Возможные темы занятий по повышению квалификации

  1. Общая психология
  2. Социальная психология
  3. Психологическая диагностика
  4. Социальная диагностика
  5. Психология малой группы
  6. Психология конфликта
  7. Психология общения.
  8. Семейная психология
  9. Возрастная психология
  10. Геронтопсихология
  11. Социальная геронтология
  12. Педагогика
  13. Консультирование (индивидуальное, групповое, семейное, профессиональное)
  14. Подготовка кадров и кадровый менеджмент.
  15. Управление инновационными процессами
  16. Маркетинг услуг.
  17. Организация защиты прав детей
  18. Современная гендерология
  19. Стратификационные основы современного общества.
  20. Деятельность негосударственных организаций.
  21. Стандарты качества жизни.

Опубликован проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», где акцентируется необходимость создания системы непрерывного образования:

Целый раздел посвящен повышению квалификации и переподготовке кадров и рабочих, и специалистов

Уже в 2009 г. планируется проведение конкурсов инновационных программ непрерывного профессионального образования среди учреждений, реализующих программы непрерывного профобразования.

Дополнительное профессиональное образование социальных работников

Сложности экономической и политической жизни, социально-экономические изменения в стране делают профессию социального работника остроактуальной. Социальная сфера охватывает практически все аспекты жизни общества и почти везде ощущается нехватка специалистов, имеющих специальную подготовку для профессиональной деятельности. В стране и в Кузбассе быстро растет сеть специализированных учреждений социальных служб. Статистические данные свидетельствуют, что количество учреждений социального обслуживания населения возросло за последние годы почти в 6 раз, созданы и функционируют государственные, муниципальные и негосударственные социальные службы; количество социальных работников ежегодно увеличивается на 10, 5%.

Необходимость дополнительного профессионального образования специалистов по социальной работе обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, специальной подготовки специалистов по социальной работе и социальных работников в нашей стране до 1993 г. не велось; это привело к тому, что на этих должностях до сих пор работают люди, не имеющие специального образования; во-вторых,  недостаточный профессионализм специалистов непосредственно отражается на результативности работы всего  учреждения; в- третьих, процессы модернизации социальной сферы, ее реформирование предполагают умения выполнять новые задачи: поиск новых методов и технологий работы с клиентами, разработку методических пособий, участие в научно-практических конкурсах, подготовку и реализацию социальных проектов, обновление устаревшей системы работы с кадрами, повышение уровня психолого-педагогической и методической помощи сотрудникам и освоение новых форм работы по по­вышению их квалификации.

С учетом вышесказанного актуализируется роль системы дополнительного профессионального образования социальных работников, призванной формировать у них готовность к инновационной деятельности, способствовать развитию профессионально-личностных качеств, востребованных в динамично развивающейся профессиональной деятельности. Профессиональное развитие социальных работников во многом зависит от эффективности системы его непрерывного образования с учетом конкретных данных об уровне  профессионализма, мотивах и образовательных потребностях.

Содержание переподготовки и повышения квалификации должно строиться на анализе образовательных потребностей социальных работников определяется основными положениями теории социальной работы и потребностями профессионального развития специалистов по социальной работе различного уровня и мест работы.

Для изучения уровня профессионализма нами был проведен опрос среди социальных работников — слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации Кемеровского государственного университета. Результаты, полученные нами в ходе проведенного исследования, обусловливают необходимость создания условий для совершенствования системы дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и профессионально-личностного развития специалистов по социальной работе.

Анализ анкет позволил сделать вывод, что 51, 4 % респондентов работают в городских Центрах социального обслуживания населения, Центрах реабилитации и Центрах помощи семье и детям,  остальные обслуживают клиентов в сельской местности. На момент исследования около 50% социальных работников не проходили повышение квалификации семь и более лет. Только 1% респондентов имеет образование по специальности «Социальная работа». Остальные пришли в систему социальной защиты населения из сферы образования, из сферы услуг, из промышленности, либо имеют лишь основное общее образование.

Результаты исследования свидетельствуют, что необходимость повышения квалификации обусловлена: 1) отсутствием специального профессионального образования у практикующих социальных работников; 2) расширением видов деятельности социальных работников (работа с пожилыми людьми, трудными детьми, в здравоохранении; в системе образования, в системе исполнения наказаний и др.); 3) развитием теории и практики социальной работы и социальной педагогики; 4) возможностью изучать и адаптировать зарубежный опыт социальной работы. На основе проведенных исследований мы сформулировали ряд противоречий:

1. Между готовностью социальных работников повышать свою квалификацию через разнообразные формы работы и отсутствием подобной вариативности в  существующем содержании, формах повышения квалификации.

2. Между необходимостью построения содержания повышения квалификации на основе изучения реальных образовательных потребностей и отсутствием возможностей реализации индивидуального подхода в существующей системе повышения квалификации.

Устранение этих противоречий, на наш взгляд, возможно при реализации нескольких условий. Во-первых,  построение повышение квалификации на основе диагностики индивидуальных затруднений, образовательных потребностей социальных работников, с правом составления своей индивидуальной программы повышения квалификации. Во-вторых, создание условий для совершенствования профессионального мастерства, деловых качеств социальных работников, подготовка к выполнению профессиональных обязанностей, связанных с функционированием и развитием учреждений, координация исследований и инновационной деятельности. В связи с этим важно создать условия для выбора социальным работником содержания, форм и методов методической работы, способствующих их профессиональному росту; содействовать сотрудничеству социальных служб и ученых. Хорошей возможностью для реализации индивидуальной траектории повышения квалификации будут модульные образовательные программы повышения квалификации, что обеспечит право социального работника свободно выбирать учебные курсы и программы, которые отвечают его интересам; позволят повышать квалификацию без отрыва от производственного процесса.

Мы полагаем, что одной из возможностей совершенствования системы дополнительного профессионального образования может считаться построение ее на основе идеи и принципов непрерывности.

В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. под непрерывным образованием понимается процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector