Качество подготовки специалистов

5.1. Работа по управлению качеством на факультете осуществляется по графику, разработанному Советом по качеству КемГУ. Работа осуществляется по утвержденным стандартам. Управление качеством предполагает полное документирование деятельности кафедр, для чего разработана номенклатура дел, в соответствие с которой организуется документооборот факультета. Ведутся журналы входящей и исходящей документации, журналы учета учебной нагрузки преподавателей, журналы учета поступающих письменных работ (курсовых, контрольных, дипломных работ студентов). Протоколы заседаний кафедр и заседаний совета факультета хранятся в соответствии с номенклатурой дел университета. Документально оформлена организация учебной, научной работы, аспирантуры. Все кафедры факультета являются выпускающими,  ведется оценка результативности дипломных работ. Поддерживается обратная связь с выпускниками.

5.2. Преподаватели факультета проводят работу с потенциальными абитуриентами, участвуют  в качестве консультантов в работе приемной комиссии. Преподаватели факультета осуществляют работу по профессиональной ориентации молодежи на довузовском этапе. Два-три раза в год готовятся и проводятся Дни открытых дверей факультета, в которых кроме преподавателей, принимают участие и студенты 4-5 курсов.  Регулярно в течение всего учебного года преподаватели участвуют в семинарах, встречах и «круглых столах» с учителями и школьниками, эти мероприятия организуются в общеобразовательных учреждениях и на базе научно-методического центра г. Кемерово. Также преподаватели факультета руководят научно-исследовательскими работами школьников и участвуют в работе жюри конкурсов научно-исследовательских проектов «Эрудит» и «Интеллектуал». Во время работы приемной комиссии преподаватели организуют консультации для абитуриентов и их родителей. Проходной балл по «Психологии» в 2008 году составил 137 баллов, по «социальной работе» — 130 баллов. Кроме этого, на факультете проводится работа по изучению мнений работодателей о качестве подготовки выпускников.

5.3. Уровень подготовки выпускников

5.3.1. по результатам промежуточной аттестации, при самообследовании. Для самообследования были выбраны 3 учебных курса из ОПД, 3 учебных курса из СД, 3  — ДС. При проверке остаточных знаний использовалась следующая шкала:

менее 30% правильных ответов — 2

30%-49% правильных ответов – 3

50% — 69% правильных ответов- 4

70% — 100% правильных ответов — 5

По «Теории социальной работы»100% бакалавров выполнили задания на «отлично», среди специалистов  на «отлично» справились 86,5 % студентов, 6,7 % студентов – на «хорошо», 6,7% студентов – на «удовлетворительно».

По курсу «Правовое обеспечение социальной работы» 16 % студентов – на «хорошо», 84 % студентов – на «отлично»;100% бакалавров ответили на «отлично».

По «Технологии социальной работы» 81,4% «отлично», 16,3% «хорошо», 2,3% «удовлетворительно».

По ДС2 «Стратификационные основы социальной работы» 19% студентов выполнили задания на «хорошо», 81% специалистов выполнили задания на «отлично».

По ДС 2 «Организация защиты прав детей» 100% студентов выполнили задания на «отлично».

По ДС 2  «Социальная диагностика» 10 % студентов выполнили задания на «хорошо», 90 % студентов – на «отлично».

По ДС 1 «Психологические основы социальной работы»75% — «отлично», 15% — «хорошо».

По ДС 1 «Психология управления в социальной работе» 53% — отлично, 41% — хорошо, 6% — удовлетворительно.

По ДС 1 «Клиническая психология в социальной работе» 65% — «отлично», 35% — «хорошо».

ОПД Клиническая психология – 2% «отлично», 73% «хорошо», 25% «удовлетворительно».

ДС «Психология массового сознания» 82,6% — отлично, 17,4% — хорошо

ДС «Психология конфликта» 94% — отлично, 6% — хорошо.

ДС «Развитие социально-психологических идей» 59,4% — отлично, 37,5% хорошо, 3,1% — удовлетворительно.

Таким образом, при самообследовании студенты специальности и направления «Социальная работа» и «Психология» показали высокие результаты.

5.3.2.В 2008 году по направлению «Социальная работа» 10 студентов дневного отделения защищали выпускную квалификационную работу. 70% — отлично, 30% — хорошо.

По специальности «Социальная работа» дневной формы обучения защищали дипломные работы 44 студента: 61% — отлично, 30% — хорошо, 9% — удовлетворительно.

По специальности «Социальная работа» ускоренной формы обучения 12 студентов защищало дипломные работы: 42% — отлично, 33% — хорошо, 25% — удовлетворительно.

Выпускные квалификационные экзамены сдали на отлично 50% бакалавров, 50% студентов ускоренной формы обучения т 66% дневной формы обучения. На хорошо: 40% бакалавров, 50% студентов ускоренной формы обучения и 29,5% — дневной формы обучения, на удовлетворительно – 10% бакалавров, и 4,5% студентов дневной формы обучения.

5.4. Студенты социально-психологического факультета участвовали в Интернет-тестировании (АСТ). На тестирование были выведены следующие дисциплины:

«Клиническая психология». 57,33% студентов дали правильные ответы (средний балл 3,77).

«Основы социальной медицины». 59,26% студентов дали правильные ответы (критериальное значение 50%)

«Теория социальной работы» 48, 07% студентов дали правильные ответы (средний балл 3,4). Бакалавры дали 48,2% правильных ответов (3,2).

«Технология социальной работы» 53, 44% студентов дали правильные ответы (средний балл 3,8).

Но мы предлагаем обратить внимание на объективные причины низких результатов тестирования.

Во-первых, не стоит отождествлять слабые результаты тестирования с отсутствием знаний у студентов, т.к. проведенное тестирование по технологии вуза дает основание считать, что подготовка студентов соответствует ФГОС.  Дидактические тесты, использованные в рамках самоаттестации, сертифицированы УМО вузов России по социальной работе.

Во-вторых, вопросы теста предназначены скорее для итоговой аттестации студентов, а не для студентов, обучающихся на 3 курсе. Знания, ожидаемые от студентов, носят междисциплинарный характер и гораздо шире дидактических единиц ФРОС.(например, автор «обратного трансферта», изобретатель опиума, производственное обеспечение от предприятий, двигательная активность как целительная часть медицины, брак по Гегелю, идеи Л. Гумилева, отчужденность личности по Дюркгейму и по М. Веберу, основатель рациональной этики, уголовное наказание за выращивание культур, содержащих наркотические вещества и пр.) К сожалению, отсутствует пояснительная записка к тесту, и не указан рекомендуемый для тестирования курс и семестр обучения. В нашем случае в тестировании участвовали студенты 5 семестра.

В-третьих, тест содержит большое количество вопросов по социологии, изучение которой студентами 3 курса (по учебному плану экзамен по Социологии в 5 семестре) ещё не завершено.

В-четвертых, к сожалению, не указаны учебники, на которые следует опираться при подготовке к тестированию, а рекомендованные учебники содержат часто разноречивую информацию. В процессе изучения «Теории социальной работы» мы опираемся на учебники Л. Гусляковой, Е. Холостовой, М. Фирсова. В тестах же содержатся вопросы из учебника: Е. Холостовой, но по «Технологии социальной работы», изучение данной учебной дисциплины ещё не завершено; из учебно-методического пособия «Теория и практика социальной работы»/под ред. П.Д. Павленка – 1993 года.Учебник М. Фирсова рекомендован для использования в вузах, но теоретические концепции, которым много внимания уделено в тесте, рассматриваются одним абзацем.

В-пятых, тесты содержат грамматические, фактические и методические ошибки, что затрудняет работу с ними и не позволяет дать верный ответ. Например, отсутствует указание на количество выборов ответов. Проведение теста предполагает обязательное наличие инструкции для испытуемых и методических рекомендаций по проведению тестирования для преподавателей, которые в данном случае не были представлены;

По «Технологии социальной работы» содержание тестов гораздо шире дидактических единиц, согласно  ГОС ВПО по данной дисциплине для специальности/направления «Социальная работа». Так,  более 50% вопросов теста соответствовала дисциплинам «Социология», «Социология труда», «История социологии». Именно при ответе на эти вопросы студенты показали низкие результаты;

Кроме того, некорректно сформулированы вопросы теста: тест содержит открытые вопросы, а также грамматические, и фактические ошибки. Кроме того, ответ на вопрос теста должен носить однозначный характер, в то время, как в предложенных тестах, ответы могут варьироваться, исходя из того, на какой учебник опираться. Так, например, при ответе на вопрос теста: «Подходящей считается работа» предлагается 5 вариантов ответа:

— связанная с переменой места жительства,

— удаленность от места жительства,

 — по специальности квалификации;

— по условиям труда;

— работа временного характера.

Из предложенных 5 вариантов возможны от 2 до 4 вариантов ответов. Кроме того, вопрос содержит грамматические ошибки.

Аналогично некорректно сформулированными считаем и другие вопросы. Например, вопрос «Уровень жизни людей за последние 10 лет …»

— в целом остался без изменений;

— снизился у всех;

— вырос у небольшого числа людей;

— снизился у основной массы населения;

— вырос у большинства населения».

Из данного вопроса непонятно, на какой источник или статистические данные, необходимо опираться, давая ответ, поскольку существует значительное число экономических и статистических подходов к определению «уровня жизни людей». Тем более, что сам термин «уровень жизни людей» в данном случае также должен быть обоснован.

Таким образом, исходя из полученных результатов, считаем целесообразным:

— составить аналитическую записку по содержанию тестов с замечаниями и предложениями в целях дальнейшего совершенствования тестовых материалов;

— в случае отсутствия действий по изменению тестового материала привлекать к тестированию специалистов по дисциплинам «Социология», «История социологии», «Социология труда» и др., в связи с тем, что объем часов учебной дисциплины «Технология социальной работы» не позволяет рассматривать учебный материал по вышеуказанным дисциплинам, представленный в тесте.

5.5. Востребованность выпускников факультета достаточно высокая на рынке труда области, о чем свидетельствуют заявки на выпускников со стороны работодателей. Заявки присылают  учреждения социальной защиты населения городов области, а также руководители образовательных учреждений. Департамент образования и науки области предоставил вакансии для трудоустройства в образовательные учреждения Кемеровской области (педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель). На педагогов – психологов и социальных педагогов присылают заявки  общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения города, кадровые агентства и консалтинговые группы запрашивают психологов-консультантов,  образовательные учреждения системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования предлагают вакансии методистов. Коммерческие организации (ООО, ЗАО) присылают заявки на психологов-консультантов, менеджеров по персоналу. Ряд медицинских учреждений (наркологический диспансер, женские консультации, дом ребенка) предлагает вакансии психологов и специалистов по социальной работе. Каждый год  по 1-2 студента продолжают обучение в аспирантуре «Общая психология», «Социальная психология».

5.6. Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, организации учебного процесса, уровне подготовки.

Результаты опроса работодателей об уровне подготовки выпускников свидетельствуют, что большая часть работодателей удовлетворена уровнем профессиональной подготовки специалистов. По их мнению, наибольшее влияние на эффективность профессиональной деятельности специалиста оказывают: базовые знания и умения, навыки работы на компьютере, способность работать в команде, умение представлять результаты своего труда, способность воспринимать и анализировать новую информацию. Оценка работодателями уровней профессиональной подготовки выпускников факультета позволяет сделать вывод о том, что наиболее высоко они оценивают уровень профессиональной общетеоретической подготовки, нацеленность на профессиональное развитие и готовность к дальнейшему обучению, немного ниже они оценивают владение иностранным языком и навыки управления персоналом.

11. Путевки, лечение и отдых

Дети

Половой состав факультета

жилье

матпомощь

дипломная работа по имиджу факультета

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector