принципы, лежащие в основе деятельности системы непрерывного образования

Изучение литературы, практики, сложившейся в стране и за рубежом, позволяет сделать вывод, что принципы, лежащие в основе деятельности системы непрерывного образования, могут реализовываться в рамках следующих подсистем непрерывного образования:

  1. Подсистема допрофессионального образования. Цель этой подсистемы заключается в формировании у подрастающего поколения общеобразовательных научных знаний, общетрудовых умений, приемов творческой деятельности, ценностных ориентаций, обеспечивающих осознанную, сочетающую личные интересы с общественными потребностями социально-профессиональную ориентацию и выбор пути подготовки к профессиональной деятельности. Эта цель реализуется дошкольными, внешкольными учреждениями и общеобразовательной школой.
  2. Подсистема профессионального образования и воспитания. Ее цель – формирование у каждого члена общества профессиональных знаний и умений, опыта творческой деятельности, личностных качеств, обеспечивающих его активное включение в профессиональную общественную деятельность на определенном образовательно-квалификационном уровне; эта цель реализуется всеми видами профессиональных учебных заведений.
  3. Подсистема поддержания на современном уровне и совершенствования общих и профессиональных знаний. Цель подсистемы – постоянное обновление, углубление, расширение профессионально значимых знаний, навыков в рамках ранее достигнутого профессионального уровня; обогащение опыта творческой деятельности занятых в экономической сфере членов общества, обеспечивающее повышение эффективности их труда в условиях быстрого развития науки, техники, технологий. Эта цель реализуется всеми видами профессионального образования.
  4. Подсистема образовательно-культурного совершенствования и самообразования. Цель ее – формирование и совершенствование знаний, умений и опыта в различных областях науки, техники, культуры, спорта, непосредственно не связанных с профессиональной деятельностью, обеспечивающие удовлетворение разнообразных духовных и физических потребностей, их разностороннее развитие.

Учитывая смену целевой ориентации образования – от текущей производственно-необходимой функции образования к перспективной, ориентирующей на развитие творческого потенциала личности, деятельность этих подсистем должна способствовать удовлетворению многообразных потребностей личности, но, по нашему мнению, данные подсистемы слишком изолированы друг от друга, что делает невозможным взаимосвязь между ними. Проблема стыковки разных этапов обучения сложна. Эта сложность и порождает многозначность ее решения. Но недостаточно просто предоставить людям благоприятные условия для получения или продолжения образования. Необходимо еще вызвать активное желание воспользоваться предоставленными возможностями. Иначе неизбежен «синдром образовательной индифферентности» населения. Понятно, что потребность в образовании должна сознательно, целенаправленно формироваться обществом. Для успешного осуществления образовательной деятельности общество должно быть готово удовлетворить потребность каждой личности в получении желаемого образования (по срокам, содержанию, способу, уровню), но для этого должно быть воспитано стремление людей к образованию.

Потребность личности в образовании носит интегративный характер, объединяющий социальные, духовные и материальные запросы личности. Учитывая это, можно выделить несколько аспектов проблемы стимулирования образования: требования к общей культуре, к образованию, к мотивации. Стимулирование образования предполагает развитие и обогащение перспектив личности, расширение представления об образовании как о социальной ценности, позволяющей постигать все другие ценности, которые может предложить общество.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector