система непрерывного образования как комплекс государственных и общественных образовательных учреждений

Исследователи представляют систему непрерывного образования как комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающий организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординировано решающих задачи воспитания, образовательной, профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни [2, с. 5; 3, с. 20].  Систему непрерывного образования, создаваемую для удовлетворения потребностей общества, предлагается реализовать через широко разветвленную «образовательную сеть», которая позволит осуществить процесс систематического, целенаправленного, последовательного образования и разностороннего развития личности на протяжении всей жизни.

В деле организации системы непрерывного образования полезно присмотреться к мировому опыту. При решении назревших проблем в обучении возможно использовать зарубежный опыт в таких областях, как подготовка компетентного специалиста; организация многоуровневого профессионального образования; разработка стандартов профессиональной деятельности; создание устойчивой структуры «предприятие — вуз». Зарубежные педагоги убеждены, что в скором будущем образование станет непрерывным процессом.

Проблемой организации непрерывного образования, действующей в интересах современного производства и социальных потребностей общества, занимаются ученые разных стран мира. Общим положением, из которого исходят специалисты, является то, что главной целью системы непрерывного образования должно быть наращивание интеллектуального потенциала страны, повышение образовательного и культурного уровня населения, качество обучения и воспитания во всех звеньях системы образования.

Эксперты ЮНЕСКО в документе, подготовленном Х1Х Генеральной конференции ЮНЕСКО [4]  по вопросу о деятельности организации в области непрерывного образования, определяют его как «… не ограниченное ни во времени относительно сроков обучения, ни в пространстве относительно места, ни относительно методов обучения; оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования, направленные на достижение гармоничного развития потенциальных способностей личности и прогресса в преобразовании общества». Далее оно определяется как «средство связи и интеграции», дающее возможность синтезировать «ряд элементов» в уже существующей системе образования и как «основополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев системы образования».

Как видно, в определении содержится важная мысль о том, что непрерывное образование является основополагающим принципом организации системы образования. Кроме того, на наш взгляд, заслуживает внимания положение о том, что в развитии непрерывного образования важную роль должна сыграть действующая система образования. Речь идет не о создании новой системы образования, а об интеграции элементов существующей системы и элементов непрерывного образования в единую систему.

Институт образования ЮНЕСКО, проводящий с 1972 года исследования по проблеме непрерывного образования, принял определение непрерывного образования [4]. В этом определении сильны культурный, социальный и экономический аспекты, признается множественность и разнообразие ценностей и сообществ. Ясно, что непрерывное образование не может быть сведено лишь к получению «высшего образования». В определении содержится как традиционный, так и новаторский подходы к послеобязательному образованию: образование взрослых, неофициальное обучение, высшее образование, подготовка и переподготовка, профессиональное и непрофессиональное обучение. Также предъявляются требования к улучшению качества жизни через естественную и социальную окружающую среду, через поощрение к участию в сообществах и вовлечение, использование местных условий и ресурсов. Здесь явно акцентируются основные идеи – демократизация, всесторонность, индивидуализация, качество жизни, – которые являются частью работы по созданию системы непрерывного образования.

Технический директор Института образования ЮНЕСКО Р. Х. Дейв рассматривает образование в его полноте, включая образование, полученное в домашних условиях, школе, сообществе, на рабочем месте и через средства массовой информации и других ситуациях и структурах, для овладения и распространения просвещения, что отражено в определении: непрерывное образование – это «… всесторонний аспект, который включает официальное и неофициальное образование, проходящее через всю жизнь индивидуума для достижения наиболее полного развития в личной, социальной, профессиональной жизни»  [5, с. 30].

Неотъемлемой частью непрерывного образования в США рассматривается подготовка кадров. Американский педагог Н. Цетрон  [6, с. 3-6] отмечает, что стране требуется более совершенная система профессионального образования. Так как следующее поколение, по подсчетам ученых, на протяжении жизни будет в среднем 5 раз полностью менять профиль работы, а это, естественно, потребует постоянной переподготовки, Н. Цетрон сформулировал ряд требований, удовлетворение которых позволит повысить качество образования взрослых:

  1. Обеспечить гибкость курсов с учетом потребностей отдельных обучающихся, использовать индивидуальные учебные программы.
  2. Привлекать преподавателей-почасовиков из промышленности, бизнеса.
  3. Осуществить интеграцию бизнеса и промышленности с государственной системой образования. Фирмы, предприятия должны повышать квалификацию своих сотрудников. Для этого необходимо заключить договоры на обучение с образовательными учреждениями. Для обучающихся – это возможность получить практический опыт, необходимый для эффективного вхождения в профессию.

Осуществление подобных требований может сделать более эффективным процесс обучения и профессиональной подготовки и в нашей системе образования. Необходимы меры, которые позволят избежать характерную для традиционной системы образования обособленность академической подготовки от практической, осуществить практическую направленность обучения на основе интеграции высших образовательных учреждений с предприятиями, что послужит базой для приобретения практических навыков.

На наш взгляд, позиции отечественных и зарубежных ученых-исследователей во многом совпадают (некоторые идеи уже воплощены в жизнь). Так, по мнению наших исследователей, система непрерывного образования призвана решать двуединую задачу: обеспечение развития личности, ее возрастающей потребности в получении различных знаний, независимо от возраста, первоначально приобретенной профессии, но с обязательным учетом индивидуальных особенностей, мотивов, интересов; удовлетворение потребностей производства в кадрах, имеющих необходимый уровень образования и профессиональной квалификации. Содержание этой задачи, стоящей перед системой образования, логично вытекает из общей ориентации современного общества на гуманизацию личности и демократизацию общественных отношений.

Мы полагаем, что наиболее полная формулировка требований к организации системы непрерывного образования в современных условиях выражена А. П. Владиславлевым  [7]:

— быстрый количественный рост системы образования;

— большая гибкость и подвижность системы образования;

— всемерное развитие навыков самостоятельного получения знаний, способности ориентироваться в огромном потоке информации, умения отбирать и осваивать необходимые знания;

— индивидуализация образования;

— необходимость организации в достаточном количестве таких видов и форм образовательных учреждений, в рамках которых каждому члену общества была бы предоставлена возможность получать любые потребовавшие ему знания.

Ясно, что часть этих требований можно реализовать в рамках существующей образовательной системы, но, однако, чтобы создать гибкую систему образования, нужны новые типы учебных заведений, развитие материальной базы, пересмотр сроков обучения, а учебно-воспитательный процесс нуждается в таких формах и методах, которые бы стимулировали активность личности, побуждали ее раскрывать свои потенциальные возможности.

Учитывая, что в разных регионах страны разрабатываются и проверяются различные модели непрерывного образования, характеризующиеся разнообразием форм и методов, необходимо определиться с принципами, на основе которых осуществляется реализация целей непрерывного образования. Мы смеем утверждать, что как область научного познания идея непрерывного образования по содержанию, организации и формам работы подчиняется не только общим принципам демократизма, гуманизма, дифференциации и индивидуализации, но и конкретизирующим принципам гибкости, единства и многообразия. Индивидуализация образования предполагает и общую подготовку широкого профиля, и профессиональную подготовку, обеспечение которой требованиям конкретного производства может быть достигнуто при условии тесного контакта учебных заведений и соответствующего предприятия. Полагая, что непрерывное образование как педагогическая система представляет  собой единство содержания, методов, приемов и форм приобретения, углубления и расширения общего и специального образования, социальной зрелости, профессиональной компетентности, эстетической, этической и умственной культуры, нравственного совершенствования через систему учебных заведений и в процессе самообразования, мы сформулировали следующие принципы профессиональной подготовки в условиях непрерывного образования:

— многообразие и гибкость, что предполагает разнообразные формы образования, возможность перехода из одного учебного заведения в другое, а также возможность преподавателя варьировать учебные программы, темы, разделы и сроки;

— единство и целостность системы, что предполагает обеспечение взаимосвязи и преемственности всех звеньев, неразрывную связь обучения и воспитания на всех этапах их развития, взаимосвязь и взаимодополняемость подсистем (элементов) образования, входящих в систему непрерывного образования, что означает возможность свободного перехода людей на новые, более высокие уровни образования. Также предполагается разнообразие учебных заведений и многообразие средств, форм и методов обучения, право выбора которых принадлежит преподавателю;

— интеграция образовательного процесса и практики. Принцип функциональной интеграции становится одним из базовых организационных принципов практико-ориентированного обучения. Одновременно он выступает в качестве важного методологического принципа, поскольку его реализация позволяет решить многие дидактические задачи, обогатить содержание образовательных программ;

— инновационность обучения. Инновационный подход к решению образовательных задач – это возможность компенсации недостающих знаний инновационного характера у обучающихся, поскольку высшее профессиональное образование в силу своей функциональной специфики не в состоянии с должной степенью оперативности реагировать на изменения, происходящие на практике;

— принцип блочного построения содержательной структуры практики. При этом на различных этапах обучения в качестве базовых содержательных блоков выступают задания, направленные на формирование усложняющихся уровней компетентности; эти блоки заданий последовательно расширяются и углубляются, трансформируются в зависимости от целей и задач этапа обучения, специфики базы практики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector