билета, необходимо руководствоваться известными в педагогике гипотезами об уровнях усвоения, когда студент способен воспроизвести его в той форме, как он изложен на лекциях или в учебнике. Оценка хорошо соответствует уровню усвоения, позволяющему использовать знания для продуктивной деятельности по ранее известным образцам. Наконец, оценке отлично соответствует высший уровень усвоения, когда обучаемый способен на основе имеющихся знаний отыскать новые пути в процессе деятельности.

Результаты экзамена тесно связаны с текущим межсессионным контролем: чем лучше контроль и выше аттестация в семестре, тем лучше результаты на экзаменах. Проведение контрольной работы основного раздела «Позиционные задачи» по то же методике, как на экзамене, является как бы главной репетицией перед экзаменом. Примерно, за три недели полезно прогнозировать экзамен и принимать меры. Каналами информации для прогноза экзамена являются: активность восприятия студентов на лекциях, посещение  консультаций, результаты контрольных работ, защита эпюров и т.п.

Консультация перед экзаменом для студентов первого курса имеет большое значение. Первая консультация перед экзаменом назначается в начале подготовки к экзамену, т.е. после сдачи предыдущего экзамена. Цель этой консультации систематизация полученных знаний, уточнение программных вопросов, информация о проведении экзамена, оказание помощи в организации самостоятельной работы. Вторая консультация назначается за день до экзамена и имеет целью уточнение не ясных вопросов. Доброжелательность и индивидуальный подход к студентам на консультациях позволяет даже самым робким разобраться в сложных вопросах. Для студентов заочного отделения в период подготовки к экзаменам большую пользу приносит специально оборудованная моделями, плакатами и техническими средствами аудитория с дежурным преподавателем.

Экзаменатор должен обязательно знать и учитывать психологические факторы, Эмоциональное напряжение  на экзамене динамично зависит от оценки испытываемых его значимости и их успеваемости. Чтобы снизить травмирующее воздействие эмоционального напряжения необходимо устранить стрессоры – стимулы ее повышающие.  Самое высокое напряжение отмечается в период   ожидания за дверью, имеет место так называемый «стрессор ожидания». Предложенная методика позволяет его избежать.

 Результаты экзаменов должны аккуратно оформляться и анализироваться. Плохие результаты на экзаменах являются следствием упущений в работе кафедры и не достаточно четкой организации учебного процесса.

К сожалению, нельзя дать рекомендации на все случаи жизни по проведению экзаменов. Необходимо постоянно вести поиск новых форм контроля знаний студентов и критериев их оценки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector